В очередь к клиенту

Рада Державец
20 октября 2008, 00:00
  Сибирь

Рынок консалтинговых услуг Сибири уже в полной мере можно назвать зрелым: в основном рост происходит не за счет увеличения числа игроков и клиентов, а усложнения заказов и, соответственно, увеличения их стоимости, процессов слияния и поглощения

Движение в сторону качественного роста, начавшееся на федеральном рынке пару лет назад, сейчас характерно и для регионов. Тем не менее со стороны предприятий многие консультанты все еще отмечают недоверие к своим услугам, связанное с низкой культурой их потребления. Масштабность проблемы, так же, как и спрос на отдельные виды консалтинга, различается в городах Сибири в зависимости от их размера, удаленности от регионального центра, развитости бизнеса, отраслевых особенностей.

По результатам исследования, проведенного журналом «Эксперт-Сибирь», в I полугодии 2008 года выручка от консалтинговых услуг местных по происхождению компаний составила 309,4 млн рублей. Это больше показателя предыдущего года на 11,9% — весьма умеренный рост. Здесь мы не учитывали данные по единственному федеральному участнику рейтинга — Кадровому холдингу АНКОР (Москва). Вместе с ним сумма выручки достигает 382,5 млн рублей, а прирост — 17,2%. Малая представленность столичных компаний в исследовании связана с тем, что большинство из них предпочитают показывать только годовые итоги работы, избегая промежуточных рейтингов. Поэтому более или менее объективно мы можем судить лишь о результатах деятельности крупнейших сибирских «по прописке» игроков.

Направления пути

Из 27 местных консалтинговых компаний за изучаемый период девять имели отрицательный прирост выручки. Не считая Межрегионального Бизнес-Агентства (Томск), продемонстрировавшего феноменальные темпы роста — 1 940,3% — лишь у двух участников рейтинга показатель превысил 100%. Это компании «ИНТАЛЕВ» (Новосибирск) и «ДиЭй партнерс» (Красноярск) — 205,9% и 178,6% соответственно. Больше 40% прироста показали лишь четыре фирмы.

Неоспоримый лидер рейтинга — Холдинг «Люди Дела» (Новосибирск). Его выручка в I полугодии 2008 года составила 103,9 млн рублей. Это 33,6% показателя рассматриваемых сибирских компаний и 27,1% — всех участников исследования. Наибольшие доходы (15,8 млн рублей) компанией были получены от оказания услуг в области стратегического планирования.

Самым популярным из изучаемых направлений в Сибири стал юридический консалтинг в области хозяйственного права. Из 28 компаний 18 оказывали данную услугу. На втором месте — налоговый консалтинг (16 компаний), на третьем — финансовое управление (14 компаний). По структуре выручки максимально доходным показал себя консалтинг в области управления персонала и его подбора. Основная заслуга в этом принадлежит Кадровому холдингу АНКОР. Из 112,2 млн рублей на его долю пришлось 73,1 млн, или 65,1%. Всего услуги в этой области предоставляли шесть из общего числа изучаемых компаний. Прирост выручки по кадровому консалтингу по сравнению с прошлым аналогичным периодом составил 71,1%.

Далее в списке самых «денежных» направлений располагаются юридический и налоговый консалтинг — те самые, нашедшие место в портфеле наибольшего числа участников рейтинга. Они принесли компаниям соответственно 46,6 и 44,2 млн рублей. Однако если по второму направлению прирост выручки равнялся 10,1%, по первому он оказался отрицательным и составил -14%: в восьми из 18 предоставляющих услугу компаний показатель снизился.

В качестве наиболее динамичного направления продемонстрировал себя консалтинг в области маркетинга и отношений с общественностью. Темп роста полученных от него средств равнялся 199,5% (14,1 млн рублей в I полугодии 2008 года по сравнению с 4,7 млн в аналогичном периоде прошлого года). На второй позиции — стратегическое планирование: 111,4% (рост с 17,5 до 36,9 млн рублей). В конце списка с отрицательным результатом, помимо уже упомянутого юридического консалтинга, управленческий консалтинг в сфере ИТ. Сумма дохода от него снизилась на 23,4%. Если, как показало общероссийское исследование рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2007 году доля выручки от услуг в области ИТ-консалтинга составила порядка 60% доходов участников и увеличилась за год на 50%, в Сибири до таких результатов пока далеко. Хотя движение к ним в области разработки и системной интеграции, несомненно, идет: по объему полученных средств направление занимает пятое место в списке с суммой 36,6 млн рублей, что больше показателя предыдущего года на 31,9%.

Структура выручки от консалтинга по сферам народного хозяйства сходна с аналогичной в области аудиторской деятельности. Больше всего денег компаниям принесли клиенты сферы торговли, строительства и транспорта — 51,5, 32,4 и 27,5 млн рублей соответственно. Прирост доходов по указанным направлениям составил 41, 6,2 и 19,5%. «Высокий спрос на консалтинговые услуги в сфере розничной торговли обусловлен их частой проверкой различными государственными органами», — комментирует ситуацию директор компании «Превентива Бизнес Сервис» (Томск) Анатолий Кошелев. Предприятия данной отрасли также часто прибегают к услугам кадрового консалтинга.

