Дороги осилит идущий

Спецвыпуск
Москва, 13.10.2008
«Эксперт Сибирь» №40 (227)
Разрабатывая собственные региональные транспортные проекты, Томская область уверенно стучится с ними в двери федеральных министерств

УТомской области есть все шансы выйти из транс­портного тупика. Стратегия развития транспортной системы разработана до
2025 года. Теперь Высшему экономическому совету предстоит принять решение, по какому пути развиваться этой отрасли. Документ предусматривает два сценария: интенсивный и умеренный. О том, по какой колее пойдет транспорт региона, рассказывает Вячеслав Андрюшин, председатель комитета по транспорту и дорожному комплексу администрации Томской области.

— Вячеслав Викторович, если по­смотреть на карту, Томская область — географический центр страны, территория, которая магистралями должна связывать запад и восток России, южные и северные регионы. На самом деле это далеко не так.

— На Томскую область лучше всего смотреть с высоты птичьего полета. Когда летишь на вертолете, видны одни болота, топь и тайга. И лишь изредка внизу попадаются тропки. Впечатляет огромная мощь и отсутствие подъездов к этой силе. Главная проблема Томской области, с моей точки зрения транспортника и дорожника, в том, что есть потенциал — богатейшие природные ископаемые и лесные ресурсы, но его очень сложно взять. По плотности автомобильных дорог с твердым покрытием мы занимаем в России одно из последних мест — 75-е. В мировой транспортной системе регион по этому показателю между Мали и Нигером. К тем же водным ресурсам должен быть организован правильный доступ.

Авиация не находит себе места из-за отсутствия портов, взлетно-посадочных площадок. По густоте железных дорог мы чуть-чуть лучше Гайаны, но хуже Монголии. Последняя железнодорожная ветка — на Белый Яр — была построена более полувека назад. Так что сегодня Томская область на карте России скорее выглядит как некая черная дыра. Чтобы воспользоваться богатствами нашей территории, необходимо подготовить пути подходов. Тем более что на повестке дня у нас множество амбициозных проек­тов — и желез­ная руда, и АЭС, и Правобережье, и лес.

Недостаточная транспортная инфраструктура серьезно сдерживает развитие многих отраслей. По прогнозам специалистов, общий объем грузов в области к 2025 году вырастет в пять, а пассажироперевозок — в два с лишним раза. Перед Томской областью также поставлены и задачи всероссийского масштаба. Наш регион становится территорией для реализации крупных национальных проектов. К сожалению, не всегда их можно воплотить в жизнь.

— С какими основными сложностями вы столкнулись при разработке стратегии?

— Для начала мы определили главную цель. Нам необходимо было сформировать не просто стратегию транспортной системы, а конкретный план действий, который позволил бы Томской области стать полноценным субъектом международных и межрегиональных связей. Консультанты сказали, что это задача архисложная, и предложили поделить стратегический период на два этапа. До 2013 года — среднесрочная задача —
создать опорную сеть, выстроить параллели и между ними начать развитие меридианов и связей. А уже с 2015 года мы будем говорить о Томской области как о межрегиональной трассе.

В нашем регионе сегодня функционируют пять видов транспорта: авто­мобильный, железнодорожный, воздушный, водный и трубопроводный. Прежде всего мы столкнулись с тем, что на данный момент у каждой отрасли — нефтяников, газовиков, машиностроителей — нет понятия стратегического планирования, умения заглянуть далеко вперед, определить потребности не на один год, а на перспективу. Зачастую нет данных даже по текущему состоянию дел — например, по обычной паспортизации автомобильных дорог. Мы не знаем точную протяженность дорог области. Вернее, данные есть, но насколько они достоверны — большой вопрос. Результатом этой стратегии в том числе должна стать разработка ряда программных продуктов. Это касается и паспортизации объектов, создания геоинформационной основы, благодаря которой мы сможем оперативно получать свежую информацию от всех заинтересованных лиц и применять ее на практике.

Сегодня рассматривается вопрос разработки транспортной стратегии всей Российской Федерации. Пользуясь результатами, которые у нас есть, мы более уверенно стучимся в двери министерств. Уже при формировании государственных программ Томская область где-то прописывается конкретно, где-то имеется в виду, если речь идет о крупных мероприятиях. Северо-Сибирская железная дорога сначала появилась в планах нашего региона. Теперь уже Россия говорит о СевСибе как о стратегическом проекте. Строительство Северо-Сибирской железной дороги, которая пройдет от Усть-Илимска в Иркутской области через Приангарье Красноярского края на Белый Яр и на северо-восток — к Нижневартовску, откроет доступ к лесным и нефтяным ресурсам всего сибирского региона. Этот пример говорит о том, что мы пытаемся взять на себя роль локомотива в решении транспортных проблем России.

— По каким основным направлениям будет развиваться транспортная система Томской области?

