Там, где центр Сибири

Спецвыпуск
Москва, 25.08.2008
«Эксперт Сибирь» №33 (220)
За счет своих мощных производственных площадок Ангарск всегда будет независимым, убежден мэр города Леонид Михайлов

Ангарск — третий по величине город Иркутской области. По численности постоянного населения он уступает лишь Иркутску и Братску — четверть миллиона человек (10,2% жителей Иркутской области).

Город Ангарск — один из крупнейших индустриальных центров общероссийского значения с мощными предприятиями нефтехимии, а также с компаниями по производству пищевых продуктов, пластмассовых изделий, прочих неметаллических мине­ральных продуктов, машин и оборудования, изделий из дерева, распределению электроэнергии и воды.

По социально-экономическому потенциалу Ангарск занимает одно из ведущих мест в экономике Иркутской области. На его долю приходится 9,7% промышленной продукции региона. Преобла­дающими видами деятельности, определяющими экономическую структуру города, являются обрабатывающие производ­ства (80,2% в объеме отгруженных товаров собственного изготовления, выполненных работ и услуг собственными силами по городу Ангарску), строительство (10,5%), транспорт и связь (2,9%).

В конце 2007 года на пост главы города был избран бывший заместитель генерального директора Ангарской нефтехимической компании Леонид Михайлов.

 — Начнем с того, что город является промышленным центром. Он образован для эффективной и полноценной работы Ангарской нефтехимической компании (АНХК) и Ангарского электролизного химического комбината (АЭХК). Третье крупное градообразующее предприятие — Ангарское управление строительства (АУС) — образовалось сначала для обеспечения нужд сотрудников АНХК и АЭХК в жилье, а сейчас работает самостоя­тельно. Сегодня составляющая этих предприятий по вкладу в развитие города является основополагающей, мы очень продуктивно сотрудничаем с ними в социальной сфере. Они выделяют сред­ства на содержание школ, детских садов, оказывают помощь в ремонте дорог и жилья.

ОАО «Ангарская нефтехимическая компания» является крупнейшим предприятием Восточной Сибири по переработке нефти и выпуску нефтепродуктов. АНХК производит всю линейку: автобензины, дизельное топливо, авиакеросины, масла, нефтебитумы, мазут, кокс, а также продукты нефтехимии — серную кислоту, метанол, амины, спирты бутиловые, метилтретбутиловый эфир, другие виды продукции. Всего на предприятии освоен выпуск 211 видов продукции.

Объем переработки нефти в 2007 году составил 9 миллионов 254 тысячи тонн. По объемам и глубине компания входит в десятку крупнейших нефтеперерабатывающих заводов страны. Являясь градообразующим предприятием, АНХК совместно с компанией «Роснефть», в состав которой она входит с 2007 года, осуществляет многочисленные благотворительные и социальные проекты не только в Ангар­ске, но и по всей Иркутской области.

ФГУП «Ангарский электролизный химический комбинат» с первых лет создания и по настоящее время стоит в первых рядах предприятий ядерного топливного цикла страны и мира. У АЭХК многолетний опыт работы в области производства и обогащения урана, применяемого при изготовлении топлива для ядерных станций. Основными направлениями деятельности комбината являются обогащение урана, производство гексафторида урана, химическое производство, приборное производство.

В настоящее время на базе АЭХК завершается формирование первого Между­народного центра по обогащению урана (МЦОУ) в рамках мирового соглашения об укреплении сотрудничества в области гражданской ядерной энергетики. Главная цель создания МЦОУ, находящегося под контролем Международного агент­ства по атомной энергии (МАГАТЭ), — обеспечивать ядерным топливом все заинтересованные страны и одновременно содействовать укреплению режима нераспространения ядерного оружия.

ОАО «Ангарское управление строительства» — первая и мощнейшая в городе строительная организация. За 60 лет деятельности силами АУС построен город Ангарск, возведено 8 миллионов квадратных метров жилья, воздвигнуты такие промышленные гиганты, как АНХК, АЭХК, Цементно-горный комбинат, заводы белково-витаминных концентратов, хим­реактивов, керамический, электромеханический, стройматериалов, авто­ремонтный. А также объекты энергетики — ИТЭЦ-1, ИТЭЦ-9, ИТЭЦ-10, предприятия пищевой промышленности.

Силами ОАО «Ангарское управление строительства» построены города Байкальск, Саянск (Иркутская область), Красно­каменск (Читинская область), а также Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, «Саянскхимпласт», Новозиминская и Саянская ТЭЦ и другие. Второй год подряд АУС удерживает планку по объему производства на уровне 1,5 миллиарда рублей. В 2007 году предприятием сдано 28,1 тысячи квадратных метров жилья.

