Летучий отряд

Ольга Шадрина
28 января 2008, 00:00
  Сибирь

Роль общественных организаций сегодня недооценена. Но, возможно, именно они в скором времени станут основой управления государством

Отом, как может общественная организация автомобилистов влиять на решения органов власти, на ситуацию на том или ином рынке, рассказал Владимир Кириллов, координатор новосибирского отделения общественной организации «Свобода выбора».

— Владимир Викторович, сейчас говорят о том, что у нас скоро появится общероссийское объединение автолюбителей. Такие переговоры действительно идут?

— Да, сейчас уже существует интернет-сообщество лидеров региональных общественных объединений — комитет по защите прав автомобилистов. Они представляют Екатеринбург, Санкт-Петербург, Москву, Красноярск, Владивосток и целый ряд других регионов — то есть практически всю Россию. Названия организаций разные, но суть одна. Мы обмениваемся информацией и обсуждаем идею создания общей организации. Мысли примерно у всех одинаковые, но процесс формирования единой структуры идет неторопливо, поскольку нет пока у нас общей базы. Сейчас договорились, что на ближайшем съезде, уже третьем по счету, мы обсудим платформу и, возможно там же примем решение об учреждении союза.

— Что может быть в основе деятельности такой организации?

— У нас, видимо, получится что-то вроде общества по защите прав потребителей. Но если говорить о том, что уже сейчас происходит в регионах, как там строится работа, то можно утверждать, что позиция наша достаточно активна. Мы реагируем и будем реагировать в составе общероссийской организации на все события, касающиеся жизни автолюбителей. Это и изменение цен на бензин, и резонансные ДТП. Сегодня, кстати, именно это составляет специфику работы региональных отделений.

И наши ребята работают неплохо. На их требования и действия всегда следует реакция властей. Как и должно быть. Вот в Красноярске, например, на днях коллеги собирались устраивать акцию протеста против повышения цен на бензин. Там произошел очень серьезный рост. И вот по поводу предстоящей акции их пригласили в администрацию — уговаривали ее не проводить. На этой встрече, помимо губернатора Александра Хлопонина, присутствовали и депутаты. Они предложили сказать журналистам и общественности, что на уровне края достигнута договоренность и региональные власти будут прилагать все усилия для того, чтобы еще раз обратить внимание на эту проблему федеральных властей.

— То есть сегодня общественную организацию можно считать реальной силой?

— Да, если она умеет работать, использовать связи, политическую конъюнктуру, удобные моменты политической жизни региона. В этом случае общественная организация способна решить многие вопросы. Например, полтора года назад Новосибирская область оказалась среди двух регионов, которые ввели дифференциацию налоговых ставок на автомобиль. Иными словами, чем старше машина, тем меньше ты за нее платишь государству. Поскольку мы считаем, что акциз — это налог на новую машину, а есть еще транспортный налог, который по коду международной классификации является налогом на имущество, то есть фактически налогом на роскошь. Мы предложили использовать норму, которая заложена в федеральном законе, то есть исчислять налоговую ставку в зависимости от возраста машины. И здесь как раз очень хорошо помогла политическая конъюнктура, в регионе в это время шли выборы в областной Совет. Мы дали понять, что иное решение может оказаться непопулярным. Конечно, в канун выборов никто не стал повышать ставки.

А сейчас мы собираемся проводить акцию по поводу повышения цен на бензин. Вслед за красноярцами. Параллельно мы написали жалобу на местное Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) в вышестоящую инстанцию, то есть в Москву. Дело в том, что, на наш взгляд, региональное отделение ФАС нас обмануло.

В прошлом году мы написали им два письма. Первое касалось повышения цен на бензин, которое произошло в июле. Мы тогда отправили в УФАС предложение проверить рынок на предмет сговора. Но нам ответили, что ценового сговора не обнаружено, а такая разница с другими регионами объясняется тем, что цена на оптовый бензин, реализуемый на территории Новосибирской области, выше по сравнению с другими регионами на разные марки от 8 до 49 процентов. И зачем нам нужен такой ответ? Второе письмо было отправлено в антимонопольную службу, когда произошло повышение цен на автомобильный газ на 2,5 рубля сразу — с 9,5 до 12 рублей. Это ведь ясно было, что здесь тоже не все в порядке. Но по газу нам тоже не дали внятного комментария. Теперь ждем реакции федерального центра.

Думаю, что нововведения в КоАП, которые вступили в силу с начала этого года, спровоцируют немало вопросов с нашей стороны к местным властям, которые сейчас не содержат дороги в надлежащем состоянии. Ведь это понятно: если дорожное покрытие не соответствует норме, то попробуй докажи, что авария произошла именно потому, что ты нарушил правила. А может, причиной стала плохая дорога? Или ты вынужден был совершить это нарушение, потому что по-иному там не было возможности проехать? Суды, например, могут квалифицировать дело именно так. Был гололед и ты выбрал скоростной режим, исходя из дорожной ситуации. Но есть положение в законе, которое гласит, что в случае гололеда в такое-то время должны посыпать песком в таком-то месте. Это сейчас для нас задача номер один — создавать такие прецеденты, чтобы сами чиновники отвечали за дорожную ситуацию, а не мы расплачивались из своего кошелька.