Реформу поставили на рельсы

Спецвыпуск
Москва, 11.06.2007
«Эксперт Сибирь» №22 (164)

В мае текущего года Правительственная комиссия по вопросам развития промышленности, транспорта и высоких технологий одобрила программу третьего этапа структурной реформы железной дороги. 16 мая министр транспорта Игорь Левитин объявил, что до 2010 года на базе ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) будут выделены две коммерческие грузовые компании и одна федеральная пассажирская.

Это событие можно считать эпохальным во всей последовательности преобразований на железной дороге. Создание грузовой компании (а тем более двух) еще год назад не было непосредственно предусмотрено третьим этапом реформы РЖД. Но ее гипотетическому появлению не препятствовали ни государственные органы, ни крупные операторы. Выделение грузового направления в отдельную дочернюю компанию — логичный шаг реформаторов на пути разделения коммерческих и инфраструктурных функций на железной дороге.

Но опасения у экспертов и участников рынка вызывал характер взаимоотношений новой «дочки» с материнской структурой. И сегодня, в преддверии ее создания опасения эти только усилились. Претензии независимых операторов к РЖД в дискриминации доступа к объектам инфраструктуры звучали уже неоднократно, и решение таких конфликтов напрямую зависело от вмешательства антимонопольных служб и первых лиц. В течение прошлого года показательными были непростые взаимоотношения контейнерных перевозчиков с дочерней компанией РЖД ОАО «ТрансКонтейнер», протекавших на фоне почти 20-процентного увеличения тарифов на данный вид перевозок. Холдинг РЖД передал аффилированной структуре большую часть терминалов. И независимые игроки вынуждены были принять невыгодные им условия обслуживания на подконтрольных «ТрансКонтейнеру» производственных зонах.

Такие примеры взаимодействия с «маменькиными дочками» рисуют собственникам вагонов и экспедиционным компаниям грустную картину будущего. Новая грузовая компания, которой РЖД передаст основной фонд подвижного состава, вытеснит частников из наиболее доходных секторов рынка. Даже сильно изношенный вагонный актив дороги (в два раза больше суммарного количества приватных вагонов) позволит монополисту покрывать потребности рынка. Если сегодня более половины грузооборота железнодорожной монополии приходится на грузы первого класса, на перевозку которых государством установлены самые низкие тарифы, то завтра, с созданием грузовой компании, бремя социальной ответственности РЖД не помешает ей занять основные позиции в сегментах наиболее рентабельных перевозок.

Опасения транспортного частного бизнеса оказаться на обочине рынка в связи с разрастанием железнодорожной монополии не единственные. Предстоящее вступление России в ВТО и выход на привлекательный своими транзитными возможностями отечественный рынок мировых брендов еще больше сгущает тучи над будущим игроков — особенно среднего звена.

Грядущие экономические перемены подталкивают организаторов структурной реформы к ускорению ее темпов. Переход к заключительному этапу, несмотря на пробелы в цепочке предыдущих мероприятий, должен подготовить государственную железнодорожную корпорацию к открытию торговых границ России. «Важнейшим результатом реализации этого этапа реформирования должно стать превращение РЖД в холдинг, конкурентоспособный на мировом транспортном рынке, который обеспечивает содержание и развитие железнодорожной инфраструктуры и предоставляет эффективные перевозочные услуги», — заявил руководитель ОАО «РЖД» Владимир Якунин. И здесь мы сталкиваемся с вопросом, напрямую связанным с внешними интересами, которые преследует страна в этой реформе. Может ли Россия в лице государственной монопольной корпорации претендовать на достойное место на мировой транспортной арене, имея один основной железнодорожный коридор — Транссиб? Целевых инвестиций требует не только обновление подвижного и локомотивного состава, но и модернизация инфраструктуры и строительство отдельных участков железной дороги, не говоря уже о крупных проектах.

Новости партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №22 (164) 11 июня 2007
    Оборонный комплекс
    Содержание:
    Банкротство против танков

    24 мая рабочие Омского завода транспортного машиностроения выставили пикет. Общая задолженность по зарплате на предприятии превысила полмиллиарда рублей

    Реклама