— Уже несколько лет в Иркутской области обсуждается проект агломерации Иркутск–Ангарск–Шелехов. Объединение трех крупных городов области позволило бы решить многие насущные проблемы. К сожалению, сейчас, по решению властей региона, проект перестал быть приоритетным. На ваш взгляд, насколько он жизнеспособен, не нужно ли процесс агломерации подталкивать снизу?

— На мой взгляд, этот проект вполне жизнеспособен, он интересен, но не может быть воплощен в ближайшие годы. Наверное, этот процесс должен идти естественным образом. Властям разного уровня нужно устранить несколько проблем. Главная из них — это транспортная. Впрочем, как раз она сейчас и решается: уже есть удобные объездные пути у Ангарска и Шелехова, сооружается трасса, связывающая эти города в объезд Иркут­ска. В будущем, наверное, построят и другие, дополнительные магистрали.

Многие ангарчане сегодня работают в Иркутске, а иркутяне — в Ангарске. И дорога между городами занимает примерно то же время, которое жители спальных микрорайонов Иркутска тратят на путь до центра города. У нас есть серьезные промышленные производства, а в Иркут­ске — учебная и научная база. Города тесно связаны между собой. Дальше связь станет еще тесней. В рамках естественного развития между городами будут возводиться производства, жилые дома.

Проект агломерации предусматривает также вынос существующего иркутского аэропорта из зоны городской застройки. Этот вопрос актуален уже более 40 лет. С особой остротой он встал в связи с авиационными катастрофами, которые с начала 1990-х происходят раз в четыре года.

Институтом «Дальаэропроект» совместно с заинтересованными организациями Иркутской области с 1976 года велись работы по выбору новой площадки. Было рассмотрено порядка 30 вариантов строительства нового аэропорта на разных участках в районе Иркутска. В настоящее время остановились на трех, один из которых — на площадке Ключевая на территории Ангарского района. Конечно, все это потребует времени, но в итоге агломерация произойдет сама собой. И снизу ее подталкивать необязательно.

  Фото: Виктор Григорьев
Фото: Виктор Григорьев

 — В Ангарске сейчас вплотную занялись транспортным вопросом. Уже осенью этого года всех пассажиров городского общественного транспорта, а также перевозчиков ждут глобальные изменения. В чем они заключаются?

— Транспортная проблема — одна из самых острых не только для Иркутской области, но и для многих городов России. Конструктивное ее решение в Ангарске уже найдено, более того, оно начало реализовываться поэтапно, набирая стремительные обороты.

Первостепенной задачей, стоящей перед администрацией Ангарска, является перевозка льготной категории граждан и повышение качества транспортных услуг для населения. Для ее решения с 1 августа в администрации города начал формироваться транспортный отдел, который будет активно заниматься вопросами, связанными с перевозкой пассажиров. В его функциях — работа как с перевозчиками, так и непосредственно с населением через центральную диспетчерскую службу управления транспортом в городе (ЦДС). Создание ЦДС позволит организовать общий поток муниципальных и частных перевозчиков по общему расписанию. Через центр диспетчеризации, организованный на базе муниципального предприятия «Ангарский трамвай», будет осуществляться выпуск транспорта через определенный интервал, что поможет равномерно распределить пассажиро­поток и повысить безопасность на дорогах.

Транспортное обслуживание, кроме удобного расписания движения автобусов, должно соответствовать и таким требованиям, как вместительность и комфортность. Для этого планируется постепенно заменить маршрутные такси на автобусы средней и большой вместимости.

Завершающим этапом станет установка терминалов в автобусах и внедрение специальных пластиковых карт оплаты проезда. Индивидуальная карта позволит ездить по льготной цене определенным категориям граждан, в том числе школьникам и студентам. Данная система позволит также отслеживать доход и расход каждого из предприятий-перевозчиков системы.

Такой подход к развитию транспортной системы был одобрен на заседании президиума Государственного совета РФ, проходившем в Красноярске 13 ноября 2007 года, и нашел отражение в Перечне поручений Президента РФ, сформированном по итогам этого заседания. Подобная транспортная схема уже зарекомендовала себя в городах Московской области, Самаре, а также Челябинске, Новосибирске и Кемерове. В следующем году и город Ангарск пополнит этот список.

— Слабыми местами любого крупного города является также возведение жилья и строительство объектов недвижимости. Как с этим обстоят дела в Ангарске?

— Ангарск — один из первых городов России, в котором разработан и принят проект Правил застройки и землепользования (ПЗЗ) города. Это новый документ для всего российского градостроительства. ПЗЗ вошли в новый Градостроительный Кодекс. Его положения с 1 января 2010 года запрещают выдачу разрешений на возведение объектов и предоставление земельных участков для государственных и муниципальных нужд при отсутствии ПЗЗ. В плане реализации схем территориального планирования муниципальных образований обязательным является решение о подготовке ПЗЗ. Поэтому они должны разрабатываться на уровне всех муниципальных образований. Администрация города Ангарска решила заранее, до того, как вступят в силу эти положения, разработать Правила застройки и землепользования.