— Главная стратегическая задача для нас — это все-таки Северо-Сибирская железнодорожная магистраль, которая позволит эффективно использовать ресурсы всех регионов Сибири, сократить транспортные издержки, увеличить грузооборот и объемы производства, в том числе за счет развития межрегионального бизнеса. А также обеспечит расширение зоны хозяйственного освоения Восточной и Западной Сибири и выход сибир­ских регионов к северным портам — Архангельску, Мурманску и на востоке через БАМ к Тихому океану. От этой магистрали в дальнейшем пойдут ветки ко всем природным кладовым на территории Томской области. Внутренняя транспортная инфраструктура предполагает, что Колпашево, Бакчар, Стрежевой и другие удаленные населенные пункты станут железнодорожными станциями.

Строительство атомной станции и развитие Бакчарского железорудного месторождения невозможно без альтернативы доставки грузов и пассажирских пере­возок от Томска через Тайгу на Транссиб. Поэтому нам необходимо протянуть ветку Томск–Бакчар, проложить второй железнодорожный путь Томск–Тайга и сделать объезд вокруг Томска.

Третье направление — развитие портового и причального комплексов в Томске и Колпашево. Речной транспорт достаточно перспективен. 70 процентов речных путей СФО проходят по нашей области. Все основные нефтяные, газовые месторождения находятся вблизи рек. Модернизация, безусловно, коснется и пассажирских перевозок.

Четвертое — строительство Северной широтной дороги на участке Каргасок–Нижневартовск, автомобильной дороги Степановка–Катайга–Лесосибирск и авто­дороги до Тайги. Автомобильный транспорт сегодня — самый доступный для жителей области. Новый транзитный коридор по нашей территории напрямую соединит Средний Урал и Томск, что обеспечит связь основных нефтедобывающих районов с промышленными центрами юга Сибири, Тюменской, Свердловской и Томской областей.

И, наконец, пятое направление — реконструкция комплекса аэропорта города Томска: строительство второй взлетно-посадочной полосы, таможенного терминала, зала ожидания VIP-класса. Через нашу область проходит несколько воздушных трасс, в том числе международных. Мы находимся в средней части этих маршрутов и являемся достаточно экономически эффективной транзитной точкой.

Все эти пять направлений должны по­служить созданию в Томске мульти­модального транспортно-логистического центра. Общий объем необходимых инвестиций для достижения поставленной цели более 380 миллиардов рублей.

— Подсчитывали ли вы общий экономический эффект от реализации стратегии?          

— Транспортная система Томской области предполагает развитие по двум сценариям: интенсивному и умеренному. Их стоимостные выражения отличаются в 1,6 раза. Высший экономический совет и сообщество сегодня должны внимательно изучить и тот и другой и дать резюме, по какому из вариантов пути должна развиваться эта отрасль. Об экономическом эффекте свидетельствует объем инвестиций. Сейчас в развитие транспорта вкладывается 578 миллионов рублей в год. В 2025 году инвестиции увеличатся до 15 миллиардов рублей.

Перевозка грузов по автомагистралям при умеренном сценарии в 2025 году вырастет в два раза и составит 50 миллионов тонн, при интенсивном — 66,6 миллиона. Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования сейчас составляет 4,1 тысячи километров. К 2025 году мы планируем довести этот показатель до 5,1–5,6 тысячи километров. По железной дороге сегодня мы пере­возим около трех с половиной миллионов тонн грузов в год. Согласно транспортной стратегии, эти показатели вырастут в восемь–десять раз. Цифры впечатляющие. И так по каждому виду транспорта. Львиную долю затрат несут автомобильный и железнодорожный транспорт. При этом объемы железнодорожного транспорта растут в десятки раз, мы планируем кратно увеличить протяженность железных дорог.

— Ставя перед собой и областью такие задачи, вы, наверное, ощущаете себя если не первопроходцами, то новыми покорителями Сибири?

— Мы ощущаем себя людьми, которые берут в руки то, что раньше было уже предрешено. Супернового в результате никто ничего не придумал. Мы подняли старые документы, которые разрабатывались еще в Советском Союзе. В них планы еще громаднее, чем у нас. По Томской области должны были проходить три широтные железные дороги. А мы всего лишь одну строим. В генплане через нашу территорию намечены выходы на полюс к Северному Ледовитому океану. И сегодня есть люди, готовые заниматься этим профессионально. А мы на себя берем роль тех, кто все поднимет наверх, разложит по полочкам и подтолкнет к делу.

Дороги в Сибири строить очень дорого. Стоимость одного километра Северо-Сибирской магистрали — от трех до пяти миллионов долларов. Для осуществления масштабных планов Томская область предлагает использовать новую схему финансирования: привлечь средства заинтересованного в строительстве бизнеса, во-первых, и деньги Инвестиционного фонда — во-вторых. Требование Инвестфонда — на каждый вложенный им рубль должно приходиться около трех рублей из кармана бизнесменов. Сегодня от развития транспорта зависят все обеспечивающие отрасли производства. А они в условиях новой экономики должны развиваться на порядок лучше.

Новости партнеров

Реклама