Между прошлым и будущим

Тема недели
Москва, 03.10.2011
«Эксперт Сибирь» №39 (304)
Реализуемые и запланированные инвестиционные проекты в шести регионах Восточной Сибири могут создать долговременный баланс между сырьевым и промышленным развитием экономики макрорегиона

Фото: Борис Барышников

Иркутская область, Красноярский и Забайкальский края, Бурятия, Хакасия и Тува еще со времен советской экономической географии составляют Восточно-Сибир­ский экономический район страны. Проведенный совместно с журналом «Эксперт–Сибирь» анализ региональных и межрегиональных инвестиционных проектов показывает, что этот макро­регион сейчас готовится принять волну масштабных инвестиций. Причем как в рамках государственных приоритетов развития восточных территорий, так и от частного бизнеса, оправившегося от острой фазы недавнего кризиса и возобновляющего активные инвестиционные вливания.

По нашим расчетам, на сентябрь 2011 года совокупный объем инвестиций, которые будут направлены в ближайшие 8–10 лет в различные отрасли экономики регионов Восточной Сибири, можно оценить в сумму свыше 2,1 трлн рублей. В таблицах 1–6 структурно показано, в каких объемах и в какие группы проектов вкладываются или будут вкладываться средства.

Проектная сегментация

Добыча и переработка полезных ископаемых была и остается стратегическим направлением развития Восточно-Сибир­ского макрорегиона. Более 57% от всей суммы инвестиций (1,2 трлн рублей) направляются в проэкспортные проекты, которые способны обеспечивать стабильные поставки востребованной продукции (свинец и цинк, медь и никель, железный концентрат, золото, нефть, позднее — природный газ) на внешние рынки как в восточном направлении, так и для потребителей Европы. Другая часть «сырьевых» проектов Восточной Сибири ориентирована на выпуск продукции, перерабатывать которую будут в промышленно развитых западно-сибирских, уральских и центральных областях России, в том числе тоже с последующей реализацией за рубежом. Эти проекты сформируют примерно треть всего инвестиционного потока, то есть около 500 млрд рублей.

Обе группы проектов — условно назовем их «экспорт» и «межрегион» — имеют инвесторов в лице крупных добывающих и промышленных компаний и холдингов, государственных (ГК «Ростехнологии», «Роснефть», «Атомредметзолото») и частных (ГК «Металлоинвест», ГК «Метрополь», ГМК «Норильский никель», ТНК-ВР), чьи возможности подкреплены собственными многомиллиардными финансами и кредитными рычагами.

Капитальные вложения в проекты, ориентированные на региональное потребление и развитие региональной инфраструктуры, составят около 240 млрд рублей. Здесь высока доля (около 74%), выделяемая из средств Инвестиционного фонда РФ на софинансирование строительства грузовых железнодорожных магистралей в Туве и Красноярском крае (Кызыл–Курагино) и Забайкальском крае (Борзя – ст. Газимуровский завод). Соответственно «чистая» стоимость создаваемых производств по выпуску продукции для внутрирегионального потребления (молочные и животноводческие фермы, лесоперерабатывающие и деревообрабатывающие комбинаты, цемент, строительные материалы и конструкции) не превышает 70 млрд рублей.

Отдельно выделяются проекты в сфере оборонно-промышленного комплекса, представленного в Восточной Сибири Улан-Удэнским авиационным заводом (входит в холдинг «Вертолеты России») и Иркутским авиационным заводом (ИАЗ, основная производственная единица корпорации «Иркут», которая, в свою очередь, входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации). 52 млрд рублей прежде всего будут направлены на техническое перевооружение и модернизацию производственных площадок заводов в Иркутске и Улан-Удэ. ИАЗ сконцентрируется на серийном выпуске учебно-тренировочного самолета Як-130 и его новой модификации и продолжит заниматься доработкой и организацией серийного выпуска ближне- и среднемагистрального пассажирского самолета МС-21 (его сертификация намечена на 2016 год). Продолжатся также совместная с EADS/Airbus конвертация пассажирских самолетов А320/321 в их грузовые модификации, производство в системе международной промышленной кооперации ряда авиакомпонентов (ниши шасси, килевые балки, направляющие закрылки), а также разработка и выпуск беспилотных летательных аппаратов. Улан-Удэнский авиационный завод ведет подготовку производства к серийному выпуску гражданского вертолета Ми-171А в пассажирском и грузовом вариантах, а также перспективного скоростного военного вертолета (типа американского Sikorsky X-2). В самолетном сегменте УУАЗ готовится к серийному выпуску учебно-боевого самолета-штурмовика СУ-25 УБМ. В Объединенной авиастроительной корпорации сейчас прорабатывается вопрос о включении проекта технической модернизации УУАЗ в федеральную целевую программу «Развитие ОПК до 2020 года».