ПЗЗ включают в себя четыре вида градо­строительной деятельности: территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительные проекты, строительство и реконструкцию объектов капитального строительства.

Что важно для проектировщиков? По­смотреть в таблицах ПЗЗ, где что можно строить и получить разрешение. С уже готовым проектом проектировщик приходит в департамент архитектуры и градостроительства, где проверяют его соответствие Правилам застройки и землепользования. Раньше для этого требовалось обойти не одну инстанцию.

Администрацией города Ангарска тщательно прорабатываются вопросы строительства социального жилья в городе. Сейчас рассматриваем имеющийся земельный участок под возведение жилья в 103-м квартале. Будет построен 40-квартирный дом, квадратный метр в котором будет продаваться за 30 тысяч рублей.

Основные территории, подлежащие застройке, — Прибрежный район, 250-й квартал, улица Декабристов. Вблизи последней — мощные торфяники. Для освоения этой территории потребовалась особая инженерная подготовка. След­ствие — высокая стоимость квадратного метра жилья. Но мы нашли выход в малоэтажном жилищном строительстве, которое обходится дешевле.

По Генплану Ангарска предусмотрено развитие жилищного строительства в поселке Новый (Четвертый поселок). Там очень много ветхого жилья, которое необходимо снести и построить новое, много­этажное. Сейчас мы собираем данные для подготовки проекта планировки сноса. Заниматься этим будет муниципалитет в установленном Жилищным кодексом порядке.

— В Ангарске строится и крупнейший спортивный объект федерального значения — Дворец спорта «Ермак». Когда его двери распахнутся перед спортсменами и болельщиками?

— В декабре этого года будет запущен пусковой комплекс стадиона «Ермак». Реконструкция объекта ведется с 2003 года, за этот период вложено около 370 миллионов рублей из бюджетов различных уровней. Стадион считался долгостроем, и неизвестно, сколько еще лет его считали бы таковым. В этом году мы решили сделать все возможное, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. Для этого из бюджета города выделено 143 миллиона рублей, из федерального — 100 миллионов.

В декабре стадион уже сможет принять 3,5 тысячи зрителей. В дальнейшем это будет спортивный комплекс на 7,5 тысяч человек. Такого сооружения нет во всей Иркутской области. Дворец спорта вместит в себя большую ледовую арену и трибуны, спортивные тренировочные залы, зал для боулинга, бильярда, бары, буфеты, гостиницу на 20 номеров для спортсменов, раздевалки, душевые кабины.

На стадионе будут проходить не только спортивные матчи, но и концерты эстрадных российских и зарубежных звезд. Комфортный, соответствующий функциональным требованиям и международным стандартам, Дворец спорта «Ермак» станет гордостью не только города, но и области.

— Каковы планы городской администрации по поиску дополнительных источников пополнения бюджета, расширению рынка труда?

— Дополнительные доходы в бюджет планируются в связи с налоговыми поступлениями от Ангарского трубного завода. Его строительство ведет группа «Полипластик» — одна из крупнейших в мире производителей полиэтиленовых труб, насчитывает 20 предприятий по России. Открытие завода и выпуск первой продукции запланированы на сентябрь 2008 года. Внедренная немецкая технология позволит создать уникальный по своим качествам товар, востребованный в регионе. Объем производства на начальном этапе составит 12 тысяч тонн, но уже к 2012 году руководство завода намерено увеличить это показатель в два раза. Кстати, при реконструкции городских подземных коммуникаций в следующем году мы планируем использовать продукцию нового трубного завода.

Еще один источник дополнительных доходов — пивоваренный завод. Компания «САН ИнБев», российское подразделение ведущего производителя пива в мире компании «ИнБев», приступила к строительству завода в Ангарске в сентябре 2006 года. В настоящее время к сдаче в эксплуатацию готовится первая очередь производства. Ангарский филиал компании станет одним из крупнейших пивоваренных заводов в России. Общий объем инвестиций составит более 140 миллионов евро. Мощность завода — 4,8 миллиона гектолитров пива в год.

Открытие этих мощностей позволит расширить рынок труда Ангарска. Уже сейчас кадровый состав трубного завода — 65 человек, после пуска численность работников увеличится до 200. В основном производстве пивоваренного завода будет занято около 300 сотрудников, 90 процентов которых — ангарчане.

— В Ангарске большое внимание уделяется поддержке среднего и малого бизнеса. Расскажите об этом.

