Государство нам поможет

Спецвыпуск
Москва, 03.09.2007
«Эксперт Сибирь» №32 (174)
Экспортной проблемой озаботилось государство. На этот раз оно не перекладывает проблемы на экспортеров, а само предлагает конкретные меры

К

онстатируется, что ключевым поставщиком товаров на экспорт в России является добывающая промышленность, а продукция высоких переделов вывозится в ограниченных объемах. Так, наш экспорт высоких технологий не достигает 0,5% мирового рынка, а машин и оборудования — не превышает 0,3%. Ситуация усугубляется неразвитостью венчурного предпринимательства, закрытостью большинства наукоемких производств. В итоге на сырье, ресурсоемкие и низкотехнологичные изделия приходится свыше 85% отечественного товарного экспорта. Чиновники предлагают наращивать объемы предоставляемых государственных гарантий — так, в бюджете на 2007 год на эти цели заложен 1 млрд долларов. По мнению Министерства экономического развития и торговли, необходимо ежегодно пересматривать и расширять перечень иностранных государств, экспорту промышленной продукции в которые оказывается государственная гарантийная поддержка (сейчас в этот список входит 21 страна), а также введение в практику страхования экспортных поставок и кредитов.

Задачи задачами, но есть и проблемы

Но без решения ряда внутренних проблем самих производителей, а касаются они прежде всего качества (читай — конкурентоспособности на мировом рынке) выпускаемой продукции и трудностей государства, из года в год сохраняющего статус-кво по жестким экспортным процедурам, ни о каком расширении экспорта речи не может идти. «Как же так? — воскликнет чиновник. — Посмотрите, он же увеличивается — в прошлом году превысил 300 миллиардов долларов». Смотрим: и вправду так. Но хороший рост российского экспорта, превышающий показатели предыдущих периодов, начался только с 2003-го. Всего три года назад. Это с одной стороны. Приглядимся внимательнее и увидим, что ежегодный прирост с того периода составлял 26,7%, 34,8%, 32,9%, а к 2006 году и вовсе снизился до 25%. Причем в разрезе по экспорту со странами дальнего зарубежья и государствами СНГ разница практически незаметна: с первыми — 24,3%, со вторыми — 29,5%. Рост существует, и он приличен. Однако наш экспорт — категория нестабильная, что тем более неприятно — на фоне устойчивого экономического роста в стране.

Сибирь, точнее, сибирские предприятия формируют структуру российского экспорта лишь чуть больше 10% — суммарный объем составил в прошлом году 31,9 млрд долларов, при этом 4/5 составляли поставки продукции металлургии, топливно-энергетического комплекса и минерального сырья. Такая конфигурация структуры экспорта практически неизменна, она традиционна для промышленного комплекса макрорегиона. Жесткая зависимость от сырьевого комплекса имеет как положительные, так и отрицательные стороны, меняющиеся в зависимости от мировой конъюнктуры рынка — спроса, предложения и цены, то есть параметров, поведение которых предсказать непросто даже в среднесрочной перспективе. Так, средние экспортные цены на основные группы товаров в прошлом году были достаточно вариативны. Например, повышение цен (в условиях FOB) на железные руды и концентраты неожиданно сменилось падением — до 30 долларов за тонну против 48 в 2005-м, на передельный чугун произошло уменьшение на 6,8%, цены на каменный уголь оставались стабильными — порядка 48 долларов за тонну. На фоне тотального увеличения цен на эти продукты в 2005 году их снижение привело к сокращению прибыльности экспортных поставок по этим группам. Одновременно подорожали: никель (до 22,7 тыс. долларов за тонну, то есть на 67,6%), медь (до 6,2 тыс. долларов, на 79,9%), нефтепродукты и сырая нефть (431 и 411 долларов соответственно, рост — в пределах 24–25%), лесоматериалы — на 7%.

Изменчивые цены напрямую влияют на доходы компаний от вывоза продукции за рубеж. Так, крупнейшая нефтяная компания Сибири — «Газпромнефть» — увеличила экспортную выручку более чем в два раза. Ценовой фактор, увеличение доли экспорта и относительно низкие экспортные пошлины оказали позитивное влияние, несмотря на то что компания реализует сырую нефть по установленным правилам квотирования, используемым в нефтяной отрасли России. В соответствии с ними устанавливаются квоты на вывоз нефти через транспортную систему ОАО «АК «Транснефть», причем квоты формируются и утверждаются энергетической комиссией при Правительстве РФ, а принцип квотирования — равный доступ к транспортной системе. В объеме добычи нефти доля экспорта и доля поставок для переработки на собственных нефтеперерабатывающих заводах (а также на других российских предприятиях, с последующей продажей нефтепродуктов на внутреннем и международном рынках), одинакова — по 50%.

Коршуновский горно-обогатительный комбинат (Иркутская область) — горно-рудное подразделение металлургической группы «Мечел», поставляющий для нее на переработку железные руды — в 2006 году сократил поставки за рубеж, а затем и вовсе прекратил их, что отразилось на снижении экспортной выручки на 71,1%. Алюминиевые предприятия группы «РУСАЛ» в Сибири вели разобщенную экспортную стратегию — сокращение поставок на мировой рынок на 45,2% произошло на Красноярском алюминиевом заводе, увеличение — на Братском (80,1%) и Новокузнецком (24%) заводах.

