Реалистичное небо

Вячеслав Корзун
20 февраля 2012, 00:00
  Сибирь

Амбициозные проекты Красноярского края в сфере авиации остались в прошлом. Их сменил комплексный подход к развитию авиационной отрасли региона, основанный на трезвом анализе рыночных тенденций

Специфика Емельяново: маршруты, завязанные на северные направления, а также отдельные сегменты транзитных и чартерных рейсов

Во времена, когда в число крупнейших перевозчиков России входила компания «Красноярские авиалинии» (KrasAir), а Красноярским краем руководил харизматичный Александр Хлопонин, здесь родился масштабный проект создания на базе аэропорта Емельяново международного авиахаба. К 2015 году он должен был превратиться в крупнейшую в азиатской части России перевалочную базу для пассажиров и грузов: 10 млн человек и 800 тыс. тонн грузов в год. Трудно сказать, верили ли в реалистичность этих планов инициаторы проекта — братья Абрамовичи, стоявшие у руля базовой для Емельяново авиакомпании KrasAir. Но тогда они нашли поддержку на всех уровнях, проект хаба был даже внесен в различные федеральные программы…

Но грянул международный кризис, KrasAir мгновенно разорилась, утащив в долговое болото сам аэропорт. Резко сократился объем перевозок, сделав Красноярск обычным провинциальным авиаузлом. Ворох проблем лег на плечи краевых властей, планы стали более приземленными и комплексными, а концепция хаба претерпела кардинальные изменения. Перед Емельяново больше не ставится задача конкурировать за пассажиров с новосибирским Толмачево. У каждого из них своя ниша. Понятно, что Новосибирск, находясь в плотном кольце крупных и средних городов Западной Сибири, более удобен для их жителей в плане совершения полетов. В Красноярск, расположенный особняком, никто из Кемерова или Томска для полета в Москву точно не поедет. У краевого центра своя специфика: маршруты, завязанные на северные направления, а также отдельные сегменты транзитных и чартерных рейсов.

После крушения KrasAir, ухода от монополизации рынка и провозглашения политики открытого неба количество авиакомпаний, летающих через Емельяново, выросло кратно. Также серьезно приросла и маршрутная сеть. «Мы считаем, что на настоящий момент аэропорт Емельяново как хаб состоялся. Состоялся с точки зрения роста объемов как пассажирских, так и грузовых перевозок, расширения маршрутной сети, прихода крупных перевозчиков, появления новых базовых компаний. По этим показателям аэропорт далеко превзошел времена KrasAir», — отмечает министр промышленности и энергетики края Денис Пашков. Действительно, если в посткризисном 2009-ом объем пассажиропотока в аэропорту едва перевалил за миллион человек в год, то уже в 2010-ом он превысил лучшие показатели KrasAir — 1,17 млн пассажиров. А в прошлом году был рекордным — 1,63 млн (из которых на внутренних воздушных линиях было обслужено около 1,16 млн).

Первым делом пассажиры

Еще в 2009 году регион обратился к ведущим консалтинговым компаниям в области авиаперевозок Hochtief Airport и Lufthansa Consulting с просьбой оценить потенциал Емельяново. По словам Дениса Пашкова, на основании оценки консультантов был определен вектор развития, который отвечает реалиям авиационного рынка. Не без помощи ГМК «Норильский никель», крупнейшего краевого налогоплательщика, была решена проблема базового перевозчика (одна из ключевых для успешного развития любого аэропорта). Регулярные рейсы как по межрегиональным, так и по внутрикраевым маршрутам начала совершать авиакомпания NordStar, имеющая в своем распоряжении довольно свежие воздушные суда: самолеты Boeing 737-800 NG и пятерку совершенно новых лайнеров ATR-42-500. Активно работает в Емельяново и базовый чартерный перевозчик Nordwind Airlines, о планах по совершению чартеров из Красноярска заявила и «Трансаэро».

«Перспективы для развития есть, но их реализации мешает существующая инфраструктура аэропорта, которая не реконструировалась с советских времен, — говорит Денис Пашков. — С ростом пассажиропотока справиться все сложнее и сложнее. Это было понятно уже в 2010 году». Концепция и мастер-план аэропорта уже разработаны, в течение февраля начнутся подготовительные работы по строительству нового пассажирского терминала, рассчитанного на 2,5 млн человек (с перспективой расширения до 3,5 млн). Стоимость проекта — 4,5 млрд рублей.

