Если экономические итоги прошлого года мы рассматривали как начало большого пути, то, по логике вещей, этот год должен был стать первым годом опережающего развития.
По всем показателям экономический рост в Сибири присутствует. Так, по данным новосибирского областного комитета государственной статистики за январь-октябрь 2006 года, индекс промышленного производства в СФО по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 104,6%. В том числе добыча полезных ископаемых — 104,9%, обрабатывающие производства — 105,7%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 100,3%.
Эти данные не особенно радуют. Слишком незначителен рост даже по тем направлениям, в которых сибирская экономика традиционно сильна — энергетике, добыче природных ископаемых. Можно лишь оптимистично предположить, что увеличение индекса обрабатывающих производств — это ростки новой, инновационной экономики Сибири.
В целом по России индекс промышленного производства за 10 месяцев года составил 104,3%. Так что Сибирь с ее показателем 104,6% может считаться регионом с экономическим ростом чуть выше среднего.
Всеобщее объединение
Основные, долгоиграющие тенденции в экономике и политике Сибири ясно и четко определились еще в начале года.
Решение Законодательного Собрания Иркутской области и Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа о проведении референдума по объединению двух регионов, объявленное буквально перед прошлыми новогодними каникулами, не вызвало никаких вопросов. Похоже, что Александр Тишанин, в отличие от своего предшественника, ясно понял и принял сигнал власти — вести регион к объединению. Что с успехом и делает. Это доказывает прошедший в апреле референдум, давший, несмотря на неоднозначные оценки, положительный результат: объединенная Иркутская область появится на карте Сибири 1 января 2008 года. А пока власти региона могут кое-чему научиться у соседей — Красноярский край в виде региона, вобравшего в себя территории Таймыра и Эвенкии, появится совсем скоро, 1 января 2007 года.

Более того, на волне объединительных настроений губернатор Александр Тишанин запустил проект местного масштаба: агломерация Иркутска, Ангарска и Шелехова. По его мнению, новое муниципальное образование получит статус города-миллионника, что позволит рассчитывать на совсем другое отношение федеральных властей. Но этот проект пока не вызывает ничего, кроме вопросов. Во-первых, общую численность населения всех трех городов меньше миллиона. Во-вторых, непонятно, какова концепция объединения.
В рамках реформирования РАО «ЕЭС России» весь год шли к слиянию две энергосистемы — Алтая и Кузбасса. Если в начале года предполагалось, что активы ОАО «Алтайэнерго» и ОАО «Кузбассэнерго» объединит территориальная генерирующая компания № 12 (ТГК-12), которая будет зарегистрирована в Барнауле, то в конце определился реальный механизм слияния. Совет директоров одобрил участие ОАО «Кузбассэнерго» в предприятиях ОАО «Алтайэнерго», «Алтайэнерготехремонт» и ОАО «Барнаултеплосетьремонт» путем приобретения обыкновенных именных бездокументарных акций (100% уставного капитала) у ОАО «Алтайэнерго». Общая цена сделки составит более трех млрд рублей. Ее окончательного одобрения еще нужно добиться на совете директоров энергокомпании, который пройдет 25 декабря.
Отрасли особого внимания
Не заладился год для производителей алкогольной продукции. Еще в январе они остановили производство из-за отсутствия новых правил приобретения предприятиями акцизных марок. Дело в том, что вступившая с начала прошлого года редакция Федерального Закона № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» предусматривала новую маркировку алкоголя и обязательную установку на производствах программного обеспечения единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), предназначенной для учета движения алкоголя в стране.
В результате на реализацию поступала продукция, произведенная предприятиями про запас, потому что спиртное со старыми акцизными марками закон разрешил продавать до 1 июля 2006 года. А после этой даты алкоголь в одночасье пропал с прилавков: новые правила в силу вступили, но государство, обещавшее подготовить к работе ЕГАИС, не уложилось в сроки. В результате и дистрибьюторы, и производители алкоголя понесли значительные убытки.

