Добрая фея бухгалтерского учета

Современный бизнес демонстрирует, что каждый делает то, что у него получается лучше других. Бухгалтерский аутсорсинг — возможность не только повысить качество ведения бухучета, но и сэкономить на штате

Cовокупная выручка участников рейтинга от оказания аудиторских услуг в 2005 году составила 501,3 млн рублей. Прирост по сравнению с показателями 2004 года составил 142%.

В разрезе аудиторских услуг с большим отрывом лидирует общий аудит (95%). Поступления в оставшейся доле рынка распределены следующим образом: банковский аудит — 51%, инвестиционный — 27%, страховой — 22%. Наиболее динамичный прирост имел место в сегменте банковского аудита — 225%.

Анализ клиентской базы аудиторов по отраслям экономики показывает, что максимальная часть заказов на аудиторские проверки поступила от торговых организаций (15% совокупной выручки), предприятий нефтяной и нефтегазовой промышленности (11%), электроэнергетики (11%) и строительства (10%). Отраслевая структура по сравнению с 2004 годом претерпела некоторые изменения. Прежде всего выросли заказы от топливно-энергетического комплекса: доля нефтянки выросла на 7 процентных пунктов, электроэнергетики — на 8. Одновременно снизилась доля машиностроения и металлообработки, которая в 2004 году составляла 11%, а в 2005–м — только 4%.

Избавиться от бухгалтера

Разделение труда породило специализацию, а особенности последней — аутсорсинг. Отталкиваясь от известного латинского выражения «Ubi nil vales, ibi nil veles» («Где ты ни на что не способен, там ты не должен ничего хотеть»), каждый должен заниматься тем, что у него лучше получается. В последнее время руководители предприятий начинают понимать, что обойтись без аутсорсинга невозможно. Сферы его применения довольно разнообразны и зависят от того, какие функции компания решает отдать на откуп стороннему исполнителю. В последнее время руководители решают этот вопрос для себя все более либерально: передают производственные, административные, маркетинговые, ИТ-, бухгалтерские функции на аутсорсинг.

Бухгалтерские работы относятся к функциям, которые не связаны с основной деятельностью компании, к тому же отнимают много ресурсов. Потому руководители предприятий передают ведение бухучета сторонней организации, желая убить двух зайцев: сэкономить средства на штате и повысить эффективность бизнеса. Чаще всего полномочия делегируются аудиторам и консультантам, которые и продвигают эти услуги.

Иметь или не иметь

Сколько стоит бухгалтер? Основные расходы — это заработная плата, а также комплектация рабочего места, вплоть до канцелярских товаров, иногда — автомобиль для главного бухгалтера. В бюджете небольшого предприятия это могут быть значительные затраты. «В денежном выражении экономию можно посчитать так. Единовременные расходы по поиску и найму сотрудника и организации его рабочего места могут составлять порядка двух тысяч долларов, ежемесячные расходы — минимум 700–800 долларов», — оценивает директор омской компании «Траст-консалтинг» Вадим Шелков.

Плюсом для руководителя станет и то, что объем работ привлеченного бухгалтера можно регулировать в соответствии с нуждами бизнеса. Нанятый в штат сотрудник может просиживать без работы, а затраты на содержание бухгалтерии все равно будут. В данном случае затраты можно увеличивать или сокращать по надобности. Привлекать специалиста для реализации отдельных проектов — например, при смене собственников, банкротстве, реорганизации, в период сдачи квартальных отчетов.

По статистике, вынос бухгалтерии на аутсорсинг позволяет экономить до 30%. Для разрешения дилеммы «иметь или не иметь» применительно к бухгалтерии выгоды от обращения к аутсорсеру предстают не только в виде экономии на содержании сотрудника в штате. Нелишне заметить, что наличие ошибок в отчетности сведется к минимуму, так как это будут компетентные специалисты. В случае же досадных недоразумений, скажем, неправильно начисленной зарплаты, несвоевременного предоставления документов, всю материальную ответственность несет компания-аутсорсер.