Лидеры по темпам роста выручки — лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (592,7%), химическая и нефтехимическая промышленность (381,3%), а также легкая промышленность (175,4%). По таким отраслям, как «электроэнергетика», «машиностроение и металлообработка», «металлургия», «банки, страховые компании, инвестиционные институты» за изучаемый период показатели дохода у консалтинговых компаний Сибири снизились.

Большие проблемы небольших городов

По результатам опроса, проведенного среди участников консалтингового рынка, к наиболее актуальным проблемам они относят следующие. В первую очередь — отсутствие культуры потребления консалтинговых услуг в регионах. «Это выражается, например, в неверной формулировке запросов, нерегулярности обращения к консалтингу (только при возникновении серьезных проблем в организации)», — поясняет генеральный директор компании «ДиЭй партнерс» (Красноярск) Денис Чурилов. «У некоторых заказчиков до сих пор бытует мнение, что консалтинг — это что-то эфемерное, не дающее результата мероприятие. В этом есть и «заслуга» консалтинговых компаний, предоставляющих услуги низкого качества», — продолжает мысль директор компании «Бизнес и Технологии» (Новосибирск) Марина Майорова. Все еще распространена практика обращения к «дешевым» консультантам, влекущая за собой неудовлетворение качеством продукта и недоверие к услуге в целом. Такой негативный опыт тормозит развитие не только консалтинга, но и бизнеса потенциальных потребителей. Также в качестве наиболее острой участники рынка выделяют проблему нехватки квалифицированных кадров.

Чем дальше располагаются города от регионального центра, тем сильнее там ощущаются перечисленные проблемы. Как отмечает Анатолий Кошелев, «в маленьких городах низкая платежеспособность населения. При возникновении проблемных ситуаций с контролирующими органами предпринимателям проще заплатить штрафы, нежели обратиться за помощью в консалтинговые организации и попытаться решить возникшую проблему на стадии, когда еще возможно избежать штрафных санкций. Объясняется это боязнью предпринимателей в дальнейшем столкнуться с еще большими проблемами. Во-вторых, там слабо развита правовая культура: защита собственных интересов при взаимодействии с контролирующими органами еще не видится людьми в качестве возможности решать вопросы цивилизованным и, главное, законным путем. Наконец, в небольших городах недостаточное доверие со стороны налогоплательщиков к коммерческим структурам, оказывающим консультационные услуги по правовым аспектам ведения предпринимательской деятельности. Как следствие — слабое развитие рынка консалтинговых услуг».

Пример из практики привела директор сибирского офиса ГК «ИНТАЛЕВ» (Новосибирск) Марина Гуляева: «Сейчас мы работаем над проектом в Иркутске и видим, что там на рынке консалтинга нет должного количества профессиональных игроков. Это приводит к снижению качества услуг, невысокому уровню развития систем управления на предприятиях и знаний сотрудников заказчика. В таких условиях непросто работать профессиональному консультанту». Специалисты из небольших городов стремятся в более крупные, поскольку там больше оплата и лучше условия труда.

Меньше да здоровее

В разных городах Сибири есть отличия не только в характерных для рынка проблемах, но и в структуре спроса и предложения. В первую очередь они связаны с доминирующими там отраслями. Например, в Алтайском крае среди заказчиков консалтинговых услуг преобладают компании из сферы сельского хозяйства и туризма, в Кемеровской области — промышленности и добычи полезных ископаемых, в Томской — нефтяные и нефтегазовые компании, Новосибир­ской — торговые, строительные, транспортные. Во-вторых, имеет значение размер и географическое расположение города. «В крупных и центральных городах Сибири, где стремительно развивается как региональный, так и федеральный бизнес, консалтинг представлен в расширенной форме. Если рассматривать небольшие города, там основным направлением остается консультирование в области бухгалтерского и налогового учета», — поясняет начальник договорной службы Аудиторской фирмы «ФИНАНСЫ-Н» (Новосибирск) Леонид Слепченко. Различия также обусловлены неоднородной конкурентной средой в городах. «Например, в Алтайском крае, в частности, в Барнауле, исторически сильна школа оценки. Поэтому в этой области у них довольно жесткая конкуренция, много известных оценщиков и оценочных компаний. То же самое можно сказать о Кемеровской области, где исторически рынок юридических услуг развит больше, чем другие направления консалтинга», — описывает ситуацию руководитель отдела маркетинга и бизнес-планирования консалтингового центра «АЛТЕКС» (Новосибирск) Александр Герман.

Разница в спросе на консалтинг также прослеживается в зависимости от размера бизнеса клиента. Как обобщает Денис Чурилов, «среди малых и средних фирм наиболее востребованы виды консалтинга, направленные на повышение эффективности отдельных функциональных структур и компании в целом. Среди крупного — консалтинг в сфере ИТ, а также направленный на решение локальных системных проблем компании». Это в том числе налоговый и юридический консалтинг, услуги в области маркетинга, подбора персонала и управления им.

В целом в связи с финансовым кризисом во II полугодии 2008 года показатели деятельности консалтинговых компаний обещают снизиться. Спрос на услуги будет заметно ниже, так как средства заказчиков уйдут на погашение более приоритетных статей расходов. С другой стороны, за счет естественного отбора это значительно оздоровит рынок.