Бес инноваций

Антон Мельников
20 февраля 2012, 00:00
  Сибирь

Подведя итоги двухлетней работы регионального проекта «Лаврентьевский прорыв» по поддержке молодых инноваторов, его авторы полностью пересмотрели концепцию и отказались от ряда направлений — рынок оказался не готов к появлению новых инновационных компаний

Антон Мельников

В Новосибирской области на сегодняшний день поддержкой молодых инноваторов занимается масса структур — от регионального венчурного фонда до технопарка в новосибирском Академгородке. Поддержку можно получить и по линии федеральных проектов, таких как «У.М.Н.И.К.», «Старт» и др. «Лаврентьевский прорыв» поставил себе задачу — объединить их все в одном информационном поле, чтобы любой желающий мог получить полную информацию о существующих мерах поддержки. Так, по большему счету, не действует в регионе никто. Да и на общероссийском уровне тоже. Участником «прорыва» может стать любой, и с его проектом мы будем работать на всех стадиях — от идеи до воплощения, — помогая в разработке бизнес-плана, получении экспертных оценок, подаче заявки на существующие конкурсы и гранты, на презентациях на форумах и выставках, получении грантов от самого «Лаврентьевского прорыва» и т.д. В отличие от нас, тот же «Зворыкинский проект» направлен на поиск и поддержку уже состоявшихся «историй успеха», а «Красноярский прорыв» им. академика Киренского поддерживает инноваторов только на стадии создания бизнеса. Летняя и зимняя школы Технопарка тоже не «ведут» проекты своих участников весь инновационный цикл. Это логично — Технопарк заинтересован в уже состоявшихся компаниях-резидентах.

Стать историей успеха

Самые популярные сферы у молодых изобретателей — биомедицина и технологические инновации, энергетика. Очень много проектов в сфере IT, что логично — там самые низкие стартовые инвестиции и самые короткие сроки реализации. Но и шансы, что проект «выстрелит», тоже минимальны — конкуренция очень высока. Из 100 проектов, возможно, будет востребован всего один. Но зато, если это происходит, разработчик может получить серьезную прибыль. Таким успешным стал проект нашего «выпускника» Алексея Чарухина — он создал платформу Lifecloud.ru, совмещающую управление и продажи в едином интернет-сервисе.

Успешные примеры, когда идея выросла в реальный проект, приносящий прибыль — лучшая реклама того, что молодой человек может самореализоватся в сфере науки. Изначально мы ставили перед собой задачу найти эти проекты и «докрутить» их до действующего бизнеса. Со своими идеями в 2010-2011 году к нам пришли 368 человек. Было разработано 170 инновационных проектов, реализовано — 11. Статистика, таким образом, перекликается с опытом российских и зарубежных стартапов: 10% проектных идей становятся разработками, из них лишь одна из 10 может стать действующим бизнесом.

Не факт, что новое — это всегда хорошее, а возможные риски и серьезные сроки реализации вносят еще большие сомнения в ряды потенциальных инвесторов. Как результат — найти «длинные» деньги на инновационный бизнес практически невозможно. Но и меньшие сроки не делают перспективу таких компаний «прозрачнее». Проект молодого инноватора Никиты Кругликова по производству монокристаллов для лазерных установок вырос из чисто научной деятельности. Сегодня для развития компании нужны инвестиции в размере 30 млн рублей. Часть средств Никита нашел и закупил оборудование. Теперь, чтобы вывести свою продукцию на рынок, ему нужно войти в профессиональные ассоциации, что еще на пару лет удлинняет цикл. Есть проект Олега Сорокина — аппаратно-программный комплекс «Кардио-БОСС» для диагностики и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Чтобы вывести аппарат на рынок медицинских услуг, нужен сертификат, получение которого в самом благоприятном случае занимает два года. Для рынка это колоссальный срок. Вполне возможно, что, получив сертификат, продукт потеряет свою «инновационность», хотя бы потому что нишу уже займут, например, китайские аналоги.

Думать по-новому

Проанализировав работу проекта за два года его существования, мы пришли к выводу, что первоначальная наша цель — создание новых инновационных компаний — бесперспективна. По крайней мере, сейчас. Появление пяти или даже десяти таких компаний, пусть и успешных, существенно не повлияет на экономику Новосибирской области и не улучшит благосостояние живущих здесь людей. Да и сам рынок пока не готов к появлению инновационных бизнесов — нет условий для их создания, нет инвесторов, готовых в них вкладываться, нет предприятий, готовых покупать новую продукцию. Из тех участников «Лаврентьевского прорыва», кто был нацелен не на создание бизнеса, а на разработку проекта, его продажу и получение «авторского» процента, желаемого пока не достиг никто. И это при том, что большинство разработок получили очень высокие экспертные оценки.

Правда, сейчас ведутся переговоры по продаже патента на производство из шлаков энергогенерирующих компаний нанокерамической плитки (автор разработки Вероника Пушко), а интерес к разработке Елены Гуровой (устройство, позволяющее снижать уровни вибрации) проявил «КамАЗ». Но пока дальше этого дело не идет. Поэтому мы решили пересмотреть концепцию проекта и нацелить его не на появление новых бизнесов, а на подготовку кадров, способных инновационно мыслить и создавать новое. Предприятия сегодня остро нуждаются в людях, которые могут не только выполнять поставленные задачи, но и создавать новую продукцию, выводить компанию на новые рынки. У таких специалистов должен быть опыт проектной и технической работы, они должны понимать особенности рынка, продвижения продукции на нем. Участники «Лаврентьевского прорыва» как раз такой опыт и получают. Общаясь с экспертами, разрабатывая и презентуя свои проекты, они видят и понимают все цепочки продвижения нового продукта.

Первым этапом этой работы станет подписание в феврале соглашения между «Лаврентьевским прорывом», НПО «Север», Новосибирским заводом химконцентратов, НГТУ и НГАВТ. Суть его в том, что выпускники нашего проекта будут проходить стажировки на этих предприятиях. Студент будет обеспечен местом работы, предприятие получит молодых квалифицированных специалистов, а вуз обеспечит прохождение производственной практики своим студентам. Я уверен, что на такие кадры спрос будет расти с каждым годом, именно на их плечи ляжет миссия по переустройству и созданию новой экономики. Перейти на инновационные рельсы по-другому, на мой взгляд, невозможно.