Пищевая отрасль также была в центре внимания. Производители начали год с наращивания мощностей. Четвертый завод за рубежом открыла компания по производству снеков «Сибирский Берег» — на этот раз в Австралии (после Казахстана, Китая и Украины). Один из крупнейших игроков алтайского пищевого рынка — барнаульская группа компаний «Рики» — запустила первую очередь нового пищекомбината мощностью около 100 тонн мясопродуктов в сутки. Продолжилась экспансия в Сибирь столичных компаний: ведущий российский производитель молочной продукции «Вимм-Билль-Данн» (ВБД) приобрел 63,53% акций комбината «Назаровское молоко» (Красноярский край). Ранее ВБД владел в Сибири лишь одним активом — компанией «Сибирское молоко» (Новосибирск). Стремительный рост рынка — не менее 7% в год — стал поводом к тренду скупки ведущими молочными производителями региональных активов.
Традиционные для Сибири сырьевые направления по-прежнему поразили масштабностью начинаний, приобретений и скандалов. ОАО «Верхнечонскнефтегаз» начало добычу нефти на крупнейшем в Иркутской области Верхнечонском нефтегазовом месторождении, которое должно стать базовым для наполнения трубопровода Восточная Сибирь–Тихий океан. Оно сможет выдавать не менее 7,5 млн тонн нефти в год.
5,375 млрд рублей заплатила компания «Роснефть» за три нефтегазоносных участка в Красноярском крае: Туколандский, Вадинский, Пендомаяхский. Они расположены рядом с Ванкорским месторождением, на котором компания уже ведет геологоразведочные работы и добычу нефти. Учитывая, что в 2005 году «Роснефть» приобрела блокирующий пакет в ОАО «Верхнечонскнефтегаз», а также получила право на разработку Восточно-Сугдинского нефтегазоносного участка в Иркутской области, теперь общие прогнозные запасы нефти у компании в Сибири превышают 620 млн тонн, чего вполне достаточно для обеспечения работы на ближайшие 50 лет.
Зарегистрированная в Омске компания «Сибнефть» сменила название на «Газпромнефть» и перерегистрировалась в Санкт-Петербурге. В результате региональный бюджет области похудел на 14 млрд рублей (подробнее о перерегистрации «Сибнефти» читайте на стр. 42 см. «Перетягивание одеяла»).
Наконец, нельзя обойти вниманием возросшую в регионе банковскую активность. Внешторгбанк и Глобэксбанк объявили о преобразовании своих дочерних банков в филиалы до конца 2006 года. Присоединяя «дочек», московские структуры получают филиалы с наработанной клиентской базой и автоматически расширяют возможности этих подразделений по кредитованию крупных корпоративных клиентов (небольшие банки в силу своей низкой капитализации не обладают такими возможностями). Но самым крупным банковским проектом 2006 года в Сибири стало слияние Сибакадембанка и Уралвнешторгбанка. Объединенный банк, получивший название УРСА Банк, должен войти в двадцатку крупнейших российских финансовых институтов.
Государственно-чахлое партнерство
Можно сказать, что в 2006 году окончательно оформилась идея государственно-частного партнерства. Все восприняли его как поиск частного финансирования под федеральные гарантии. Претендующими на статус частно-государственных стали проекты особой экономической зоны (ОЭЗ) в Томске, технопарка в новосибирском Академгородке и Сибирского национального университета в Красноярске.
Для Томской области ОЭЗ является ключевым проектом дальнейшего развития экономики региона. Первое здание, которое начнет функционировать в ОЭЗ, будет открыто в 2007 году: предполагается реконструировать и достроить корпус Института физики прочности и материаловедения СО РАН. На начальном этапе он будет работать в режиме гостиницы, где разместятся резиденты и службы коллективного пользования независимо от специализации.
Проект Новосибирского технопарка вызвал скандал: против резко выступили местные общественные организации. Пока планируется, что в строительство будет вложено 15 млрд рублей, из них два млрд — государственные средства.

Создание Красноярского университета также потребует инвестиций в объеме 15 млрд рублей. В течение двух лет из федерального бюджета будет выделено три млрд рублей, но красноярские власти надеются, что в 2009–2010 годах федеральный бюджет выделит еще пять млрд. Для Сибирского национального университета в Красноярске уже выделен земельный участок площадью в 390 га.
Нетрудно заметить, что все эти проекты имеют в основе научную привязку, что может означать по крайней мере одно: ориентация на инновационную экономику действительно признается федеральной властью как приоритетная. Другое дело, что на практике реальные объемы финансирования оказываются недостаточными, а местные власти по старинке предпочитают надеяться на бюджетные трансферты.
Подводить итоги всегда непросто. За плохим можно не увидеть хорошего, и наоборот. Мы пока не впереди всей России по темпам роста экономики, но в прошлом году были последними по индексу промышленного производства. Так что развитие сибирской экономики идет. Не так быстро, как хотелось бы, но, во всяком случае, нацеленность сибирских предприятий на модернизацию производства, увеличение мощностей, приобретение новых активов, продемонстрированная в этом году, позволяет считать развитие фактом вполне очевидным.