Лесосырьевые компании Сибири в 2006 году показали средний прирост экспортной выручки на 24,6%, однако потенциал отрасли используется не в полной мере. Причины — низкая инвестиционная привлекательность сибирского ЛПК, его раздробленность, отставание темпов развития инфраструктуры отрасли (лесовозные дороги, подвижной состав), низкое техническое оснащение лесопромышленного производства и законодательные проблемы. В результате доля круглого леса составляет не менее 40% (свыше 13 млн куб. м) от общего объема вывоза леса, причем в последние три года экспорт круглого леса прирастает более чем на 1 млн куб. м в год.

В отличие от большинства мировых авиастроительных концернов, корпорация «Иркут» большую часть своих доходов получает от экспортных контрактов. Известно, что сфера торговли вооружением подлежит строгому государственному контролю, причем не только со стороны страны-поставщика, но и со стороны международных организаций. Заключение контрактов на поставку военной техники, в частности, истребителей, выпускаемых иркутскими самолетостроителями, напрямую зависит как от дипломатических отношений между Россией и странами-потенциальными покупателями, так и от геополитической ситуации в мире. Сейчас основные заказчики продукции — страны Азии и развивающиеся страны, но в целях минимизации внешних политических рисков корпорация «Иркут» проводит дальнейшую диверсификацию по потребителям и регионам, ориентируясь не только на традиционное юго-восточное направление, но и на новые рынки — в том числе Северную Африку. Как следствие стратегии диверсификации рынков приведем следующие данные: на конец 2005 года доля Индии в общем объеме портфеля заказов компании составляла около 65%, но благодаря контракту с Алжиром на конец 2006 года она упала почти до 15%, причем в стоимостном выражении контракт с индусами не пострадал.

Участвуют все!

Так о каких формах государственной поддержки может идти речь теперь, когда расширение экспорта поставлено президентом одной из центральных задач Министерству экономического развития и торговли? Во-первых, о создании государственного финансового института развития, так называемой госкорпорации «Банк внешнеэкономической деятельности и развития РФ», выполняющей функции по банковскому сопровождению государственных кредитов промышленным предприятиям-экспортерам. В первую очередь речь идет о поставках российской продукции высоких переделов, доля которой на мировом рынке крайне мала, а федеральный центр даже готов делегировать регионам часть полномочий по распределению — местные власти способны самостоятельно решать, какие предприятия, действующие на их территории, государству необходимо поддерживать.

Особое значение имеет государственное гарантирование поддержки экспорта, предусматриваемое в федеральном бюджете. Речь идет о гарантиях обеспечения платежных обязательств иностранного импортера, правительства иностранного государства перед отечественным экспортером, гарантий для обеспечения платежей импортера перед банком-агентом, предоставляющим кредит, гарантий возврата авансовых платежей, тендерных гарантий и гарантий надлежащего исполнения контрактов поставщиками. Кроме того, теперь предусматривается возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам российских банков и экспортное кредитование за счет средств федерального бюджета — импортеры российской промышленной продукции смогут брать кредиты у России в размере до 85% стоимости экспортного проекта от 3,5 до 8 лет в зависимости от группы товаров, а по инвестиционным проектам под ключ — от 3 до 10 лет.

Предлагается поставить «на крыло» использование тарифных преференций в отношении товаров, импортируемых другими странами из России — пониженные или вовсе нулевые таможенные пошлины на ряд товаров, в которых больше всего заинтересована страна-импортер. Беспошлинные ставки, например, в Евросоюзе, применяются к таким товарам, как мука (при базовом тарифе — 12,2%), подсолнечное масло (6,4%), известь (1,7%), вспомогательное оборудование для котлов (2,7%) и ряд товаров легкой промышленности. В США — руды и концентраты медные, ядерные реакторы, турбины для силовых судовых установок, конденсаторы, кабели, продукты питания.

В числе нефинансовых мер по расширению доступа вывозимых товаров на мировой рынок предлагается консультационная помощь и организация выставочно-ярмарочной деятельности как на территории страны, так и за рубежом. Как отмечают в министерстве, особым интересом у импортеров пользуются ярмарки научно-технической направленности.

Расширение доступа экспортеров на внешние рынки, защита интересов отечественных компаний, повышение доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции — три задачи, поставленные перед Министерством экономического развития и торговли, ведомства, отвечающего за благополучие и будущее экспортного потенциала страны. И как видится сегодня, государство сменило роль пассивного наблюдателя на активного участника процесса внешнеэкономической деятельности.

Региональная структура сибирского экспорта по данным основного рейтинга
40 крупнейших предприятий-экспортеров, являющихся подразделениями холдингов
Отраслевая структура сибирского экспорта по данным основного рейтинга
100 крупнейших экспортеров Сибири по итогам 2006 года
Динамика средних экспортных цен по основных группам товара в 2003–2006 гг., долл./тонна

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №32 (174) 3 сентября 2007
    МАКС-2007
    Содержание:
    Реклама