Китай — новая азиатская сверхдержава, которой для развития экономики необходимы российские нефть и газ. Китайская экономика — самая быстроразвивающаяся в мире. Сейчас она является третьей в мире по объему ВВП, после США и Японии. За счет повышения энергоэффективности и превращения китайских компаний в глобальных игроков Китай планирует стать ведущей экономикой мира ко второй половине XXI века.
Дальнейший рост экономики — первое и самое необходимое условие для становления Китая в качестве мировой сверхдержавы. Обеспечен он может быть только российскими сырьевыми ресурсами. Получается, что нашим двум странам никак не избежать сотрудничества: Китаю нужны постоянные источники ресурсов, а России — долгосрочные друзья и партнеры на геополитической арене.
Территории Восточной Сибири и тем более Дальнего Востока уже сейчас очень плотно взаимодействуют с Китаем. Китай ближе, на нем завязана львиная доля экономики этих регионов. В связи с тем, что именно на этих территориях расположены большие запасы российской нефти и газа, зависимость экономик будет становиться только больше и больше.
Сотрудничество в энергетической сфере является ключевым во взаимоотношениях двух стран. Об этом 6 ноября этого года еще раз говорил первый вице-премьер Правительства России Дмитрий Медведев. Как сообщает агентство «Интерфакс», чиновник заявил, что начало поставок российского газа в Китай — «дело ближайших лет». Сейчас стороны договариваются по ценам и маршрутам транспортировки российского газа. Также решается вопрос поставок российской нефти. Об этом «Роснефть» договаривается с китайскими структурами. Зато уже перешло в практическую плоскость сотрудничество двух стран в области энергетики атомной — недавно была запущена первая часть проекта Тяньваньской АЭС, вторая очередь АЭС будет в ближайшие годы сдана и пущена в эксплуатацию.
Нетто-импорт нефти в Китай стремительно растет, переориентация экономики на газовое сырье повышает спрос на этот вид энергоносителей. Китай готов на все, чтобы получить доступ к российским месторождениям нефти и газа. Стабильные цены, постоянные поставки углеводородов, необходимые растущей китайской экономике, и участие в добыче отечественных месторождений — одна из гарантий этого.
Пока основной объем российского экспорта идет в страны Европы. Экспорт их на восток, в том числе и в Китай, — дело недалекого будущего. Реально они начнутся только после запуска нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) и газопровода «Алтай».
Между тем именно взаимоотношения с восточным соседом могут стать наиболее перспективными для российских нефтегазовых компаний. Во-первых, Китай — это реальная альтернатива европейским покупателям, рынок очень емкий, который может проглотить огромное количество ресурсов. Во-вторых, если предоставить китайцам возможность участвовать в разведке и добыче российских месторождений, это даст приток инвестиций и дополнительный толчок этому процессу. Напомним, что пока вопрос загрузки ВСТО российскими компаниями остается открытым. Участие китайского бизнеса может помочь в его решении. В-третьих, в обмен на это китайская сторона может предоставить России доступ к инфраструктуре транспортировки ресурсов через свою территорию другим азиатским потребителям. И в-четвертых, «Газпром» в последние годы безуспешно пытается стать в Европе не только оптовым поставщиком на межгосударственном рынке, но и поучаствовать в розничном рынке путем покупки местных поставщиков газа. В Европе российской газовой монополии противостоит мощное антироссийское лобби, а Китай может стать в этом плане гораздо более гибким партнером.
С региональной точки зрения совместные проекты в нефтегазовой отрасли — дополнительный стимул для развития сырьевых регионов Сибири и Дальнего Востока, экономика которых и сейчас сильно зависит от Китая. Главное сейчас — на государственном уровне создать безопасные, сбалансированные и взаимовыгодные правила игры для сотрудничества в области энергоносителей.