С ветерком и крендельком

14 апреля 2008, 00:00
  Сибирь

Редакционная статья

Придорожный сервис — все равно что неродное дитя в структуре региональной экономики Сибири. Ему как-то не принято уделять внимание на высоком административном уровне. Сегмент не структурирован, состоит из разрозненных мелких предпринимателей, налоговые поступления в бюджет тоже не впечатляют (это же не добыча угля и не промышленное производство). Ну вот, разве что в какой-то степени решает вопрос трудоустройства. В Тальменке Алтайского края, где наиболее развита эта отрасль, в придорожном сервисе, по официальным данным, занято 200 человек. По неофициальным — 300. Вот, пожалуй, и все. О чем тут говорить? А между тем это та самая одежка, по которой судят о территории. Проскакивая сибирские просторы на скорости 100 и более км/час, можно не заметить многого, но только не отсутствия точек питания и туалетов, это туристам непременно бросится в глаза. Скажут — дикость какая-то. И будут абсолютно правы.

Единственным, пожалуй, исключением в Сибири, где задумались-таки о том, какое впечатление территория оставляет у проезжающих, стала администрация Алтайского края. Чуйский тракт — лицо и транспортная артерия региона. По некоторым данным, ее ежегодная проходимость составляет более 1 млн человек. И это не окончательная цифра. Поток транзитного транспорта постоянно растет. А перспектива строительства игорной зоны «Сибирская монета» в Алтайском районе, развитие туристско-рекреационных зон здесь и в Республике Алтай и вовсе поражает воображение количеством людей, которым понадобится горячий обед и полноценный отдых в пути.

Конечно, пункты остановки транзитного грузового и легкового транспорта за последние три–четыре года стали более-менее обжитыми в традиционных местах: Тальменке, Троицке, Поспелихе, около Бийска. Незначительно выросло и их число: со 135 в 2003 году до 163 в 2007-м. С такими темпами говорить о развитии придорожного сервиса неуместно. Так же, как о его соответствии современным требованиям.

В управлении по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Алтайского края после проведения комплексных проверок утверждают, что 90% объектов общественного питания в придорожном сервисе не соответствуют элементарным требованиям санитарного, противопожарного и дорожного законодательства. Не соблюдают предприниматели и правила оказания услуг общественного питания и требования закона «О защите прав потребителей». В Троицком на трассе всего восемь объектов общественного питания, после проверки вынесено постановление о прекращении деятельности и передано в суд 21 дело. Причины довольно банальны — размещение кафе в неприспособленных помещениях, отсутствие в них горячего водоснабжения, личных медицинских книжек и санитарной одежды у персонала, приготовление шашлыков, салатов, кулинарных изделий и блюд из мяса без необходимых санитарных условий, хранение и реализация скоропортящихся продуктов без морозильного оборудования, несоблюдение сроков готовности пищевых продуктов.

Все эти проблемы стали главной темой на заседании рабочей группы по регулированию вопросов развития и повышения уровня обслуживания в объектах питания дорожного сервиса, которое проводилось в конце марта под руководством вице-губернатора края Якова Ишутина. Было признано, что на федеральных трассах на смену забегаловкам должны прийти современные придорожные комплексы. Предположительная стоимость такого проекта 100–120 млн рублей.

На алтайской магистрали сегодня решен лишь вопрос с АЗС, которых уже, по словам начальника ГУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Алтай» Федерального дорожного агентства» Сергея Гончара, переизбыток.

В администрации Алтайского края в стадии подготовки находится постановление о создании при ГУП «Алтайавтодор» рабочей группы, которая займется рассмотрением инвестиционных проектов в сфере придорожного сервиса. Увы, пока их немного, это направление мало интересует не только власти, но и крупный бизнес. Между тем наше путешествие только по нескольким транспортным направлениям и общение с предпринимателями сферы придорожного сервиса показало, что перспективы этого сегмента огромны.