— Малый и средний бизнес в России развивается очень медленно, и вот уже четыре месяца государство активно разрабатывает новую политику в отношении такого предпринимательства. Принято несколько законов, в Госдуму внесен ряд законопроектов. Представителей малого бизнеса ждет множество препятствий на пути к успешному развитию и процветанию. Это и высокие ставки по кредитам, и дорогая аренда, а также несовершенство законов и постоянные проверки надзорных органов, которые часто грозят закрытием. Думаю, аналогичные проблемы и у предпринимателей в других регионах России.

Администрация Ангарска решила реально помочь развитию малого и среднего предпринимательства. Для этого разработана и утверждена одноименная муниципальная целевая программа на 2008–2010 годы. Сейчас самое главное — расставить приоритеты, выстроить взаимовыгодное сотрудничество с нашими партнерами и предпринимателями.

На данный момент администрацией города совместно с предпринимателями сделан один из видимых и социально значимых шагов — в Ангарске в скором времени будут открыты дополнительные точки по продаже хлебобулочных изделий. В нашем городе немало предпринимателей-хлебопеков. У них дешевый хлеб, но небольшие объемы производства. Городская администрация решила их поддержать — предложила открыть новые торговые точки. Благодаря этому горожане получат возможность выбирать продукцию, оптимальную по качеству и цене, а предприниматели расширят область сбыта.

Кроме того, в городе проводятся ярмарки для такого рода предпринимателей, где они могут представить свои товары и услуги. Самые активные участники получают возможность поучаствовать в международных и общероссийских выставках и форумах за счет средств бюджета города Ангарска.

— Каким вы видите долгосрочный сценарий развития города, очертите перспективы Ангарска?

— Если Иркутск является административным, научным, культурным и торговым центром и дальше будет развиваться в этом направлении, то наш город как был промышленной площадкой рядом с областным центром, так ею и останется. Несмотря на близость к Иркутску и статус города-спутника, мы являемся самодостаточным городом, никогда не были дотационной территорией. Близость Иркутска способствует развитию, это удобно и властям, и жителям обоих городов. Но Ангарск за счет своих мощных производственных площадок всегда будет независим. Предприятия, создаваемые здесь в свое время, строились с расчетом успешной работы на многие десятилетия. Сейчас они важны не только в масштабах области, но и всей страны. И сохранят этот статус в дальнейшем. Промышленность будет развиваться — следовательно, и Ангарск с его жителями не останется забытым. Нам уготовано достойное и стабильное будущее. 

Таежный город у Волчьей протоки

Ангарск — молодой сибирский город. Его строительство началось в октябре 1945 года. От областного центра — города Иркутска — он находится на расстоянии 50 км, в 117 км от озера Байкал. Место расположения города — в междуречье Ангары и Китоя в лесной таежной зоне вдоль Московского, в прошлом кандального тракта. Статус города Ангарску был присвоен 30 мая 1951 года. Эта дата является днем его рождения.

В летописи города есть интересная справка, выданная комбинатом «Иркутсклес» редакции ангарской газеты «Знамя коммунизма» о том, что на месте Ангарска до 1947 года была тайга. А равнинная долина Китоя, где было много пойм, лугов, степей, была удобным пастбищем. Здесь же в мелком речном кустарнике у водопоев, на полянах, окруженных влажными луговинами, селились многочисленные стаи волков. Пастухи-кочевники буряты вели с ними беспрестанную войну. Слово «Китой» по-бурятски звучит как «Кхути», что означает «Волчья протока».

Строительство города велось комплексно: наряду с застройкой кварталов жилыми домами в них возводились школы, детсады, ясли, магазины, проводилось благоустройство территории. В густой тайге прорубали просеку, намечали ось улицы и начинали застраивать кварталы.

Проект города был разработан ленинградскими архитекторами. Ангарск разбит на параллельные и пересекающиеся под прямым углом улицы. Но в нем есть и свой неповторимый стиль. Архитекторы, приступая к созданию проекта, заботились об органичном сочетании природного ландшафта и городской застройки. Облик города слагается из четкой геометрии улиц и многолетних сосен, смотрящих сверху на его застройку. За фасадами зданий прячутся милые дворики. Чистота проспектов и улиц, светлые тона окраски домов прекрасно гармонирует с обилием зелени. Уютные зеленые скверы, пешеходные дорожки с аллеями, большие нарядные клумбы — усилиями дизайнеров Ангарск превратился в один из самых красивейших городов России.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №33 (220) 25 августа 2008
    Кризис авиаперевозчиков
    Содержание:
    Дозаправлялись

    Кредиторам надоело ждать денег, и они перестали заправлять лайнеры «КрасЭйр». Авиакомпании остается уповать только на государственную корпорацию «Ростехнологии» и доброту заправщиков

    Реклама