Замкнутый круг

Отношения власти и бизнеса похожи на змею, пожирающую свой хвост, однако совсем не в мифологическом смысле, а чисто практическом — взаимное непонимание приводит к тому, что существующие программы поддержки предпринимательства не дают нужных результатов, более того, они просто не могут работать в условиях недоверия

На термин «господдержка» представители среднего и малого бизнеса реагируют очень по-разному — он вызывает у предпринимателей либо широкую улыбку, либо скептическую ухмылку, либо откровенное раздражение. Реакция измеряется степенью доверия между конкретным предприятием и местной властью — ни о каких равных для бизнеса условиях говорить не приходится. Особенно непросто в этом смысле представителям так называемого среднего бизнеса — существование этой категории не прописано ни в одном нормативном акте, соответственно, господдержки среднего бизнеса в природе также не существует.

Для того чтобы получить господдержку, нужно отстоять не одну очередь и провести беседу не с одним чиновником. Не помешают и «свои люди» в администрациях — как говорят представители бизнеса, это существенно повышает шансы на победу при участии во всякого рода тендерах, проводимых местными властями. По этим причинам предприниматели стараются обходиться своими силами и обращаются за помощью лишь в крайних случаях.

Рамочная система

Дает о себе знать и ограниченный формат, в котором могут действовать власти в регионах — зона их компетенции ограничивается проведением тендеров и субсидированием процентной ставки по кредитам и лизинговым платежам. Несмотря на видимую доступность кредитов для малого и среднего бизнеса, которые входят в обязательную линейку продуктов почти всех банков России, их достаточно сложно получить предприятиям, которые работают менее трех лет. А на начальном этапе развития бизнеса это и вовсе нереально. При этом ситуация порой складывается абсурдная — предприниматель может считаться надежным заемщиком как физическое лицо и с легкостью получить ипотечный или потребительский кредит, а вот на развитие бизнеса банк ему денег не даст.

Критику предпринимателей вызывает и существующая в России система проведения тендеров. «Во всем мире тендеры проводятся по двум схемам — для выполнения сложных работ государство выбирает поставщика или производителя, не обращая внимания на стоимость. А при выборе продукции, предоставить которую могут несколько поставщиков, и качество которой может варьироваться незначительно, ориентируются на того, кто предложит самую низкую цену. У нас же ищут самую дешевую продукцию, не рассматривая ни качество, ни удобства эксплуатации, ни возможности ремонта — то есть не учитывают все возможные траты», — недоумевает генеральный директор ЗАО «Радио и Микроэлектроника» (Новосибирск) Евгений Букреев. Он говорит, что проблемы есть не только у молодых предприятий, которые только выходят на рынок, — свои трудности есть и у тех, кто работает давно и успешно. В числе проблем он называет невозможность свободного доступа к производственным помещениям — подходящие площади выставляются федеральными властями на торги, к участию в которых местные предприятия не допускаются — зачастую их просто не уведомляют о сроках проведения.

При этом от местных властей мало что зависит — развитие предпринимательства на местах сдерживается существующим федеральным законодательством. В идеале господдержка должна заключаться в предоставлении равных условий для всех видов бизнеса — на это и должен работать новый Федеральный Закон № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства», вступающий в силу 1 января 2008 года.

Из лучших побуждений

Региональные чиновники возлагают на него особые надежды — он должен создать базовые условия для развития предпринимательства в России, упорядочив все существующие нормативные акты, которые вступали в явное противоречие. Еще одно неоспоримое преимущество ФЗ № 209 в том, что он наконец выделяет категорию среднего бизнеса. Новый документ должен обозначить три критерия — численность сотрудников предприятия, объем выручки и объем основных фондов. Последние два до сих пор не определены — Минфин и Минэкономразвития рассчитывают их индивидуально для каждого региона. Чиновники на местах предполагают, что цифры они смогут получить лишь к новому году, пока же стараются не делать далеко идущих выводов.

Что касается принципов поддержки предпринимательства, в законе прописана лишь рекомендация «равного доступа субъектов к участию в программах поддержки». Конкретные меры поддержки в нем не определены — они закладываются в программах развития, которые каждый регион разрабатывает самостоятельно. Например, в Новосибирской области будет особенно поощряться развитие производства с инновационным уклоном. Соответственно, в программу развития заложат меры, которые в наибольшей степени стимулируют эту отрасль. При этом, как отмечает начальник отдела малого бизнеса и предпринимательства администрации Новосибирской области Сергей Паршиков, меры поддержки будут гибкими — ради достижения мультипликативного эффекта поддерживаться будет не только сфера материального производства, но и другие сферы, если это связано с капитализацией бизнеса за счет организаций Новосибирской области.

А нужно ли?