Проекты, относящиеся к сегменту периферийных, играют важную роль в организации промышленных зон и инновационных центров. В моногороде Саянске (Иркутская область), где градообразующим предприятием является «Саянск­химпласт», в рамках технопарковой зоны планируется создать несколько «разнокалиберных» новых производств начиная с крупного газоперерабатывающего и газо-химического комплекса и заканчивая цехом по выпуску тротуарной плитки и потребительской электротехники. Суммарный инвестиционный потенциал — около 68 млрд рублей, более 95% затрат приходятся на проект химической переработки газового сырья. В районе города Черемхова (130 км на северо-запад от Иркутска) инновационной компанией «СилиТек» совместно с Институтом геохимии СО РАН (Иркутск) создается промплощадка по глубокой переработке высокочистого кварцевого сырья Восточного Саяна. К выпуску подготавливается перспективный конкурентоспособный и востребованный на мировом рынке набор кремниевых продуктов — «солнечный» сорт кремния для производства элементов солнечных батарей, металлургический кремний «химических» сортов для «Русала», «Нитол-Силикона» и Железногорского ГХК, высоко­чистая кварцевая крупка для выпуска кварцевого стекла и кварцевые тигли для выращивания полупроводниковых монокристаллов.

Три инвестиционные платформы: нефть–металл–лес

Восточно-сибирский нефтегазовый комплекс (ВСНГК) формируется на территории двух сибирских регионов (Красноярский край и Иркутская область) и охватывает юго-запад Якутии. По сути, это еще один мегапроект комплексного использования углеводородов при сбалансированном развитии добычи и переработки нефти и газа. В перспективе он способен внести вклад в рост экономического потенциала регионов востока страны. Совокупный валовый региональный продукт до 2025 года здесь может возрасти в 3,8–4 раза.

В тоже время понятно, что ВСНГК уступает давно действующему Западно-Сибирскому нефтегазовому комплексу и по сырьевым ресурсам (и конечно же, по запасам), и по потенциальному социально-экономическому эффекту от их длительной разработки (см. «Извлечь из прошлого уроки и выгоду» в «Эксперте-Сибирь» № 35 за 2011 год). Совокупные затраты на ввод только нефтяных месторождений в Восточной Сибири составят 590 млрд рублей. При этом в списках проектов нет упоминания о развитии масштабной газодобычи в Красноярском крае (Агалеевское и Берямбинское месторождения, поэтапный ввод Юрубчено-Тохомской зоны и Собинско-Пайгинской группы) и Иркутской области (Ковыктинское, Братское, Аянское и Марковское месторождения). Дело в том, что перспективы газодобычи в Восточной Сибири будут определены «Газпромом» на излете текущего десятилетия и то лишь после того, как монополия выберет схему прокладки единой газотранспортной системы.

Инвестиционная активность в горнодобывающей отрасли Красноярского и Забайкальского краев, в Бурятии и Туве — втором по капиталоемкости направлении (630 млрд рублей), но сопоставимом по объемам с нефтедобычей — была нами проанализирована в обзоре «12 крупнейших» (см. «Эксперт-Сибирь» № 35 за 2011 год). Вместе с тем перспективы освоения твердых полезных ископаемых следует оценивать и вне локальных точек расположения крупных месторождений, например, в 300-километровом коридоре нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), проходящем от Красноярского края через Иркутскую область и Якутию далее на восток. Интерес представляют железорудные месторождения в Красноярском крае (Ангаро-Питский и Кодинский рудные узлы) и Иркутской области (Ангаро-Катский железорудный узел), месторождения рудного золота и многочисленные участки россыпного золота.

