Административная пирамида

17 марта 2008, 00:00
  Сибирь

Бывший иркутский чиновник изобрел еще один способ отъема денег у населения, который не противоречит действующему законодательству. И львиная доля его клиентов готовы вновь доверить организатору финансовой схемы свои деньги.

Некогда сотрудник регионального отделения федеральной комиссии по ценным бумагам Алексей Решетников придумал «белую», как декабрьский снег, финансовую схему, которая позволила ему за два года собрать с населения, по разным оценкам, от 2,5 до 3 млрд рублей.

Сейчас паника вкладчиков Иркутского фондового центра (ИФЦ) разделила иркутское инвестиционное сообщество на два лагеря. Первые начали тиражировать заявления о «пирамидной» сущности компании и бездействии правоохранительных органов, понимая, что на рынке скоро появится масса «неприкаянных» вкладчиков. Вторые до сих пор поддерживают деловые отношения с Алексеем Решетниковым и придерживаются версии о временных трудностях компании. Но главной изюминкой иркутской ситуации являются не «скользкий» договор, не высокие проценты и не прекратившая свое действие лицензия. Бывший чиновник принадлежал к административной, деловой и финансовой элите Иркутской области. Поэтому лучшие люди региона сильно лукавят, делая вид, что впервые слышат о появлении в Иркутске финансовой пирамиды.

Развязка двухлетней саги об Иркутском фондовым центре развивалась стремительно: 3 марта общество с ограниченной ответственностью заявило о временном прекращении выплат, а участники рынка начали говорить, что штат ИФЦ был стремительно уволен в течение двух «предвыборных» выходных. В ночь на 5 марта здание Иркутского фондового центра было оцеплено милицией для предотвращения возможных беспорядков со стороны вкладчиков. Через двое суток в правоохранительные органы поступило почти 300 заявлений от пострадавших. На следующий день начальник пресс-службы ГУВД по Иркутской области Александр Попов сообщил о возбуждении против Алексея Решетникова уголовного дела по статье 159 УК РФ «мошенничество». Опустевший офис компании, приобретенный в середине прошлого года, уже посетила следственная группа отдела по борьбе с экономическими преступлениями, изъяв документацию.

Ситуация не складывалась внезапно. Для начала высокая конкуренция на рынке вытеснила ИФЦ в «мелкорозничный» сектор, где работа идет с клиентами — физическими лицами со сбережениями в размере 100 тыс. рублей. Чтобы привлечь малобюджетную аудиторию, среди которой было множество пенсионеров, пришлось обещать ежемесячные гарантированные проценты (от 2,4 до 3,4% в зависимости от суммы и продолжительности вклада). Федеральный закон о ценных бумагах подобное запрещает, но последний год деятельности этот законодательный акт Иркутского фондового центра не касался: срок действия лицензии у компании истек еще в марте 2007 года. Деньги вкладчиков структура привлекала с помощью договоров займа, которые регулируются исключительно Гражданским кодексом.

С формальной точки зрения ИФЦ находился в правовом поле. Фактической законностью подобной деятельности не интересовались ни силовики, ни депутаты, ни руководитель иркутского регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам Владислав Щенников. Более того, всего два года назад Иркутский фондовый центр был весьма перспективной компанией с поддержкой в нужных органах, которая была удостоена чести провести альтернативную оценку стоимости госпакета акций оператора Ковыктинского месторождения компании «РУСИА Петролеум».

По словам участников рынка, ИФЦ получал неплохой доход на растущем фондовом рынке. Однако чем дольше наблюдалось падение и чем точнее требовались прогнозы, тем трудней становилось поддерживать уровень прибыли, необходимый для выплаты самых высоких в Иркутске фиксированных процентов. Зимние «заморозки» на мировом фондовом рынке стали для этой схемы роковыми. По мнению участников рынка, огромный поток рекламы ИФЦ в городских СМИ, нацеленных на низкобюджетную аудиторию, говорил о необходимости привлечения новых финансовых ресурсов, которых не было на бирже. Кассы по приему платежей работали вплоть до момента закрытия офиса ИФЦ 28 января, когда выплата процентов по истекшим договорам уже прекратилась.

Директор ИФЦ по-прежнему ходит на работу, правда, теперь не может уехать из города — он под подпиской о невыезде. Между тем 11 вкладчиков 9 марта создали инициативную группу, призывающую не поддаваться панике и ждать графика выплат. Опрос посетителей специально созданного ими сайта показал, что 67% готовы вообще не забирать деньги из фондового центра, если он вдруг вновь заработает.