Печь для шельфа

27 октября 2008, 00:00
  Сибирь

ПО «Полет» (Омск) реанимирует производство непрофильной продукции, заказ на которую значительно вырос.

Крупный заказ по изготовлению сразу 400 автономных печей «Факел» «Полет» выполнит для ОАО «Нарьян-Мар­сейсморазведка». Ими будут оборудованы базовые объекты континентального шельфа Арктики. Для омского предприятия, которое специализируется на выпуске комплектующих для ракет-носителей, непрофильная продукция — способ загрузить свои мощности.

«Факел» пошел в серию в 2004 году. Проект стартовал в рамках программы диверси­фикации экономики оборонного предприятия, выпуска продукции двойного назначения. За четыре года изготовлено несколько сотен печей восьми модификаций, отличных по типу используемого топлива. Оборудование эксплуатируется на Чукотке, Ямале, в районах Крайнего Севера. «Полет» оснастил им четыре экспедиции дрейфующей станции «Северный полюс». Однако, по мнению советника по безопасности генерального директора ПО «Полет» Виталия Щетинина, несмотря на актуальность тематики, продукция пока не нашла массового потребителя, и «Полет» в текущем году остановил его производство. Новый заказ стоимостью 12 млн рублей вновь запустит проект в серию. Как считает Виталий Щетинин, при более активной маркетинговой поддержке мощность производства может составить 1 тыс. печей в месяц.

Теплооборудованием сейчас предполагается оснастить базовые объекты государственных программ по освоению арктического шельфа и Северного Урала. Первые «Факелы» «зажгут» на базах вдоль береговой линии Северного Ледовитого океана. Как пояснил разработчик проекта, руководитель научно-технического центра «Бета» (структурное подразделение ПО «Полет») Вячеслав Котельников, «Факел» многофункционален — применяется для обогрева помещений площадью 30–100 кв. м, блок-постов, палаток, передвижных радиостанций, используется для обеспечения горячей водой, приготовления пищи, а также в качестве аварийного отопления в чрезвычайных ситуациях. В качестве преимуществ заказчики отмечают автономность (не требует дополнительных источников энергии), экономичность в эксплуатации (на 1 кВт требуется 85 граммов топлива), высокий КПД, безопасность, оперативность развертывания.