Несмотря на пользу, о которой говорят представители властных структур, предприниматели отнеслись к закону очень критично — признавая, что он был необходим, все они высказывают опасения, что возникнут проблемы с его реализацией на местах. Исполнять его будут люди, а им не чуждо ничто человеческое — местные законоисполнители станут преследовать свои цели и задачи, кроме того, далеко не все обладают достаточным опытом и знаниями. «Закон создаст дополнительную кормушку для местных чиновников», — утверждает руководитель одного из предприятий Сибири.

«Законы о предпринимательстве очень нужны, — уверена директор Купинского райпромкомбината (Новосибирская область) Татьяна Лаптева. — Однако приниматься они должны не с подачи чиновников, а с подачи самого бизнеса. Закон должен легатировать меры поддержки вне зависимости от приближенности к органам власти; льготы должны утверждаться федеральным законом, а не распределяться чиновниками на местах».

Решение многих проблем представители бизнеса видят не в законах, а в элементарном доверии властей своему производителю — такая поддержка вполне в компетенции региональных властей. Особенность продукции среднего бизнеса в том, что рынки сбыта очень ограничены — и предприятия очень нуждаются в поддержке на местах. Например, администрации регионов могут обеспечить реальный доступ к кредитам — под свои гарантии и авторитет предпринимателей. Также при поддержке местных администраций может решиться проблема доступа к производственным площадям — администрации могут выкупать площади, находящиеся в федеральной собственности, и в лизинг перепродавать их предприятиям региона. Кроме этого, можно строить производственные площади в каждом районе по лизинговой схеме. Евгений Букреев предлагает также создать на территории региона своего рода демо-зоны. Идея заключается в том, что все необходимое для жизни области будут производить на месте, и таким образом будет осуществляться своего рода реклама продукции местных производителей. «Все, что интересно, и все, что завтра можно будет продать за пределы Новосибирска, обязательно должно производиться у нас, — говорит Букреев. — Тогда все в округе и другие города и регионы будут ориентироваться на Новосибирск и использовать нашу продукцию».

В пример он приводит систему контроля пассажиропотока в Новосибирском метрополитене, которая была разработана ЗАО «Радио и Микроэлектроника». Электронные пластиковые карты, созданные и впервые примененные в Новосибирске, а также технические средства их обработки вскоре начали использоваться и в метрополитенах других регионов. «Скоро Екатеринбург будет запускать нашу систему, потому что она считается лучшей в СНГ», — говорит Евгений Валерьевич.

Такой способ поддержки собственных производителей сможет снять с предприятий региона еще одну опасность — накануне вступления в ВТО сибирские предприниматели заговорили о собственной незащищенности от восточных и западных конкурентов. При сохранении существующей системы проведения тендеров, когда победителем становится производитель, предлагающий минимальные цены, российскому среднему бизнесу придется и вовсе несладко. Единственный вариант решения предприниматели видят в том, чтобы находить компромиссы с властями.

Изрядная доля скепсиса в высказываемом представителями бизнеса отношении к господдержке вызвана вечным конфликтом власти и денег, которые хоть и находятся рядом, но уживаться мирно им не позволяет взаимная зависть и желание урвать от соседства как можно больше пользы. Вместе с тем обе стороны понимают, что эффективное взаимодействие возможно только при определенных компромиссах, однако еще только зреют до взаимных уступок.

Критерии

Законом № 209-ФЗ определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства. Чтобы считаться малым или средним предприятием, доля государственной собственности, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале не должна превышать 25% (за исключением активов инвестиционных фондов). Не больше четверти акций может принадлежать иным юрлицам, не являющимся субъектами малых и средних предприятий.

К малым предприятиям будут отнесены компании, в штате которых до 100 человек. Среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек. Средними будут считаться компании, численность сотрудников которых от 101 до 250 человек включительно.

Для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства будут определены предельные значения выручки от реализации товаров и услуг, а также балансовой стоимости активов. Пределы будут устанавливаться каждые пять лет.

Решающими для отнесения к той или иной категории субъектов малого или среднего предпринимательства будут максимальные показатели. То есть если хотя бы по одному критерию предприятие относится в среднему бизнесу, а по двум остальным — к малому, то считаться оно будет средним.

Господдержка

Конкретные льготы в Законе № 209-ФЗ не определены. Они будут закладываться в программах развития, которые на основании данного закона будут принимать органы власти всех уровней.

В числе форм поддержки: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Возможные их виды названы в отдельных статьях Закона. Предприниматели должны будут обращаться за поддержкой самостоятельно. Однако в господдержке будет отказано субъектам малого и среднего предпринимательства, которые являются кредитными или страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционным и негосударственным пенсионным фондам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, ломбардам, участникам соглашений о разделе продукции, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, нерезидентам по валютному законодательству (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ).

Также финподдержка не будет оказываться предприятиям, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.