В ожидании биг-мака

Русский бизнес
Москва, 24.02.2014
«Эксперт Сибирь» №9 (408)
McDonald’s ждут в Новосибирске последние два года, пока — безрезультатно. Но опасаться прихода гиганта фаст-фуда не стоит — судя по арендованным участкам, он будет создавать рынок фактически под себя, там, куда другие операторы заходить и не пытались

Компания ООО «Сиб-Фуд», которая занимается продвижением франшизы McDonald’s в Новосибирске, на данный момент арендовала семь участков земли под строительство ресторанов. Интересно, что в конце прошлого года представители «Сиб-Фуд» говорили, что больше не имеют отношения к McDonald’s, но никаких заявлений на этот счет от московской пресс-службы гиганта не поступало. Медлительность, с которой всемирно известная сеть фаст-фуда разворачивается в Сибири, удивляет. Тем более что в прошлом году, когда в Новосибирске вроде бы должен был открыться хотя бы один ресторан под этой маркой, McDonald’s не удалось зайти на рынки Кемерова и Томска. В столице Кузбасса производители гамбургеров банально проиграли в торгах на участок земли, в Томске строительство было отложено по причине недовольства со стороны населения. Протесты в прошлом году шли и в Новосибирске.

Однако, на наш взгляд, причины задержки — не в протестах некоторых групп общественности, и не в сложностях с землей, и даже не в возможных проблемах с местными франчайзи (хотя они и возможны). McDonald’s — игрок глобальный, он приходит всерьез и надолго, причем, как правило, серьезно меняет местные рынки и сложившиеся традиции фаст-фуда. Пока что в этом сегменте в Сибири главенствуют локальные игроки. В Кемерове, к примеру, рынок быстрого питания поделен между местными «Подорожником» и «Блоком питания», а также томскими «Сибирскими блинами». В Новосибирске лидирующие позиции занимают рестораны New York Pizza (два оператора, суммарно — 16 заведений) и «Вилка-Ложка» (13), но работают здесь и KFC, Carl’s Junior, Subway и Burger King. Как изменится рынок, когда на взрыхленную почву придут рестораны Рональда Макдональда?

Хороший, плохой, тонизирующий

За двадцать три года, что прошли с момента открытия первого ресторана McDonald’s на Пушкинской площади в Москве, гамбургеры прочно вошли в жизнь жителей столичных городов и заняли свою нишу. По данным исследования маркетингового агентства Grinderr, на 1 июня 2013 года количество ресторанов McDonald’s в России насчитывало 377 штук, причем почти все они находятся в европейской части страны (кроме четырех заведений в Тюмени и Сургуте). В процентном отношении McDonald’s принадлежит пятая часть всего рынка быстрого питания. Оборот сети в России в 2012 году превысил 55 млрд руб­лей, таким образом, средняя дневная выручка одного ресторана приблизительно составляет 400 тыс. руб­лей. Точки быстрого питания под брендом McDonald’s — очевидно, достаточно успешные предприятия как для тех, кто их открывает, так и тех, кто в них работает.

В Новосибирске прекрасные условия для такого игрока. Аналитики Grinderr предполагают, что в 2014 году оборот рынка общественного питания в городе достигнет показателей в 18,6 млрд руб­лей, причем на сегмент фаст-фуда придется 5,3 млрд руб­лей. Это почти на миллиард больше, чем в прошлом году. Иными словами, сегмент растет весьма динамично. Приход McDonald’s, если «Сиб-Фуд» удастся открыть весь семь запланированных ресторанов, позволит уже в 2015 году забрать пятую часть рынка новосибирского фаст-фуда себе: доход сети уже в первый год работы может превысить 1,3 млрд руб­лей. А сама сеть войдет в пятерку крупнейших. «Первое время, возможно, будут сложности с вхождением на рынок, но далее все будет хорошо. Ведь McDonald’s — это и показатель успешности города, и определенный стандарт в системе быстрого питания. У нас в Новосибирске много плохих ресторанов, а вот хороших не хватает. Приход McDonald’s повысит конкуренцию и борьбу за потребителя», — уверен ведущий новосибирский ресторатор Денис Иванов.

Главная страшилка — McDonald’s своим появлением убьет местных игроков рынка. Аналитики Grinderr уверены, что этого не случится, хотя, безусловно, появление такой сети заберет часть выручки у новосибирских ресторанов быстрого питания, особенно у точек, которые окажутся в соседстве, или у тех, что не обладают уникальной концепцией. Но на самом деле приход McDonald’s даст импульс всему рынку, увеличив его объем и темпы роста в целом. «Появление нового игрока на рынке всегда полезно и выгодно. Это не дает ему пребывать в застое, тонизирует и заставляет остальных игроков развиваться и предпринимать контрмеры, соответствовать современным трендам. И все это нужно помножить на два, а то и больше раз, если на рынок выходит общепризнанный лидер отрасли», — говорит президент ООО «Марка Подорожник» Татьяна Фомина.

