Софт — это и необходимый минимум для функционирования бизнеса и одновременно залог успеха в борьбе за клиента и оптимизации внутренних процессов (смотря о каком конкретно решении мы говорим). При этом, с точки зрения контроля за расходами, как раз в области ПО наблюдается полный раздрай. Компании ведут инвентаризацию столов, на которых стоят компьютеры, самих компьютеров (системных блоков и мониторов), но в 99% случаев не инвентаризируют то, для чего эти компьютеры на этих столах стоят — софт. Любой специалист по внедрению расскажет — процесс внедрения в компании сложного решения (ERP или CRM системы) начинается с того, что интегратор проводит аудит всего ПО, которым пользуется клиент, потому что точно сказать, что и где у него установлено, тот не может.
Между тем, программным обеспечением не только можно, но и нужно управлять как активом предприятия. В мире данный факт не только давно осознан, но и выделяется к настоящему времени в отдельное направление на рынке ИТ-услуг. Оно носит название Software Asset Management — управление программным обеспечением как активом предприятия, или сокращенно SAM. SAM имеет сертификацию по стандарту качества ISO/IEC 19770-1, утвержденному в 2006 году. Как следствие, у технологии есть и международная независимая организация — аудитор, что проверяет качество SAM. Для крупнейших западных компаний сертификат соответствия данному стандарту — по факту уже необходимое условие.
От САМоидентификации к САМооценке
Процесс внедрения SAM состоит из нескольких этапов. Прежде всего, аудит программного обеспечения, установленного на компьютерах компании. Он предполагает сбор данных об установленном и используемом ПО, оценку его лицензионности, его реальной необходимости. С точки зрения управления программным обеспечением, применительно к любой компании можно выделить три ключевые сферы — софт, который она использует, софт, на который она имеет лицензии, софт, который ей необходим для работы. «В большинстве случаев пересечение этих трех показателей — очень небольшая область, далеко не все используемые программы имеют лицензии, далеко не все лицензионные программы используются и не все из используемых и одновременно имеющих лицензию программ реально необходимы предприятию для его работы», — замечает руководитель направления SAM «Майкрософт Россия» Ольга Тютина. Особенная сложность этого этапа в первую очередь в том, что для его реализации необходимо взаимодействие многих служб, многих специалистов: тех, кто занимается непосредственно анализом ИT-инфраструктуры, и тех, кто оценивает качество и характер лицензий, тех, кто оценивает характер и необходимость использования конкретными пользователями конкретных продуктов. «Никакое другое внедрение не требует от нас такого широкого штата разных специалистов», — рассказывает директор по правовому обеспечению и руководитель департамента управления лицензиями компании Softline, к.ю.н. Владимир Разуваев. После завершения данной процедуры компания получает информацию о том, что у нее есть и что ей нужно (в том числе с точки зрения лицензий), ей выбирают оптимальную программу лицензирования (с точки зрения потребности и экономии).
Надо отметить, что для многих компаний однократная «легализация» зачастую является конечной целью. И поэтому на российском рынке часто встречается подмена понятий, термин SAM искажают. Периодически кто-то из ИТ-директоров рассказывает, как «провел» у себя SAM (самостоятельно или с помощью внешней компании). Это не SAM. Это «аудит программного обеспечения», то есть разовая процедура с конечным результатом. SAM внедряют. По итогам внедрения SAM организация начинает жить с ним ежедневно, управляя своими активами в непрерывном процессе. Поэтому SAM в том, как его понимают во всем мире, с аудита как раз начинается. Дальнейший процесс — процесс внедрения SAM — реализуется в нескольких плоскостях. Во-первых, интегратор внедряет само программное обеспечение, которое позволяет видеть то, какое ПО в данный момент установлено на любом конкретном компьютере в компании. Кроме этого изменяет, а иногда внедряет политику приобретения, замены и обновления программного обеспечения, планы совершенствования ПО и прочее. Конечный результат — полная легализация ПО или установление четких планов по его легализации в короткие сроки. Это дает возможность в любой момент понимать, чем владеет организация, где это находится, нет ли лишнего, неиспользуемого софта. В умелых руках это знание может принести заметные дополнительные дивиденды. «Полностью реализованный SAM план может помочь снизить затраты, повысить безопасность и соответствие требованиями как законодательства, так и договорных отношений, а также прогнозировать будущие потребности в ПО», — рассказывает Ольга Тютина.
