Песочный человек

Банки открыли в людях неисчерпаемые возможности и научились на этом зарабатывать

Повышение уровня стабильности экономики и рост благосостояния граждан все больше подталкивает их прибегать к услугам банков для получения средств на дорогостоящие покупки. Фразы вроде «растущий спрос населения в кредитовании» или «бум на рынке потребительских займов» сегодня стали так же скудны, как надписи «Sale!» на витрине только что опустошенного покупателями магазина. Те банки, что вчера приняли эти фразы, как знамена, сегодня успели «заточить» свою продуктовую линейку под нужды граждан. Однако и те, что недавно узнали о начавшейся «распродаже», успеют выйти на рынок с горячим предложением. Ведь потребительский сезон в банковском секторе еще продолжается. А, следовательно, в него могут попасть и те организации, которые только что приступили к расширению розницы, в то время как уровень доходов от обслуживания физических лиц во многих кредитных учреждениях сравнивается с уровнем доходов от корпоративного сектора. Розничная диверсификация — один из приоритетных путей развития участников рынка. Она же составляет основу темпов роста всей отрасли, показатели которого в последние годы увеличиваются динамичнее, чем в других областях российской экономики.

Нас не догонят

По данным ИК «Финам», за прошедший год активы банковского сектора выросли на 44,1%, что на 7,6% больше, чем в 2005 году. Темпы увеличения капитала за аналогичный период составили 36,3% (+31,2% в 2005 году). Основой роста активов сегодня, как и ранее, остается расширение кредитования. Как в корпоративном, так и в частном секторе. И если в первом различные формы займов на пополнение оборотных средств традиционно занимали центральное место, то в последнем кредитование только недавно стало вытеснять основной вид доходов от работы с частными лицами — расчетно-кассовое обслуживание. Прирост кредитов, выданных физическим лицам, составил 75,1%. Но кредитование — не единственный показатель роста банковского ретейла. Динамично развиваются все его сегменты. Так, немалую часть в удельном весе розницы составляют депозиты. Согласно обзору вкладов физических лиц за I квартал 2007 года, который выпустила государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ), средний темп прироста по всей банковской системе России в I квартале 2007 года по сравнению с тем же периодом 2006 года составил 5,8%. АСВ подчеркивает, что основу составляют региональные банки: они показали динамику по отношению к прошлому году в 9,3%. При этом объем депозитов физических лиц в нестоличных финансовых институтах на 1 апреля 2007 года составил 545,9 млрд рублей, что равняется 13,6% от общего объема вкладов.

Три кита, организующих работу всей банковской розницы, — это потребительский и автокредит, а также ипотека. Появление двух последних равносильно изобретению колеса в банковской системе

Несмотря на то что доходность конкретных предложений на подогретом рынке снижается, в целом привлекательность розницы растет за счет потока клиентов и неисчерпаемого пока спроса физических лиц на банковские услуги. С одной стороны, стабильность доходов граждан и появившаяся уверенность в завтрашнем дне позволяют им открывать кредитные истории. С другой стороны, рост цен, главным образом, на автомобили и недвижимость делает их приобретение вне заемных схем почти невозможным. Раскрытие и прогнозируемое экспертами падение эффективных ставок сделает кредитование еще более доступным для населения. Однако для банков новый закон «О потребительском кредитовании», который вступит в силу с 1 июля, существенно не снизит доходность в этом сегменте. Уменьшающуюся маржу в состоянии скомпенсировать растущие объемы операций. Рост ставок ожидается только в системах экспресс-кредитования. Но и здесь аналитики оптимистически отмечают, что крупные сети не потеряют своих клиентов, которых такой вид займов привлекает, прежде всего, оперативностью получения средств. На фоне преимуществ, очевидных данной потребительской группе, высокий процент выглядит просто издержкой. В любом случае, банки по-прежнему будут оставаться в выигрыше.

Основы основ

Три кита, организующих работу всей банковской розницы, — это потребительский и автокредит, а также ипотека. Появление двух последних равносильно изобретению колеса в банковской системе. Еще недавно в эти ниши рынок смотрел через узкую щель, но сейчас предложения в них не роскошь, а необходимость для финансовых компаний.

По данным Центробанка РФ, общий объем ипотечных жилищных кредитов за I квартал 2007 года на 4% превысил аналогичный показатель 2006 года и составил 32,9% от целевого показателя, запланированного на текущий год (250 млрд рублей). Причем, рост наблюдается также и по объемам рефинансирования. По субъектам Российской Федерации наибольший объем выданных ипотечных кредитов приходится на Москву (12,6 млрд рублей) и Московскую область (5,2 млрд рублей). На этом фоне регионы выглядят довольно скромно. Сибирский федеральный округ вообще представлен извилистой линией показателей. Если объемы в Новосибирской области (3,05 млрд рублей), Алтайском (2,4 млрд рублей) и Красноярском краях (2,4 млрд рублей) сопоставимы со средними общероссийскими показателями (например, на Урале лидером является Тюменская область — 5,6 млрд рублей, в остальных субъектах УФО объемы ипотечного кредитования не превышают в среднем 3 млрд рублей), то в Республике Алтай выявлен самый низкий уровень ипотечной активности — 30,7 млн рублей.

