Время добрых дел

Социальная ответственность перестала быть модным течением. Сегодня это производственная необходимость, которая играет далеко не последнюю роль в развитии бизнеса

Всякий раз, когда речь заходит о социальной ответственности бизнеса, так и хочется вспомнить избитую фразу о хорошо забытом старом. Хотя еще несколько лет назад возникало некое ощущение новизны. Казалось, что этот капиталистический термин подразумевает нечто незнакомое нам, неведомое. Силу, которая кардинальным образом изменит баланс интересов в деловых кругах.

Время стерло этот налет загадочности и неизвестности. Как оказалось, все это мы уже проходили. И однажды в силу экономической ситуации отказавшись от «социалки», возвращаемся вновь к основам, азам отношений бизнеса и общества. Открытие ли, что они неразрывно связаны? Новость ли, что любая компания, независимо от масштабов своей работы, обязана уделять внимание существующим за его пределами проблемам? А подшефные школы? А чествование ветеранов? А покровительство спорту и культуре?

Конечно, все еще живо в памяти. Просто наступили другие времена — наряду с развитием производства и совершенствованием кадровой политики деловые люди теперь уделяют все больше внимания социуму. Как ни крути, а внешние факторы во многом определяют судьбу бизнеса.

Бизнес-план

«По сравнению с другими мировыми игроками мы считаемся небольшой компанией», — однажды дал оценку масштабам производства компании SMR Джеффри Питер Коули, ее генеральный директор. SMR на мировом рынке принадлежит доля в 4%, а в России это крупнейший производитель ферромолибдена. 

Российская ферросплавная отрасль с каждым годом чувствует себя все увереннее. Очень хорошие перспективы обещают нынешние темпы развития металлургии, рост объемов производства в машиностроительной отрасли. Более 75% ферромолибденового сплава применяется для легирования жаростойких и жаропрочных сталей, которые пользуются огромным спросом в космической промышленности, автостроении, в сфере высоких технологий.

С момента образования, то есть с 1997 года, SMR, так же, как и большинство российских компаний, выстраивала собственную бизнес-политику — формировала активы, занималась восстановлением производства. Конечно, нельзя сказать, что сегодня эта работа завершена. Просто с 2007 года она перешла на следующую ступень. Достигнутые объемы и уровень производства позволили сделать шаг вперед. Руководство компании полностью пересмотрело технологические процессы ведения бизнеса. Одним из основных акцентов стала модернизация мощностей, внедрение новых технологий. В ближайшие три года общий объем инвестиций на эти цели, по словам господина Коули, составит 1 млрд рублей. Объемы производства станут расти на 10% ежегодно, к концу 2009 года предприятия SMR будут перерабатывать 11,5 млн тонн руды в год. Это приблизительно равно производству 6,5 тыс. тонн ферромолибдена.

Бизнес-судьба

При нынешнем развитии производства SMR позволительна и еще одна роскошь — собственные социальные программы. В логически завершенном виде они появились на горно-обогатительных комбинатах и заводах SMR в 2006–2007 годах. До этого момента, разумеется, компания не была в стороне от существующих в поселках проблем, но речь шла скорее о «латании дыр». Реагировали на просьбы жителей или оказывали помощь исключительно в зависимости от того, какая из социальных проблем была наиболее актуальной. И, наверное, это в какой-то мере было близко к жизни: помощь страждущим создавала желанный для любого бизнеса эффект обратной связи. При этом строго соблюдался принцип — в круге интересов только местные проблемы. Но не хватало этой работе регулярности, плановости, не было приоритетных и второстепенных задач. В результате не представлялось возможным оценить проделанную работу, увидеть эффект и, самое главное, реально изменить положение дел.

Теперь SMR переросла этот этап. Наличие комплексных социальных программ свидетельствует не только о том, что компания чувствует некий груз ответственности за состояние и развитие общества. В современной ситуации речь идет о том, что у SMR существует своя точка зрения на положение дел в социуме, у нее есть не только право услышать пожелания или просьбы жителей, но и обязанность ответить людям. Программы подтверждают, что бизнес намерен долго жить и работать здесь, на земле, где находятся его предприятия, где живут рабочие, где создается капитал. Жирекен, Сорск и многие другие поселки, малые города — это судьба, основа существования бизнеса.

Интервенционные планы

У SMR сегодня далеко идущие планы. В частности, компания намерена очень серьезно расширить свое присутствие на мировом рынке. Сейчас специалисты присматриваются ко многим проектам, но, как говорят в компании, предпочтение будет отдаваться тем, что территориально близки к России. В реализацию планов частично будет вовлечен собственный капитал, но также и заемные средства. Стабильное производство, в основе которого лежит в том числе и благоприятный социальный климат в поселках, где расположены заводы и карьеры, позволит компании двигаться дальше, к новым рубежам.

Этапы бизнеса

Компания SMR образована в 1997 году. Входит в состав диверсифицированной инвестиционной компании «Базовый элемент», стоимость активов которой оценивается в более чем 23 млрд долларов.

SMR создавалась как диверсифицированная компания. Она объединяла транспортные услуги, добычу металлов, угля. После реструктуризации все неметаллические активы, в том числе и угольные (за исключением ОАО СП «Эрчим-Тхан», угольного месторождения в Якутии), были переданы другим компаниям.

Сейчас SMR сосредоточилась на разведке, добыче, обогащении и металлургической переработке полезных ископаемых, производстве и реализации медного и молибденового концентратов и ферромолибдена. Управляет предприятиями горнодобывающей и металлургической промышленности. Активы расположены в России, Киргизии и Монголии.

В составе SMR Сорский и Жирекенский горно-обогатительные комбинаты: компания восстановила работу ОАО «Жирекенский ГОК» и модернизировала производство на ООО «Сорский ГОК». Сейчас эти предприятия ведут разработку одноименных с названиями комбинатов богатейших в России месторождений медно-молибденовых руд. Для продолжения производственной цепочки SMR были построены и введены в эксплуатацию крупнейшие в России заводы по производству ферромолибдена: ООО «Жирекенский ферромолибденовый завод» и ООО «Сорский ферромолибденовый завод».

Кроме того, в числе активов компании — ОАО «Забайкалстальинвест». Оно ведет доразведку Чинейского месторождения титаномагнетитовых ванадийсодержащих и медно-сульфидных руд с драгоценными металлами (золото, серебро, платина, палладий), расположенного на северо-востоке Читинской области в Каларском районе. В 2004 году SMR приобрела контрольный пакет акций киргизской компании «Жаны-Жылдыз Голд Лимитед», ведущей разведку золота в Киргизии. С 2005 года SMR владеет пакетом акций монгольской компании «Бату Майнинг», второго по величине горнодобывающего холдинга в Монголии, имеющей лицензии на разработку 11 месторождений золота, серебра и меди.

На предприятиях SMR заняты 4,4 тыс. человек.

Стратегические направления развития SMR в 2008 году:

  • повышение стандартов корпоративного управления;
  • развитие производства;
  • повышение экологических стандартов;
  • социальная ответственность.