Кроссполярный Красноярск

Повестка дня
Москва, 22.10.2012
«Эксперт Сибирь» №42 (350)

В аэропорту Красноярска Емельяново стартовала регулярная программа кроссполярных авиарейсов (то есть полетов через Северный полюс), выполняемых перевозчиком AirBridgeCargo (входит в ГК «Волга-Днепр»). В этой новости есть два важных момента. Первый — проект «Северный воздушный мост», о котором в Красноярском крае говорят с десяток лет, все же будет реализован. Второй — аэропорт Емельяново, похоже, все-таки станет настоящим международным авиахабом.

Строго говоря, сама идея международных авиарейсов придумана не сегодня и не Красноярским краем. Первооткрывателем этого маршрута можно считать Валерия Чкалова, который в 1937 году более чем за 50 часов долетел до американского Ванкувера. Уже в последнее десятилетие, по данным аналитической компании «Кратос», количество полетов через Северный полюс достигло 11 тысяч (итоги 2011 года, для сравнения — в 2006 году — всего 5,3 тыс. рейсов). Другое дело, что какому-то городу важно было перехватить инициативу, стать центром нового маршрута, и на звание такого города активно стал претендовать Красноярск. Теоретически помогало расположение: если лететь в Америку из Юго-Восточной Азии через Красноярск, а не через Тихий океан, то время в пути сокращается на два-пять часов.

Еще несколько лет назад министр промышленности и энергетики края Денис Пашков заявлял, что регулярные авиаперевозки через Красноярск начнутся в 2013–2014 годах. Он ошибся, но это даже хорошо — полеты начались на год раньше. Первый кроссполярный перелет компания AirBridgeCargo совершила в марте этого года: тогда из Чикаго в Шанхай через Красноярск было перевезено 175 голов племенных животных. С апреля количество рейсов увеличилось до пяти в неделю.

Присутствие именно этой компании на рейсах тоже не случайно. Перелеты осуществляются на крупных воздушных судах Boeing 747-8F (только такие могут выдержать кроссполярные перелеты), и AirBridgeCargo — единственная в России компания, владеющая достаточным количеством этих самолетов. Что делает из нее фактического монополиста будущих кроссполярных рейсов. Уже сегодня, по данным УК «Интерпорт» (управляет красноярским аэропортом Емельяново), компания осуществляет 12% всех грузоперевозок страны, а за три года доля AirBridgeCargo в московском авиаузле вырастет до 50%, а в Сибири — до 90%.

С 17 октября регулярные рейсы через Красноярск будут осуществляться по трем маршрутам: Гонгонг–Чикаго, Чжанчжоу (Китай) – Амстердам; Амстердам–Чэнду (Китай). Видно, что из этих трех рейсов кроссполярный — только один, а значит Емельяново превращается в настоящий международный авиахаб, то есть в то, к чему так долго (со времен губернаторства Валерия Зубова) стремились краевые власти, проводя с разной долей успешности модернизацию аэропорта. Этот же факт накладывает на Емельяново и определенные обязательства — прежде всего по дальнейшему активному развитию аэропортовой инфраструктуры. Для сравнения — коллеги красноярского аэропорта из канадского города Виннипега (город в полтора раза меньше Красноярска, также претендует на важную роль в кроссполярных перелетах) нашли на модернизацию своей воздушной гавани 486 млн долларов. «Мы верим, что из проекта «Северный воздушный мост» смогут извлечь выгоду и Красноярский край, и провинция Манитоба. И с нетерпением ждем, чтобы поработать в этом направлении с правительством края», — говорил в Красноярске директор по планированию и анализу управления аэропорта Виннипега Джей Пасемко. Однако ясно, что если за перевозками в Емельяново сохранит фактическую монополию AirBridgeCargo, вряд ли сюда можно будет привлечь других инвесторов.

Наконец, несмотря на все успехи Красноярска, городу все еще далеко до сибирского лидера по грузо- и пассажироперевозкам — новосибирского аэропорта Толмачево»(входит в группу «Новапорт» Романа Троценко). Если в Емельяново с января по сентябрь было обработано 14,4 тыс. тонн груза, то в Толмачево — 20,4 тыс. тонн.

Новости партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №42 (350) 22 октября 2012
    Сибирские "газели"
    Содержание:
    Надежда и опора

    Кризис расставил все по своим местам — в списке самых динамичных компаний Сибири остались лишь те, которые своим ростом обязаны эффективному управлению и смелому маркетингу. Но и компании посредники из нефтегазовой отрасли тоже никуда не делись

    Реклама