Объем инвестиций, вкладываемых в лесную отрасль и лесоперерабатывающую промышленность Восточной Сибири, составляет 190 млрд рублей. Крупнейший инвестор — группа «Илим» в Иркутской области — расходует на лесообеспечение своих Братской и Усть–Илимской производственных площадок и на строительство новой целлюлозной линии на Братском целлюлозно-картонном комбинате свыше 25 млрд рублей. «Высокая инвестиционная активность в крае характерна только для небольшого круга отраслей. Среди них, конечно, лесная промышленность, а также металлургия, добыча полезных ископаемых», — комментирует ситуацию министр инвестиций и инноваций Красноярского края Андрей Вольф. В Красноярском крае стоимость лесных и лесоперерабатывающих проектов составляет 166 млрд рублей. Крупнейшие из них — Богучанский лесопромышленный комплекс (86 млрд рублей) и лесохимический комплекс компании «Ангара Пейпа» у поселка Абалаково (70 млрд рублей).

Другие десять лесных проектов представляют новые или реконструируемые площадки для выпуска продукции глубокой переработки древесины: древесно-стружечные плиты, шпон, древесно-волокнистые плиты средней и высокой плотности, половые доски, клееные лесоматериалы, готовая продукция в виде домов из бруса и мебели из массива хвойных пород. Перспективным представляется создание производств древесных пеллет для печного и котельного отопления, в основном на экспорт. Два проекта осуществляет шведская лесная ассоциация Sodra Group, являющаяся миноритарным акционером компании «Ангара Пейпа», в Амазарском районе Забайкальского края строительство целлюлозно-промышленного комбината финансируют китайские инвесторы (компания ЦПК «Полярная»). В настоящее время проект выполнен на 40%, будущий основной потребитель целлюлозы — Китай.

Необходимые железные дороги

Для разработки минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых Восточной Сибири — как одного из доминирующих инвестиционных направлений — критически важным является развитие и увеличение пропускной способности Байкало-Амурской и модернизация Транссибирской магистралей и строительство двух веток железных дорог — Кызыл–Курагино (с выходом на Транссиб) и Борзя – ст. Газимуровский завод (с выходом на южную ветку Харанор–Приангурск и далее — на Транссиб и в Китай), а также северного участка Тында–Беркакит–Томмот до Якутска (Амурская область – Якутия).

Недавно еще можно было считать, что БАМ будет долгое время недозагружен. Но сегодня объемы перевозок практически на всех участках магистрали значительно возросли, а в перспективе за счет освоения месторождений меди, железных и полиметаллических руд Удоканского, Чинейского, Холоднинского и других менее крупных месторождений свободная пропускная способность железной дороги резко снизится. Сейчас на БАМе она составляет 12,5 млн тонн в год и не имеет резервов на протяжении 280 км пути. Износ основных фондов железно­дорожного транспорта, приписанного к участкам магистрали, составляет 60%. Сегодня основная задача там состоит в снятии ограничения для перевозки грузов на дальневосточном направлении к портам Ванино и Советская Гавань за счет строительства нового тоннеля Кузнецовского на северо-востоке Хабаровского края, на участке Оунэ–Высокогорный.

