Для высокого полета

Сейчас для компаний энергетической отрасли актуально повышение эффективности производства. Одним из проторенных в этом направлении путей становится внедрение и совершенствование системы менеджмента качества

Подходы и технологии   системы менеджмента качества  (СМК) — принципы бережливого производства, организации рабочего пространства (5С), переналадки оборудования, устранения офисных и производственных потерь — применимы для любого бизнеса и любого предприятия. Как в производственной, так и административной деятельности.

Компании энергетической отрасли нуждаются в правильных технологиях управления не меньше, а даже больше других. К этому их подталкивает не только взятый федеральным центром курс на повышение энергоэффективности производства, но и то, что все они не так давно являлись составными частями единой структуры. Разделение на самостоятельные компании, либерализация рынка электроэнергетики диктуют и новые подходы в управлении, которые позволят обеспечить устойчивость и эффективное развитие бизнеса.

Обнадеживает в этой ситуации то, что энергетика всегда была ориентирована на строгое соблюдение стандартов и ГОСТов. Сегодня, когда внедрение СМК становится общим трендом, многолетний опыт жизни по строгим стандартам энергетикам только во благо.

И конечно, для компаний немаловажно общее видение процесса внедрения СМК в отрасли в целом, что позволяет использовать уже наработанный другими опыт в этой сфере. Это явилось одним из побудительных мотивов для организации журналом «Эксперт-Сибирь» заочного круглого стола по теме внедрения системы менеджмента качества в энергетической отрасли.

Максим Козлов, директор по развитию ОАО «Управляющая компания «СибирьЭнерго»:

— Внимание на систему менеджмента качества в компаниях группы «Сибирь-Энерго» было обращено в 2009 году по инициативе совета директоров. На подготовительном этапе сотрудникам объясняются основные цели и направления внедрения системы, обосновываются ценности СМК.

В январе в «СибирьЭнерго» стартовала подготовительная кампания по развертыванию СМК. Наши сотрудники приняли участие в постановочных сессиях, в ходе которых был дан обзор современных технологий построения системы менеджмента качества и определены основные направления развития СМК на предприятии. Сотрудники «СибирьЭнерго» узнали о методах построения эффективной компании, познакомились с современной философией управления качеством, подробно изучили организацию работ.

Сейчас выполняется сетевой график осуществления подготовительных этапов. Вскоре будет разработан график развития СМК на три ближайших года. Также в 2010 году пройдет оценка существующей  системы управления.

Для того чтобы СМК могла реально заработать, от сотрудников должны поступать предложения по улучшению работы, совершенствованию бизнес-процессов. Для этого, в свою очередь, необходимо создать соответствующий механизм приема и рассмотрения предложений. 

Также возможно, что в текущем году в Новосибирске появится внутренняя школа обучения персонала предприятий RU-COM. Предполагается, что персонал будет обучаться бережливому производству, процессной модели управления, статистическим методам управления, всеобщему обслуживанию оборудования.

Под СМК понимается система всех средств экономичного обеспечения качества через сбалансированное решение следующих задач: лучше, дешевле, быстрее. Результатами внедрения СМК должно стать снижение всех видов потерь, сокращение времени выполнения заказов, рост объемов производства без увеличения численности персонала и наращивания производственных мощностей, уменьшение оборотных средств и сокращение процентов по кредитам.

Основой СМК в нашей компании станет вариант теории управления качеством доктора Эдварда Деминга, одного из авторов «японского экономического чуда». Основы теории Деминга изложены в так называемых 14-ти пунктах, которые, по существу, являются принципами управления. Ведущие компании мира взяли эти принципы на вооружение, их правильность успешно проверена практикой. Базовые принципы Деминга: сделать постоянной целью непрерывное совершенствование продукции и услуг; не полагаться исключительно на контроль как средство достижения качества — оно должно быть заложено в продукт с самых первых этапов его создания; постоянно улучшать систему планирования, производства, оказания услуг, с тем чтобы совершенствовать каждый вид деятельности компании.

По некоторым оценкам, для того чтобы принципы менеджмента качества начали действовать, не менее 75 процентов сотрудников должны проникнуться этими идеями. Это очень большой процент. Достижение такой «критической массы» требует больших усилий.

Также вполне закономерно, что в ходе совершенствования бизнес-процессов будет оптимизирована работа персонала, сокращены издержки, внедрены современные информационные технологии.  Изменение бизнес-процессов, привычек не может происходить совершенно безболезненно, и к последствиям изменений также необходимо быть готовым.

Кризис позволяет мобилизовать ресурсы, увидеть и использовать те возможности, которые остаются невостребованными в спокойные времена, в стабильной ситуации подъема экономики. Принципы СМК в полной мере применимы к антикризисному управлению. Отмечу также, что внедрение СМК — это не только масштабные инвестиционные программы, но и политика «малых дел», конкретных проектов, которые можно быстро реализовать с небольшими затратами и видимыми результатами.

 pic_text1 Фото: ОВОСИБИРСКЭНЕРГО
Фото: ОВОСИБИРСКЭНЕРГО

Наталья Рожкова, директор по управлению персоналом ОАО «Новосибирскэнерго»:

— В ОАО «Новосибирскэнерго» делаются первые шаги по внедрению СМК. Нам предстоит пройти несколько этапов этого процесса, а весь объем работ рассчитан на несколько лет. Этот проект является одним из приоритетных, работу по развитию СМК возглавляет генеральный директор компании.