По ступенькам к стандарту
В реальности проблема приближения внутренних стандартов работы с программным обеспечением в организации — сложный процесс. Когда интеграторы начинают детально описывать все нюансы, выстраивается целая матрица с набором ключевых параметров, согласно которой определяется алгоритм эволюции вышеуказанных внутренних процессов. Здесь основой для работ интеграторов зачастую становится специальное решение от Microsoft — SAM Optimization Model (модель оптимизации SAM). Собственно, эта модель и дает ту матрицу, по которой интеграторы внедряют SAM. «Компания производит оценку отдельных внутренних процессов, выясняет, на каком уровне они находятся, и выстраивает план приоритетов в реализации направлений, чтобы сначала привести управление ПО к «базовому уровню» SAM, потом к стандартизированному и так далее», — описывает внедрение SAM Владимир Разуваев.
Всего таких ступенек четыре: «базовый» уровень, характеризующийся недостаточным уровнем контроля за использованием ИТ-активов; «стандартизированный», когда есть учет активов, но информация о собственном ПО может быть неточной, неполной и не используется при принятии решений по обновлению софта; «рационализированный», когда есть концепции и политики управления ИТ-активами; наконец, «динамический», когда с помощью SAM компания управляет ИТ-активами в соответствии с меняющимися потребностями организации практически в реальном времени.
«Активную позицию в продвижении SAM играет компания Microsoft, что вполне закономерно. Компания видит, что большая часть ее российских клиентов эволюционирует к тому, чтобы полностью отказаться от использования нелицензионного ПО и перейти на эффективные технологии управления процессами в сфере ИТ. При этом компании, которые сделали правильный выбор, остаются открытыми для юридических рисков, возникающих от обладания нелицензионным ПО», — сообщает Ольга Тютина. «К сегодняшнему дню сложилась непростая ситуация: с одной стороны, компаний, которые выбирают нелицензионное ПО, осталось очень мало, большинство предпочитает лицензионное. С другой стороны, тех, у кого все установленное ПО лицензионное, также немного. То есть руководители компаний инвестируют в ПО, но остаются незащищенными. Таким образом, SAM — это решение, которое позволит полностью легализовать программные продукты в компании и сократить затраты на ПО, оптимизировав ИТ- процессы», — объясняет рост популярности SAM Ольга Тютина.
Крупнейшие интеграторы свидетельствуют — в последний год интерес к управлению лицензиями заметно вырос. Пусть крупные договоры по внедрению SAM пока единичны, но вопросы о лицензионной политике разработчиков по тем или иным продуктам стали нормой на всех семинарах и презентациях. Тема насущна. Причины этого есть и внешние, и внутренние. Во-первых, явно усилилась борьба с пиратством со стороны государства. «Сами по себе штрафы по нашему законодательству невелики, исчисляются тысячами, а не десятками тысяч рублей, нормальная компания могла бы без особых затруднений каждый месяц выплачивать такой штраф. Однако есть важное дополнение — контролирующие службы имеют право изымать носители, на которых установлено нелегальное ПО (для их уничтожения) — это оборачивается огромными тратами», — предупреждает Владимир Разуваев.
Во-вторых, сами компании накопили необходимую «мышечную массу» используемого ПО, теперь все имеющиеся приложения не так просто перечислить в одной небольшой табличке. И многие уже не раз страдали от того, что плохо контролировали лицензии на софт. «Год-два назад к нам обращались за внедрением технологии SAM в первую очередь потому, что опасались юридических рисков. Сейчас мы видим, что компаниям важно в первую очередь оптимизировать свои расходы на ПО. Во многом я связываю такую тенденцию с комплексным подходом компании Microsoft и ее партнеров к продвижению технологии SAM. Благодаря усилиям Microsoft по разъяснению ценности SAM руководители и собственники бизнеса понимают, что покупка и последующее сопровождение ПО — это инвестиции в актив предприятия», — говорит Владимир Разуваев.