Научно-практическая станция

Повестка дня
Москва, 10.06.2013
«Эксперт Сибирь» №23 (378)

В минувшую пятницу в селе Яйлю Турочакского района Республики Алтай прошло торжественное и официальное открытие первой в России автономной дизель-солнечной электростанции. Ее мощность — 100 кВт (пиковая — до 140 кВт). Это крупнейшая автономная солнечная энергоустановка в России и одна из крупнейших в мире. Кроме того, это первый российский проект такого уровня, в котором применены тонкопленочные фотоэлектрические модули тандемного типа.

Станция была построена за довольно короткий срок, в период с ноября 2012 года по март 2013 года, в рамках научно-исследовательского проекта, профинансированного Физико-техническим институтом им. А.Ф. Иоффе РАН. Проект был реализован ЗАО «РОТЕК» (генеральный подрядчик по проектированию и строительству установки) при участии ООО «Солнечная энергия» и ООО «Авелар Солар Технолоджи» (выполняли работы по инжинирингу и монтажу), а также компании «Хевел» (совместное предприятие Группы «Ренова» и ОАО «Роснано» по производству солнечных модулей). Поддержку оказало и Минобрнауки России с привлечением внебюджетных средств (впрочем, итоговые суммы инвестиций, а также объемы вложений всех сторон нигде не называются). Но, как рассказывал директор компании «Солнечная энергия» Андрей Ялбаков в интервью «Эксперту-Сибирь» в прошлом году, сооружение солнечной станции на 1 мВт обходится в 50–60 млн рублей. То есть стоимость станции в Яйлю можно оценить в 5–7 млн рублей.

Предшественница алтайской станции мощностью 1 МВт была построена в Южной Африке в декабре прошлого года — для создания бесперебойного источника энергоснабжения работ горнодобывающей компании. Станция в Яйлю тоже не станет чисто научным объектом, а будет обеспечивать бесперебойное электроснабжение одного из самых труднодоступных населенных пунктов республики. Село Яйлю — центр Алтайского заповедника — расположено на берегу Телецкого озера в Турочакском районе республики и практически отрезано от внешнего мира: последние 20 км дорога проходит по тайге, так что проехать по ней без приключений смогут только полноприводные автомобили. Здесь проживает около 200 человек. В советское время электроснабжение села было организовано из бийского энергоузла, в 1990 годы здесь появилась дизельная котельная. Но ее ресурса хватало только на обеспечение электричеством населения на несколько часов днем и в течение всей ночи. «Электричество подавалось в дома жителей на 16 часов в сутки в силу ограниченности ресурса старой дизель-генераторной установки, тарифных ограничений и трудностей с закупкой и доставкой топлива», — рассказали в правительстве Республики Алтай.

Теперь в дневное время электропитание Яйлю будет обеспечиваться фотоэлектрическими модулями общей мощностью 60 кВт, в ночное время — от блока аккумуляторных батарей и дизель-генераторной установки. По расчетам специалистов, поселок будет снабжаться на 30–40% за счет солнечной энергии, остальное пойдет за счет дизель-генератора. Ожидается, что эксплуатация этой электростанции позволит на 50% снизить ежегодное потребление дизельного топлива для нужд Яйлю. Гибридная энергоустановка за те три месяца, в которые велось комплексное апробирование и аттестационные испытания (с марта этого года), выработала 15,6 тыс. кВт•часов энергии, снизив объем дизельного топлива более чем на 12 тыс. литров. «Говорить о конкретных цифрах пока рано, но сказать, что проект оправдал надежды, уже можно», — пояснил «Эксперту-Сибирь» инженер компании «Солнечная энергия» Александр Балуев (см. «Вдохновленные солнцем» в «Эксперте-Сибирь» № 38 за 2012 года).

Солнечную электростанцию в Яйлю здесь решили построить в рамках изучения этого типа энергетики для автономных энергосистем. «Это площадка, на которой мы будем готовить студентов по специальности «электротехник», здесь они будут проходить обучение на современном оборудовании», — уже пообещал ректор Горно-Алтайского госуниверситета Валерий Бабин.

«Российская разработка сочетает в себе преимущества солнечной и дизельной генерации, а также последние достижения в области накопителей электроэнергии и интеллектуальных систем управления, которые позволяют максимально эффективно распределять нагрузку между фотоэлектрической системой, накопителями и дизельными генераторами», — заявили в правительстве региона. Добавив, что по итогам работы станции будет принято решение об использовании этого опыта в других труднодоступных районах Сибири и Дальнего Востока.

Кроме того, стороны уже приступили к проектированию одной из крупнейших в стране и мире солнечных электростанций в другом алтайском поселке — Кош-Агач. Ее особенность будет еще и в том, что она станет первой солнечной станцией в стране, включенной в единую энергосистему — то есть, будет отдавать электричество в сети. «Сетевая солнечная станция мощностью 5 МВт сейчас на стадии проектирования. Площадка под СЭС уже определена. В планах начать строительство в конце третьего — начале четвертого квартала этого года», — сообщил Балуев.

Остается добавить, что среди российских регионов Республика Алтай является лидером по количеству и суммарной мощности объектов солнечной генерации. По состоянию на май 2013 года в республике построено более 200 солнечных и ветро-солнечных энергоустановок суммарной установленной мощностью 260 кВт. Большинство систем отнесены к типу автономных и расположены в зонах децентрализованного энергоснабжения. Свыше 90% всех установок приходятся на субъекты малого и среднего предпринимательства, менее 10% процентов — на част­ные домохозяйства.

Новости партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №23 (378) 10 июня 2013
    Инновации на сырье
    Содержание:
    Сорванный стоп-кран

    Инновационное развитие отечественного нефтегазового сектора, несмотря на множество заклинаний, никак не может сдвинуться с мертвой точки, словно поезд, у которого сорван стоп-кран. Корень проблем надо искать среди институциональных факторов

    Реклама