«На мой взгляд, сегодня правильно считать экономию на аутсорсинге не как экономию заработной платы, а как экономию на бухгалтерских ошибках. Аль Капоне приписывают фразу «Бухгалтер росчерком пера украдет больше, чем 10 вооруженных грабителей». И даже если бухгалтер абсолютно добросовестен, налоговое законодательство весьма сложно, местами противоречиво и очень быстро меняется, — говорит директор компании «САЙБИКОН» (Новосибирск) Владислав Шелепов. — Предприятие же, отдавшее учет на аутсорсинг, получает в пакете большой запас прочности — при возникновении любой сложной ситуации бухгалтер неизбежно посоветуется с аудитором, юристом, оценщиком. Причем эта дополнительная защищенность достается клиенту практически бесплатно, так как невозможно учесть и предъявить клиенту внутреннее консультирование».

Трудности перевода за штат

Все-таки бухгалтерия в штате еще долго не станет экзотикой. Существует ряд критически важных моментов, тормозящих развитие индустрии бухгалтерского аутсорсинга.

Например, одним из секретов того, что аутсорсинг на Западе гораздо более развит и востребован, является относительно высокий уровень заработной платы и высокая доля оплаты труда в себестоимости продукции. Основной козырь аутсорсинга — сокращение затрат на штатных сотрудников. В России уровень заработных плат ниже, потому не для всех предприятий вывод бухгалтерии за штат критичен с точки зрения снижения себестоимости.

Другую сложность представляет закрытость российских компаний, особенно региональных. Для руководителей вопрос конфиденциальности их финансовых показателей — один из самых щепетильных. Потому передача сведений о деятельности компании вызывает опасения, что отчетность будет доступна посторонним людям. В принципе, серьезным гарантом того, что данные о хозяйственной деятельности не разгласят, является хорошая репутация фирмы. В этой связи тенденция страхования профессиональной ответственности бухгалтеров — также бонус в копилку аутсорсеров.

Финансовым аутсорсингом в России чаще занимаются международные и крупные российские предприятия с именем. Так, среди компаний, принявших участие в нашем исследовании, только 29% оказывают услуги по ведению бухгалтерии.

Для регионалов заниматься таким бизнесом не всегда рентабельно. «Бухгалтерия на аутсорсинге — достаточно трудоемкая для исполнителя услуга. Квалифицированный специалист, способный решать задачи постановки и ведения бухгалтерского учета, рассчитывает на несколько большую заработную плату, чем ему может предложить небольшое предприятие за данный вид услуг. В среднем предлагаемая сумма договора по ведению бухгалтерского учета 3 000–6 000 рублей в месяц. Чтобы позволить себе содержать одного специалиста, аутсорсеру нужно заключить минимум 4–5 договоров либо привлекать кого-то по договору субподряда», — рассуждает экономист Новосибирского аудиторского товарищества Роман Якименко.

Свободу собственнику

С точки зрения собственника бизнеса или управленца аутсорсинг — вещь, безусловно, полезная. Она позволяет руководителю не распыляться и заниматься своей непосредственной деятельностью, а не контролировать каждый шаг главного бухгалтера. Как и любая развивающая отрасль, предоставление услуг по аутсорсингу бухгалтерии имеет ряд проблем. Тем не менее устойчивый спрос уже формируется. Прежде всего за счет компаний малого бизнеса, насчитывающих в штате несколько человек, предприятий, не имеющих постоянного офиса, с небольшим документооборотом, а также холдингов. Кроме того, актуальность услуг сторонних бухгалтеров растет в связи с популярным и столь необходимым для привлечения стратегических инвесторов отказом от теневой бухгалтерии.

Методика расчета показателей

Рейтинг аудиторских компаний сибирского региона подготовлен АЦ «Сибирь» в марте–апреле 2006 года. В ходе составления рейтинга анкеты были разосланы 100 компаниям, на предложенные вопросы ответили 40. Корректность информации гарантируется подписью первого лица и печатью организации, в некоторых случаях — финансовой отчетностью компании. В качестве основного показателя использовался объем выручки компаний в 2005 году от оказания аудиторских услуг клиентам, находящимся на территории Сибирского федерального округа. Для рейтинга ряд компаний предоставили уточненные данные по итогам работы за 2004 год, поэтому показатели выручки от аудита за этот период могут не совпадать с данными предыдущего рейтинга («Э-С» № 23 за 13–19 июня 2005 г.). Ознакомиться с более полной информацией об условиях участия в проекте «Сибирский аудит и консалтинг», а также получить анкету можно на сайте журнала «Эксперт-Сибирь» www.expert-sibir.ru.