Сибирь теряет территории

5 ноября 2007, 00:00
  Сибирь

Разработчики стратегии развития Приангарья пришли к выводу, что будущее этой территории — в экономической интеграции с Дальним Востоком.

Данную стратегию по заказу Фонда регионального развития (ФРР) Иркутской области подготовили центр стратегических разработок «Северо-Запад», компания Strategy Partners и Центр стратегических исследований Приволжского федерального округа. Согласно разработанной концепции, область должна стать базой и центром для нового освоения восточной части Сибири и Дальнего Востока. На вопросы журнала «Эксперт-Сибирь» отвечает президент ФРР Иркутской области, депутат Законодательного собрания Алексей Козьмин.

— Что стало основанием при разработке и подготовке стратегии развития Приангарья для рассуждения на тему ориентации Иркутской области на восток?

— Основанием стал указ Президента Российской Федерации о развитии Дальнего Востока и Забайкалья, в который вошли все регионы Дальневосточного федерального округа, Республика Бурятия, Иркутская и Читинская области. В нем, по сути, задан новый макрорегион, на территории которого сосредоточены проекты нового освоения — в Якутии, Читинской области, немного — в Бурятии, в Амурском и Хабаровском краях. Чтобы разворачивать широкомасштабные проекты, равные той волне индустриализации Западной и Восточной Сибири, которая происходила в 40–60-е годы прошлого века, необходимо иметь опорную базу для подготовки кадров, размещения логистических центров, обслуживающих производств. Иркутская область неслучайно попала в указ президента — она является последним промышленно освоенным регионом на Востоке и может взять на себя эту функцию. Если мы будем и дальше развиваться в привязке к Красноярскому краю, то очень сложно будет разрешить конфликт конкуренции между территориями.

— Фактически это призыв к перенарезке системы округов. Уместна ли такая идея с политической точки зрения?

— На мой взгляд, федеральные округа политическую функцию выполнили: региональное законодательство приведено в соответствие с федеральным, политические процессы выровнены. Возможно, с политической и экономической точки зрения было бы правильно обозначить макрорегион. Но вопрос перенарезки округов по России — это компетенция Администрации Президента, и у них есть свои мотивы принимать то или иное решение.

В принципе, и тему агломерации когда-то начинали высказывать осторожно, и кто-то называл идею едва ли не бредовой. Теперь это один из федеральных приоритетов, и развитием агломераций занимаются серьезные государственные институты. Идею о новых макрорегионах обсуждают в экспертных кругах уже давно. Может быть, это выльется в конкретные решения.