Интернет «в ноль»

Игорь Мельник
3 ноября 2008, 00:00
  Сибирь

Снизив цены на безлимитный Интернет для юридических лиц до предела рентабельности, оператор планирует оторвать существенный кусок рынка у остальных игроков

Новосибирский оператор «Новотелеком» (НТК) объявил о новых тарифах для корпоративных абонентов. Компания заявляет, что снижает их в сравнении со среднерыночными почти в десять раз. Если стоимость канала пропускной способностью 1Мбит/с для корпоративных клиентов, по мнению специалистов НТК, сегодня составляет 27 тыс. рублей, то НТК предлагает такой же канал за 3,5 тыс. В результате до конца 2009 года «Новотелеком» планирует вдвое увеличить долю в корпоративном сегменте и содействовать коренному изменению подхода к работе с бизнес-центрами. Конкуренты подвергают сомнению правдивость цифр, указанных «Новотелекомом» в качестве среднерыночных, и отмечают, что при новых тарифах компания будет работать на грани рентабельности.

Отнять и перераспределить

Телекоммуникационный проект ГК Септима «Новотелеком» известен в Ново­сибирске сетью «Электронный город», которая сегодня насчитывает примерно 45 тыс. домохозяйств. «В свое время мы очень много внимания уделяли рынку физических лиц. Долгое время его раскачивали: стимулировали потребление за счет предоставления больших скоростей. Стоимость анлима в Новосибирске в результате достигла нормальных, вменяемых величин», — поясняет коммерческий директор «Новотелекома» Юрий Назаров.

В отличие от рынка частных лиц, стимулировать корпоративных заказчиков потреблять больше трафика за счет снижения тарифов — заведомо проигрышный ход. Рынок юридических лиц устроен немного иначе — компании редко расходуют больше трафика, чем нужно, и акцент в своих требованиях делают на качестве связи. Они готовы платить больше, поэтому тарифы в этом сегменте в разы выше абонентских. При обслуживании корпоративных клиентов операторы редко применяют типовые договоры, поэтому суммы могут варьироваться в зависимости от уровня конкуренции в конкретном здании, платежеспособности заказчика и даже личных амбиций менеджеров.

Поэтому большого смысла снижать цены просто так нет, и Юрий Назаров подтверждает, что это приведет к падению доходности на рынке.

«Если говорить про нас, то с большим запасом физических лиц-абонентов характер потребления и загрузки трафика на каналах изменился. Наши каналы слабо загружены днем, пик потребления приходится на вечернее время. В итоге у нас есть запас по пропускной способности каналов и желание забрать как можно больше корпоративных клиентов. Я понимаю, что общие доходы операторов упадут, но это временно — наступило время развития рынка в этом сегменте», — утверждает коммерческий директор «Новотелекома».

Агентские не пройдут

По данным компании, доля «Новотелекома» на новосибирском рынке корпоративных клиентов составляет 14%, а к концу 2009 года ее планируется довести до 30%. Впрочем, другие игроки относятся к заявлениям НТК с явным скепсисом.

Снижая цены, «Новотелеком» планирует вынудить девелоперов, которые сегодня практикуют заключение агентских соглашений с операторами (и в итоге получают долю, по разным прогнозам, в районе 10% от прибыли либо доходов оператора), прекратить лоббирование высоких тарифов на Интернет в бизнес-центрах (БЦ). Если учесть, что сегодня предприниматели серьезно задумываются о сокращении расходов, в том числе и за счет аренды, такие инициативы могут быть своевременными.

«На рынке юридических лиц сегодня трафик высокодоходный. Со снижением прибыли до нормальных пределов мы хотим изменить восприятие провайдеров девелоперами. Нельзя, чтобы операторов связи рассматривали как какой-то источник доходов. Нас нет в недавно введенных в эксплуатацию бизнес-центрах именно потому, что «Новотелеком» принципиально не делает девелоперов агентами», — заявляет Юрий Назаров.

Конкуренты парируют, что у НТК вообще не очень много бизнес-центров, и снижение цен «Новотелекомом» окажет значительное влияние на расстановку сил на рынке только в том случае, если оператор сможет зайти за год минимум в 50 офисных зданий. Но при отказе платить агентские это маловероятно, поскольку делать доступ в Интернет более дешевым нет резона ни владельцам БЦ, ни остальным операторам.

Директор альтернативного оператора «Северен-Телеком» (ранее компания работала под брендом «Авантел») Сергей Бойко считает, что инициативы НТК вряд ли серьезно повлияют на рынок: «Тенденция по рынку общая: все операторы снижают цены, «Новотелеком» просто сыграл на опережение. У других компаний также есть собственные планы по удешевлению услуг. Три месяца назад мы более чем в полтора раза уменьшили тарифы на безлимитные каналы, и с 1 ноября снижаем цены примерно в три раза, но это никак не связано с политикой НТК».

Генеральный директор компании «РИСС-Телеком» (бренд BusinessBox) Лев Бухгейм считает, что действия «Новотелекома» можно расценивать как демпинг: «С такими тарифами они не покроют издержки на доставку трафика абонентам. Сделано это, очевидно, для того, чтобы перехватить рынок вторичных операторов. Компанию нельзя по объему и выручке назвать крупной — даже 40–50 тысяч физических абонентов дают примерно столько же выручки, сколько 500 средних компаний, что не очень много. При уровне затрат на доставку трафика в районе 30 процентов от стоимости аренды каналов у магистральных операторов снижать цены — малорентабельная затея. Если говорить о нашей реакции, то мы не будем вступать в такой демпинг — это бессмысленно».

По мнению Льва Бухгейма, среднерыночные цены, приведенные «Новотелекомом», — полугодичной давности: «Год назад цена канала в один мегабит в секунду составляла порядка 50 тысяч рублей в месяц, сегодня она колеблется от 7 до 15  тысяч, даже если брать в расчет мелких операторов. Падение в этом году произошло очень сильное. Поэтому даже если сегодня провести снижение в два раза, то это некритично для корпоративных абонентов». Похожие мысли высказывают и другие игроки: если раньше существовала большая вероятность того, что при снижении цены народ перейдет к другому оператору, то сегодня, даже если предложение будет дешевле на 3–5 тыс. рублей, менять оператора слишком дорого и хлопотно.