В Туве промышленное производство фактически отсутствует (кроме небольших пищевых и швейных производств, электротехнического предприятия и артелей старателей). Комбинат Тыва-кобальт (Хову-Аксы) не функционирует более 10 лет и вряд ли будет восстановлен. Комбинат Тыва-асбест (Ак-Довурак) — глубоко убыточное предприятие. Однако разнообразием и богатством месторождений твердых полезных ископаемых регион весьма заметен. Он вполне способен поставлять на рынок коксующийся уголь, свинец, цинк, золото, медь, никель и молибден. Хотя пока уровень освоения месторождений низкий, (многое не представляет промышленного интереса  — нефелиновые руды, редкоземельные металлы, строительные материалы, камни облицовочные, пески и глины, каменная соль), некоторые объекты все же подготавливаются к эксплуатации. Уже в 2012 году будет запущен Кызыл-Таштыгский ГОК (полиметаллические руды), в 2013 году он выйдет на мощность переработки руды в 1 млн тонн. Определенные перспективы вновь проглядываются у месторождения рудного золота Тардан (в конце года будет запущена первая очередь комплекса кучного выщелачивания) и медно-полиметаллического месторождения Ак-Суг. Главным фактором слабого освоения недр республики в сочетании с социальной депрессивностью и экономической отсталостью является отсутствие хороших транспортных коммуникаций и достаточных энергетических мощностей. Единственный выход из такой ситуации — последовательное освоение минерально-сырьевой базы Тувы, прежде всего связанное со строительством межрегиональной железной дороги Кызыл–Курагино для разработки Элегестского угольного месторождения и вывозом по ней коксового концентрата на металлургические предприятия России, Украины и в страны АТР.

В Забайкальском крае продолжается строительство 223-километровой железной дороги от станции Борзя Забайкальской железной дороги на северо-восток мимо проектируемого Бугдаинского ГОКа вплоть до поселка Газимуровский завод (будущий Бугдаинский ГОК). Продолжение дороги до Лугокана, то есть к месторождениям Култуминскому (медно-золото-серебрянное железосодержащее), Солонеченскому (золото-сурьмяное) и Лугоканскому (медно-золото-серебрян­ое) откладывается на неопределенный срок из-за низких оцененных экономических показателей.

Автозаправки, бетон и говядина

Конечно, не все сводится к освоению минерально-сырьевой базы регионов, лесных ресурсов и созданию крупных промышленных предприятий. Такой подход, очевидно, неплох при наличии качественной сырьевой базы и скоординированной позиции многих сторон инвестиционного, добычного, производственного и транспортно-логистического процессов. Но не всегда даже наличие сырьевых ресурсов является залогом благополучия региона. Во–первых, они на самом деле могут быть низкокачественными и невостребованными ни в российской, ни в мировой промышленности, а значит, все разговоры об их освоении останутся лишь разговорами. Во–вторых, нет гарантий, что у регионов будут возможности оставить приемлемую часть рентных доходов на территории добычи. Можно привести еще несколько «но». Поэтому смотреть с долей пренебрежения на альтернативные точки экономического роста, пусть и не столь мощные, но создаваемые десятками и сотнями небольших экономических субъ­ектов-инвесторов, по меньшей мере недальновидно. «В ближайшие годы мы рассчитываем на кратное увеличение инвестиционной активности в несырьевом секторе экономики Красноярского края. Основой для такого оптимизма являются появление физической и финансовой инфраструктуры, которая начала стремительно формироваться уже в этом году, а также снятие административных барьеров и целевая работа с инвесторами», — в связи с этим говорит Андрей Вольф.

В качестве примера возможностей для малого и среднего бизнеса приведем ситуацию с дорожно-сервисной недоразвитостью автомагистрали Чита–Хаба­ровск. Осенью 2010 года с введением 570-километрового участка строительство федеральной трассы было в общем и целом завершено. Премьер-министр Владимир Путин лично проинспектировал дорогу, а позже на партийной конференции «Единой России» в Хабаровске подчеркнул, что магистраль, проходящая по территории Забайкальского края, Амурской области и Хабаровского края, в целом хороша, но еще далека от совершенства. Премьер обратил внимание на отсутствие мобильной связи, автозаправок, магазинов, автосервисов, пунктов питания и медицинской помощи, мотелей и съездов в прилегающие к трассе поселения. Поэтому, если даже не принимать во внимание очевидную необходимость реконструкции участков трассы, введенных еще в 1980-е годы, можно говорить об еще одном инвестиционном направлении для частного, в основном малого и среднего бизнеса — о создании комплексной дорожной сервисной инфраструктуры. Стоит отметить, что рост инвестиций государства в развитие и других, менее крупных и капиталоемких автодорог, дает сигнал предпринимателям и в других регионах.