Система менеджмента качества предполагает непрерывное совершенствование методов работы, стремление к новаторству и внедрению инновационных решений во все сферы деятельности организации и на всех уровнях.

СМК должна охватить все сферы деятельности компании. Мы не ограничимся  получением сертификата, поскольку согласны с высказыванием доктора Джозефа Джурана, одного из основоположников концепции управления качеством: «высококлассная компания без проблем получит сертификат на систему качества, однако это не означает, что сертификат может сделать компанию высококлассной». Наша задача — провести преобразования на таком качественном уровне, при котором получение сертификатов становится их следствием, а не причиной.

Важнейшим элементом внедрения СМК является вовлечение всего персонала компании в идеологию качества. Для того чтобы достичь этого, руководители должны стать для персонала в первую очередь помощниками, советчиками, учителями, тренерами. Совершенствование процессов должно осуществляться по инициативе сотрудников, которые непосредственно участвуют в выполнении соответствующих работ. Особое внимание будет уделено межфункциональному направлению с целью снятия ограничений, связанных с существующими организационными структурами.

Для решения этих задач с начала 2010 года в нашей компании  организована инициативная рабочая группа по внедрению СМК. Сотрудники, входящие в ее состав,  прошли обучение по нескольким курсам, таким как «Внедрение и развитие СМК», «Процессная модель управления предприятием». Рабочей группой  успешно  реализуется проект описания бизнес-процессов производственного блока в стандарте ENAPS.  Также в рамках развития СМК реализуется проект «Оптимизация потерь в производственных подразделениях». В феврале 2010 года состоялась расширенная обучающая сессия по СМК для руководителей компании, начальников управлений и отделов. В настоящее время осуществляется диагностика деятельности ОАО с использованием комплексной методологии, объединяющей подходы современных управленческих технологий (бережливое производство/офис, реинжиниринг и другие) на основании специально разработанных для ОАО «Новосибирскэнерго» критериев.

Внедрение СМК должно дать нашей компании не только повышение эффективности, но и стать ее визитной карточкой, упрочить позиции «Новосибирск-энерго» на энергетическом рынке.

 pic_text2 Фото: Борис Барышников
Фото: Борис Барышников

Василий Сидоров, руководитель проекта СМК ЗАО «Е4-СибКОТЭС», входящего в ОАО «Группа Е4»:

— Внедрение на нашем предприятии СМК, основанной на международной системе ISO 9001, началось в период относительного расцвета энергетики — в 2005 году. Тогда предприятие осуществляло два глобальных проекта, первым из которых было внедрение технологии управления проектами, вторым — внедрение СМК. Ко второму люди были уже подготовлены, знали, что перемены на предприятии нужны, и активно включились в процесс внедрения.

Внесения изменений в процесс управления качеством потребовал сам рынок — многие заказчики стали обращать внимание на наличие у компании-подрядчика сертификата качества. Без этого стало затруднительным участие в различных тендерах и конкурсах. Тем не менее внедрение СМК изначально у нас проходило не для сертификата как такового.

Энергетика, проектирование, пусконаладка — это очень жестко регламентировавшиеся в советское время виды деятельности. Поэтому сложностей с процессом внедрения у нас не возникало. По той простой причине, что наши ГОСТы всегда соответствовали отраслевым реалиям — строгость в соблюдении нормативных требований здесь не пустой звук, а необходимость. На начальном этапе достаточно было описать процессы, происходящие на предприятии. Далее решалась задача разработки мероприятий, которых на тот момент не было, но которые требует стандарт ISO 9001 — все, что нужно для дальнейшего совершенствования работы. Далее стало видно, где на предприятии «узкие» места, куда следует направить усилия, что поменять, как организовать процессы. Эта работа теперь идет постоянно, и СМК постоянно оптимизируется.

Новые инструменты повышения качества и совершенствования СМК понравились руководству. Например, при помощи внутреннего аудита генеральный директор может видеть ситуацию на предприятии в реальном времени. Корректирующие и предупреждающие действия позволили бороться с причинами возникновения несоответствий, а не с их результатом. Самое главное, теперь система позволяет просчитать возможные последствия любых действий, будь то модернизация оборудования, реализация каких-то инвестпрограмм — всегда можно посмотреть, как это отразится в конечном итоге на основных производственных показателях. Все это позволяет повысить эффективность нашей работы, что особенно важно в кризисный год. Поэтому часто приходится слышать от аудиторов, что внедрение СМК помогает предприятиям выживать в кризисное время.

Как консультант я считаю, что при внедрении СМК нет смысла радикально менять уже имеющуюся на предприятии систему управления процессами — нужно просто смотреть, как идет работа сейчас, чего не хватает, и внедрять новые инструменты. Важно также убедить людей, что сертификация нужна не для галочки, а для реального улучшения производства. Если такая работа не будет проводиться топ-менеджментом, реальной СМК не станет.