Но спрос на жилищное кредитование ведет в регионы не только новые предложения от универсальных сетей, но и узконаправленные организации. Так, совсем недавно в Новосибирской области прошли презентации двух специализированных банков: Городского Ипотечного Банка и DeltaCredit. Примечательно, что каждый из них управляется иностранным капиталом: первый входит в крупную финансовую группу Morgan Stanley, второй — в Societe Generale.

В автокредитовании ситуация развивается еще более стремительно, чем в ипотеке. К концу 2006 года рынок вырос на 77,8% и составил 8,5 млрд долларов. Судя по всему, прогнозируемая аналитиками цифра в 10 млрд долларов, как отметка развития федерального рынка в 2010 году, будет достигнута ранее. Тормозной путь автокредитования, возможно, начнется только после создания в России зарубежных автоконцернов. В стране уже зарегистрирован «Тойота Банк», до конца текущего года на рынок выйдут еще BMW Group и DaimlerChrysler. Пока же банки продолжают открывать кобрендинговые программы, объединяясь с автоцентрами и дилерами, а также страховыми компаниями для разработки взаимовыгодного продукта, отвечающего требованиям клиента.

По оценкам экспертов, конкуренция уходит из ценового сегмента в качественный. Поэтому продукты обрастают дополнительными сервисами, суля своим клиентам короткие сроки получения средств и индивидуальный график погашения. Конкуренция диктует отказ от стандартизированных схем и поиск новых клиентоориентированных вариантов. Рынок буквально прощупывается на еще не выявленные потребности в уже вскрытых нишах.

Иностранцы в российских лидерах

Диверсифицирует доходы от розничных банковских операций сегодня подавляющая доля участников рынка. Безболезненный выход в ретейл обеспечен компаниям, имеющим доступ к дешевым ресурсам. А среди них, прежде всего, финансовые организации с иностранным капиталом. Кстати, именно такие банки лидируют по объемам кредитов, выданных физическим лицам. Особенно в растущем направлении — предоставлении кредитов на долгосрочной основе сроком погашения более 1 года. В целом банки, контролируемые иностранным капиталом, имеют и самые высокие показатели роста — 105,4% против 41,8% контролируемых российским государственным капиталом (занимают второе место по темпам развития после иностранных). Розничная стратегия зарубежных групп также постепенно шлифуется отечественным рынком и становится если не основной, то сравнимой в структуре доходов с корпоративным сегментом. Так, Райффайзенбанк, изначально позиционировавшийся на рынке как кредитор для бизнеса, за семь лет работы в частном секторе заслужил статус одного из ведущих иностранных банков на российском розничном рынке. И это несмотря на то, что темпы развития кредитования физлиц в «Райффайзенбанке» отстают от общероссийских показателей: доля частных заемщиков в портфеле австрийского банка — 19%, меньше средней по стране (26%). Судя по западным сценариям, к балансу между корпоративным и розничным секторами «Райффайзенбанк» придет не раньше чем через семь лет, но движение к ретейлу однонаправлено с развитием российского рынка в целом. Расширение банковской розницы останется актуальным направлением еще не один год.

Стрельба во все направления

На примере пяти крупнейших по размеру активов банков сибирского региона (см. таблицу 1) «Эксперт-Сибирь» рассмотрит динамику изменения структуры доходов.

Рост доходов по всем выделенным направлениям бизнеса в полной мере демонстрирует только лидер по объему активов — УРСА Банк. Причем из графика видно, что при расширении розничного сегмента и роста доходов от кредитования в целом банк показал положительную и наиболее активную динамику по росту непроцентных доходов от проведения кассовых и расчетных операций. Другие банки также, диверсифицируя доходы от кредитования, демонстрируют стабильный темп увеличения процентных доходов как в корпоративном, так и в розничном сегментах. Исключение составил только Новосибирсквнешторгбанк. Единственный из пяти организаций, он показал снижение темпов кредитования юридических лиц в 2007 году, причем ниже показателей 2005 года. В кредитовании индивидуальных предпринимателей (малого бизнеса) банки демонстрируют наибольшую солидарность. Прирост в этом сегменте едва заметен. Небольшое снижение темпов кредитования малого бизнеса показал вновь Новосибирсквнешторгбанк.