Перспективы для развития среднего бизнеса в крупных и небольших по численности городах и поселениях Восточной Сибири могут быть найдены и в других сегментах: в производстве пищевой продукции (в том числе розливе бутилированной воды из глубинных пластов Байкала), строительных материалов (сухие строительные смеси, газобетонные блоки, производство тротуарной плитки), электротехнических и других потребительских товаров, в организации небольших гостиничных и туристских комплексов экономкласса в районе туристско-рекреационной зоны озера Байкал «Ворота Байкала» (со стороны Иркутска) и «Байкальская Гавань» (со стороны Бурятии).

Агропромышленный комплекс является еще одним типичным примером относительно небольших (от нескольких десятков и сотен миллионов до 1 млрд рублей) и рентабельных инвестиционных вложений, которые способен «потянуть» средний бизнес (даже с привлечением кредитных средств). Определенной природно-кли­матической спецификой регионов Восточной Сибири является то, что они могут достичь самообеспечения по зерну и зернопродуктам, мясу, речной рыбе, полностью удовлетворять потребности в картофеле, некоторых овощах и цельномолочных продуктах. Иркутская область, Бурятия и Забайкальский край вполне станут территориями с выраженной специализацией на производстве мяса и молочной продукции.

Освоение — это ответственность

Итак, в Восточной Сибири появляются серьезные перспективы развития как крупного сырьевого, так и производственно-потребительского бизнеса среднего и малого масштаба. По отношению ко всему макрорегиону обычно применяется термин «освоение территорий» и «сырьевая экономика», что в целом верно отражает проводимую политику по отношению к пока еще не разрабатываемым ресурсам полезных ископаемых в слабоосвоенных территориях, поскольку большинство сырьевых проектов подготавливаются почти «с чистого листа».

Извлекая уроки из предыдущих ошибок при освоении ресурсов в западно-сибирских и дальневосточных территориях, нужно учитывать и другие не менее важные параметры, о которых ранее, в годы советских пятилеток, предпочиталось не говорить. Речь идет не только о достойном уровне доходов работающих на объектах квалифицированных сотрудников и рабочих, но и преимущественном привлечении и обучении местной рабочей силы, обеспечении работников комфортным жильем и высококачественными корпоративными социальными пакетами. Особое внимание должно быть уделено фактически «одномоментным», то есть не растянутым на десятилетие, вложениям в транспортные коммуникации (межрайонные и поселковые автомобильные дороги, причальные хозяйства на внутренних водных путях, авиационная инфраструктура местных аэродромов), общественную поселковую или городскую инфраструктуру.

Кроме того, уже стало очевидным, что добывающая и производственная деятельности не должны вестись явно в ущерб местной природе. Нежелание сделать территорию комфортной не может прикрываться формальными общественными слушаниями и плохо выполняемыми соглашениями с региональными властями. Колониальные подходы к развитию Сибири и Дальнего Востока в то время, когда мир уже переходит в постиндустриальную эру, больше не сработают. Вновь допускать корпоративный эгоизм и игнорирование социально-экономи­чес­ких интересов территорий добычи ресурсов недопустимо.

Сегментация инвестиционных проектов Восточной Сибири
Региональное распределение совокупного объема инвестиций в Восточной Сибири (по данным таблиц 1–6)
Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в Забайкальском крае
Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в Красноярском крае
Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в Республике Тыва
Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в Республике Бурятия
Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в Иркутской области
Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в Республике Хакасия
Основные инвестиционные проекты Иркутской области на период до 2020 года
Основные инвестиционные проекты Республики Бурятия на период до 2020 года
Основные инвестиционные проекты Забайкальского края на период до 2020 года
Основные инвестиционные проекты Республика Тыва на период до 2020 года
Основные инвестиционные проекты Красноярского края на период до 2020 года
Основные инвестиционные проекты Республики Хакасия на период до 2020 года

У партнеров

    Реклама