Братство лекарей

Москва, 25.08.2008
«Эксперт Сибирь» №33 (220)
Десятки лечебных учреждений в Красноярском крае, в том числе крупнейшие клиники краевого центра, работают без лицензии. Фактически их деятельность незаконна, но и закрыть их нельзя — кто тогда будет оказывать медицинскую помощь населению?

Лицензирование, согласно букве закона, — это «выдача государственного раз­решения медицинскому учреждению на осуществление им определенных видов деятельности и услуг по программам обязательного и добровольного медицинского страхования». Этой процедуре под­лежат все медицинские учреждения, независимо от форм собственности, поскольку государственная лицензия гарантирует потребителю качество оказываемых услуг. Отсутствие ее означает, что данная организация не прошла строгой проверки лицензионной комиссии. И ни одна страховая компания не заключит договор о лечении граждан с больницами, не получившими лицензии. Такие медучреждения не могут оказывать платные услуги, персонал не получит обещанных по нацпроектам федеральных доплат к скромному жалованию. Тем не менее в Красноярском крае вопрос лицензирования стоит остро — по данным регионального управления Росздравнадзора, в июне 2008 года без лицензии работали 11 краевых и 6 муниципальных медицинских учреждений, проверку не прошли около половины участковых больниц и примерно 80% амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов. Причем ситуация практически одинакова по всей территории — что в таежных поселках, что в миллионном городе. Например, не лицензированы самые крупные многопрофильные клиники Красноярска — БСМП (Больница скорой медицинской помощи) и больница № 20.

Непрофильные коллеги

По словам руководителя краевого управления Росздравнадзора Александра Мелехова, зачастую положение не столь трагично — у большинства клиник по основным видам деятельности лицензии имеются, нет разрешений по отдельным направлениям работы.

«Чаще всего виной тому — нехватка кадров: нет специалистов, соответственно, нет вида деятельности — нечего и лицензировать, — говорит Александр Мелехов. — За пределами Красноярска, в районах края врачей физически не хватает. Обычна ситуация, когда в центральной районной больнице нет специалиста того или иного профиля, и его вынужден замещать «непрофильный коллега» — например, отоларинголог вместо окулиста или наоборот». Пока эту социальную проблему власти решить не могут. Несмотря на то что Красноярская медицинская академия каждый год выпускает дипломированных специалистов, до районов они не добираются, оседая в крупных городах. Ситуация столь плачевна, что в некоторых районных центрах для долгожданных специалистов специально держат ведомственное жилье, но даже комнатами и квартирами молодых врачей на периферию заманить не могут. Причем речь идет не о далеких заполярных или таежных поселках — даже в таком курортном месте (по сибирским меркам), как Минусинск, такая же беда. Еще одним трудновыполнимым лицензионным требованием является не только наличие высшего и среднего специального образования у медперсонала, но и соблюдение ритмичности и периодичность его переподготовки, повышения квалификации каждые пять лет. «Во многих больницах врачи либо вообще не ездят на учебу, либо посещают какие-то кратко­срочные курсы, совершенно недостаточные для освоения новых методик и технологий», — замечает Александр Анатольевич.

Больницам труднее всего привести в соответствие пункт «техническое состояние зданий и сооружений» — в крае немало медицинских учреждений расположено в домах, построенных 60–70, а то и 100 лет назад. Понятно, что содержание в порядке таких объектов требует постоянного внимания и немалых средств, особенно в части исправности инженерных систем: вентиляции, отопления и электро­проводки. По данным депутата краевого Законодательного собрания Сергея Натарова, большинство действующих больниц не соответствуют новым СНиПам: «Та же БСМП, известная в народе как «тысячекоечная», принимает 1 000 пациентов, а по современным СНиПам может только 450». Некоторые нормы предписывают, например, чтобы на одного больного, то есть на койко-место, в стационаре было 7–9 кв. м площади, а не 4 кв. м, как раньше. Если подходить к выполнению требований формально, то экстренных больных везти будет просто некуда.

Укрепление базы

Главный врач МУЗ «Городская больница № 4» Альбина Фокина подтвердила тот факт, что самым трудновыполнимым требованием нормативных документов является наличие в больницах современных инженерных коммуникаций и резервных систем — например, бойлеров, необходимых на период плановых отключений горячей воды. «До 2003 года нормативные документы были более-менее выполняемы. Новые нормы сначала носили рекомендательный характер, но сейчас с нас требуют обязательного их исполнения». Альбина Павловна считает, что логичнее спрашивать выполнение нормативных актов с вновь построенных больниц, а не у стационаров, введенных в строй 20–30 лет назад. Впрочем, в Красноярске есть больницы, размещенные (и вполне успешно) в зданиях постройки XIX века — там в принципе невозможно создать, например, современную систему вентиляции. Значит, лицензирование им не пройти.

 «Все относительно нормально только в аптеках — независимо от формы соб­ственности. Там всего три лицензируемых вида деятельности, и правила для аптек умещаются на одном листе бумаги, они относительно просты и понятны», — поясняет Александр Мелехов. Он же называет главную причину проблемы — нерадивость главных врачей и глав муниципальных образований. В идеале, когда больница получает лицензию на пять лет, уже через год главврач (при содействии главы местной администрации) должен начать подготовку к лицензированию, рассчитанную на четыре года. Но считанное количество главных врачей в крае так и поступают — почти все вспоминают о лицензии, когда до ее обновления остается несколько месяцев. «Вот типичная ситуация, — рассказывает Мелехов. — За два месяца до окончания действия лицензии главврач районной больницы приходит и рассказывает, что здание его больницы в аварийном состоянии. Он что, раньше этого не знал? Но ремонтировать ее он и не собирается, а идет к депутатам или к исполнительной власти и «продавливает» любыми способами разрешение работать. Получает лицензию и забывает обо всем на следующие пять лет».

Понятно, что и строительство новых зданий, и приведение в соответствие действующих требует громадных бюджетных вложений. Для примера — по неофициальным данным, для того, чтобы привести в соответствие требованиями только один стационар (не самый крупный по меркам Красноярска), необходимо примерно 200 млн рублей. А по словам Сергея Натарова, для того, чтобы все медицинские учреждения Красноярского края в течение ближайших двух лет прошли лицензирование, необходима огромная сумма — 20–25 млрд рублей. Для частичного исправления ситуации была принята краевая целевая программа «Укрепление материально-технической базы краевых и муниципальных учреждений здравоохранения», по которой местные муниципалитеты и администрация края из своих бюджетов должны совместно выделять деньги на лицензирование медицинских учреждений. Однако, как нам видится, дело не только и не столько в деньгах. Проблема, скорее, в уровне управленческой компетенции.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №33 (220) 25 августа 2008
    Кризис авиаперевозчиков
    Содержание:
    Дозаправлялись

    Кредиторам надоело ждать денег, и они перестали заправлять лайнеры «КрасЭйр». Авиакомпании остается уповать только на государственную корпорацию «Ростехнологии» и доброту заправщиков

    Реклама