Не по области кодекс

9 июля 2007, 00:00
  Сибирь

Редакционная статья

«Нельзя лечиться заочно: читая медицинскую литературу, консультируясь по телефону или через Интернет. Самолечение опасно». Такие объявления на интернет-порталах, посвященных консультациям в области здравоохранения, правильны с точки зрения медицинской этики. Беда, когда человек берется за самолечение.

И не меньшая беда, когда за оздоровление медицины принимаются те, кто ее загнал в состояние болезни. То есть — чиновники от здравоохранения. У них другие цели, они оперируют глобальными суммами. Нехватка средств на те или иные мероприятия для них — всего лишь несовершенство бюджетной политики, а не беда людей, которым недоступны лекарства или необходимое медицинское обследование.

Очереди к врачам в государственных поликлиниках, когда на прием невозможно попасть, если не занимать место ранним утром; хамское отношение персонала; невозможность выбора медицинского учреждения из-за системы прикрепления больных по месту жительства — это и есть сегодняшний медицинский сервис. Заметьте: не бесплатный. Потому что государственные медучреждения работают в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), и зарплата врачей зависит от количества посещений больных. Тем не менее, денег в госклиниках ни на что не хватает, объема необходимой бесплатной медицинской помощи по страховому полису никто не знает — все говорит о том, что система здравоохранения нуждается в грамотном законодательном изменении.

В Новосибирской области к пониманию этого шли долго. Областной Совет депутатов предыдущего созыва безуспешно готовил региональный закон о здравоохранении около четырех лет. Эстафета перешла к законодателям нового созыва. И — великое чудо: раньше у области не было ни одного, а на заседание сессии областного Совета 28 июня было вынесено целых два абсолютно разных по содержанию и подходу к делу законопроекта. «Кодекс здравоохранения в Новосибирской области» и закон «Об охране здоровья граждан на территории Новосибирской области». Первый подготовлен при участии общественности и специалистов в области здравоохранения, второй представляет собой компиляцию «ранее изданного» исполнительной властью, составленную чиновниками областной администрации.

Угадайте, какой проект принят депутатами в первом чтении? Портить отношения с исполнительной властью законодатели не захотели, 57 депутатов против 30 проголосовали за невнятный, но безопасный чиновничий вариант решения проблем новосибирской медицины.

Участники рынка медицинских услуг сходятся во мнении, что этот закон мало что изменит в областном здравоохранении. Слишком неясно в нем прописаны многие вопросы. Например, могут ли местные частные клиники быть включены в систему ОМС, получая за оказанную медицинскую помощь деньги не из личных средств, а из страховки граждан? Чтобы уж был на самом деле выбор, куда пойти лечиться. Вроде нет на это никаких ограничений ни сейчас, ни в принятом законе. На деле частников чиновники пускать к средствам ФОМС не спешат. Еще бы, говорят они, почему государство должно доплачивать за более высокие зарплаты персонала? Забывая, что делят они не просто государственные деньги, а средства, полученные от налогов с тех же пациентов.

Ситуация, когда законы разрабатываются по большей части исполнительной властью, нормальна, только если участие принимают все заинтересованные стороны. Иначе любой акт будет носить характер должностной инструкции. Власть будет всегда писать законы не для того, чтобы их выполнять или улучшить ситуацию в какой-то сфере — в данном случае, в сфере здравоохранения, — а для того чтобы обеспечить свою защиту.

Есть простое правило: худшая должностная инструкция — та, которую человек пишет сам для себя, он никогда не пропишет там жестких мер и не будет ее исполнять как положено. Потому что прежде всего предусмотрит в ней пути отступления от собственноручно написанных правил. И вообще, если чиновник начинает регулировать свою же деятельность, ничего хорошего ждать не приходится. Так что, как говорится, делайте выводы. А пока Новосибирская область получила новую должностную инструкцию, возведенную в ранг закона.