Нерешенным остается лишь вопрос с главным инвестором. Сегодня все более-менее крупные аэропорты страны входят в структуру трех холдингов — «Новапорт», «Базэл-аэро» или «Ренова». Однако Красноярск (как Омск и Иркутск) пока остается независимым авиаузлом. Краевые власти уверяют, что Емельяново сможет обеспечить cобственное развитие за счет своих же средств. Впрочем, интерес к аэропорту со стороны крупных холдингов имеется, так что приход сюда базового инвестора, по сути, остается делом времени.

Грузовой приоритет

Важнейшим элементом авиационного комплекса Красноярского края остаются грузоперевозки, в первую очередь магистральные, связывающие Европу с Азией. Развитию этого направления уделяется огромное внимание, ведь именно оно дало реальное основание проектам хаба. Здесь работают крупные грузовые авиакомпании, в том числе Lufthansa Cargo, с которой в сентябре прошлого года был подписан очередной трехлетний контракт, а также Air Bridge Cargo и Cargo Italy. По данным пресс-службы Емельяново, общий объем перевозок грузов за 2011 год составил 16,8 тыс. тонн, что на 34% больше аналогичного показателя прошлого года.

«Сейчас мы совместно с Минтрансом и Росавиацией рассматриваем еще ряд заявок от грузовых перевозчиков по совершению рейсов через Емельяново. Но прежде нам пришлось выполнить все требования компаний по приведению аэропортового комплекса для приема магистральных грузовиков. Взлетно-посадочная полоса была модернизирована в соответствии со II категорией ИКАО. Усовершенствовали грузовую и заправочную инфраструктуры. Грузовой терминал привели в соответствие с современными требованиями как с точки зрения технологии, так и с точки зрения оборудования. Рассчитываем на дальнейший рост грузоперевозок. На наш взгляд, географическое положение Красноярска очень удобно для перелетов, соединяющих Юго-Восточную Азию с Европой и Северной Америкой», — говорит Денис Пашков.

Справедливости ради стоит отметить, что позиция безусловной географической ценности Емельяново для грузовых перевозок некоторыми экспертами подвергается сомнению. Тем не менее красноярский аэропорт в документах Минтранса РФ и планах авиаперевозчиков рассматривается как один из самых перспективных грузовых хабов России, правда, наряду все с тем же Толмачево и екатеринбургским Кольцово. Данный вопрос, видимо, нужно рассматривать сквозь призму развития логистической инфраструктуры в этих регионах, которая позволит не только обеспечивать технические посадки грузовиков, но и совершать перевалку грузов.

Местными маршрутами

Местные авиаперевозки для Красноярского края с его огромной территорией имеют колоссальное значение. Для множества отдаленных населенных пунктов самолет — единственный вид транспорта. Неудивительно, что в крае принята и реализуется программа развития авиации до 2013 года, в рамках которой должны сдвинуться с мертвой точки три основные проблемы — модернизация аэропортовой инфраструктуры (для этого сейчас создается федеральное казенное предприятие «Аэропорты Красноярья»), обновление авиапарка и расширение маршрутной сети.

Две последние проблемы тесно взаимо­связаны. Из отечественной авиации, как известно, практически полностью ушел сегмент местных перевозок, которые раньше в крае осуществлялись на самолетах Ан-2 и чешских L-410. Российский авиапром пока ничего взамен предложить не может. Рейсы с периодическим спросом и малой наполняемостью сейчас совершаются вертолетами, что с учетом нынешней стоимости летного часа (150 тыс. рублей в северных территориях) является настоящим расточительством. Расходы субсидируются из бюджета: власть обязана обеспечить транспортную доступность отдаленных поселков. В крае рады, что правительство наконец-то утвердило программу господдержки обновления авиапарка на местных линиях, по которой авиакомпании могут рассчитывать на получение субсидии в размере до 30% от стоимости воздушного судна, приобретаемого в лизинг. В текущем году по льготной программе в крае планируется приобрести порядка шести-восьми самолетов Cessna 206 (они заменят вертолеты) и трех L-410 современной модификации. Последние встанут на те маршруты, где есть устойчивый, но небольшой пассажиропоток: город Енисейск и поселки Нижнего Приангарья.

В рамках программы развития местных авиаперевозок будет построен и новый пассажирский терминал в аэропорту Черемшанка (взамен сгоревшего в декабре 2011 года). Кстати, любимая менеджерами KrasAir идея об объединении Емельяново и Черемшанки в единый авиационный комплекс, рассчитанный на пассажиропоток 8 млн человек в год, сегодня списана. «Таких объемов в ближайшей и даже среднесрочной перспективе ожидать не стоит. Создавать инфраструктуру под гигантский пассажиропоток экономически нецелесообразно. По­этому и принята стратегия поэтапного развития согласно потребностям рынка», — подчеркивает Денис Пашков. Действительно, на строительство воздушных замков здесь потратили достаточно времени.