Дело в том, что «Сиб-Фуд» планирует открывать рестораны не на центральных площадках города. Среди заявленных точек наличествуют улица Станционная в районе остановки «Бетонный завод», пересечение улиц Широкой и Троллейной, а также Сибиряков-Гвардейцев и Петухова. Там сейчас фаст-фуда просто нет, хотя спрос на него явно высокий — вблизи огромные жилмассивы: Западный, Троллейный, Станиславский и Затулинский. В пользу McDonald’s говорит и автомобильная загруженность данных улиц, если, конечно, в ресторанах сразу же будет реализован формат «Мак-Авто». «Важный момент: на мой взгляд, новосибирцы в большинстве своем — приверженцы дешевой и неприхотливой еды. Как показывает практика, рестораны высокой кухни здесь фактически не нужны, поэтому McDonald’s будет на своем месте», — уверен Денис Иванов. Иными словами, за счет появления в местах, где конкуренции просто не существует, американские гамбургеры в большей степени не «съедят» чью-то выручку, а создадут ее с нуля. Исключительно под себя. «McDonald’s не войдет в новосибирский фаст-фуд забирать выручку у конкурентов, он станет осваивать пустые ниши в общепите города, не занятые новосибирскими рестораторами. Это, во-первых, спальные районы, где проживает огромное количество людей и где не существует демократичных заведений, куда можно было бы пойти вечером в компании, а тем более с детьми. А во-вторых, это сегмент, ориентированный на автовладельцев», — подчеркивают аналитики Grinderr.

Лишь в некоторых заявленных ранее точках McDonald’s вступит в прямую конкуренцию с уже работающими там заведениями. Речь, прежде всего, идет о фуд-кортах крупных торгово-развлекательных центров, например, «Меги» и «Ауры». А также на участке по улице Выборной, недалеко от НГПУ (там сейчас работает ресторан New York Pizza), или у ГПНТБ, на пересечении улиц Кирова и Восход. Данные от Grinderr говорят, что студенты вузов сегодня — главный клиент в заведениях новосибирского фаст-фуда. На их долю приходится почти 37% от общего числа посетителей. При этом всего 10% опрошенных в возрасте от 16 до 34 лет бывают в ресторанах быстрого питания как минимум один раз в неделю, остальные ходят в них намного чаще. Впрочем, у ГПНТБ ресторана может и не появиться — общественность уже протестовала против строительства, ссылаясь на вырубку сквера.

Уже поздно?

Таким образом, распространенное мнение о том, что McDonald’s давно опоздал с приходом на новосибирский рынок, является в большей степени не верным. Кроме того, что рынок за счет такого игрока только вырастет в объемах, профессионалы ресторанной сферы ожидают и других позитивных эффектов. К примеру, революции в системе подготовки кадров для сегмента общественного питания. «На мой взгляд, в Новосибирске нет достаточного количества обслуживающего персонала, который прошел бы системную компанию, подобную McDonald’s», — говорит Денис Иванов. «Мы никогда не скрывали, что учимся у коллег, перенимая опыт и внедряя передовые тренды. А в итоге выигрывает клиент, получая более качественную и доступную продукцию. Появление McDonald’s будет иметь еще одну неоспоримую пользу. Наконец-то у наших земляков будет возможность сравнить и вкус, и качество продукта местных производителей и лидеров рынка. И уже на собственном опыте, а не на умозрительных предпосылках определиться со своими предпочтениями. По мне, это будет пик экспансии транснацио­нальных операторов общественного питания на сибирский рынок. Что до того, опаздывает McDonald’s или нет, то такой оператор, который устойчиво входит по самым разным версиям в первую десятку всемирных брендов, может приходить туда и тогда, куда и когда предписывает прийти его стратегия», — делится своими размышлениями Татьяна Фомина.    

Объем рынка фаст-фуда в Новосибирской области и прогноз роста до 2014 года
Рестораны быстрого питания в Новосибирске, срез на ноябрь 2013 года
Концепции ресторанов быстрого питания в Новосибирске, срез на ноябрь 2013 года

Новости партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №9 (408) 24 февраля 2014
    Концессии
    Содержание:
    «Вы думали, будет лучше?»

    Глава «Новосибирской медицинской корпорации» Ольга Незамаева рассказала «Эксперту-Сибирь» о реализации проекта хосписа в Новосибирске в сотрудничестве с мэрией города

    Реклама