С маху через Вах

Экономика и финансы
Москва, 14.07.2014
«Эксперт Сибирь» №28-32 (425)
Осенью планируется завершение строительства моста, который соединит Север Томской области с ХМАО

Проектирование моста через реку Вах было начато еще в конце 1970 годов. Поскольку с географией спорить прак­тически невозможно, получилось так, что мост, в котором больше всего нуждались жители столицы томских нефтяников города Стрежевого и северных районов Томской области, должен был расположиться на территории Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа. Поэтому история его возведения была долгой и непростой. Властям Югры, очевидно, не хотелось тянуть этот воз в одиночку, а томские соседи понимали, что их бюджета на такой проект просто не хватит. Несмотря на спорадические всплески активности у руководства Томской области и ХМАО, реальные работы начались лишь в 2009 году, когда стало понятно, что отсутствие моста наносит ущерб текущим интеграционным процессам регионов. Север Томской области географически, экономически и в конечном итоге исторически оказался связан с Нижневартовском гораздо плотнее, чем с Томском. Просто потому, что добраться до Нижневартовска всегда было проще, чем до Томска. Намного проще, если не считать реку Вах.

Два берега

Река Вах находится на Севере Томской области, на границе с ХМАО. Через реку организована паромная переправа, соединяющая части дороги между Стрежевым и Нижневартовском, и сегодня это основное наземное транспортное сообщение между городами. С развитием нефтегазодобычи в Томской области вопрос о строительстве моста становился все более насущным. Соседи вроде бы тоже идею поддерживали, поскольку мостовой переход работал бы и в интересах ХМАО. Но, как обычно бывает, из-за недостатка финансирования его строительство долгое время откладывалось.

В 2006 году наконец-то была достигнута договоренность между Томской областью, ХМАО и Минтрансом РФ о строительстве моста через реку Вах. Через год между регионами было подписано соглашение о долевом участии в строительстве. Согласно документу, ХМАО должен был оплатить половину стоимости строительства, оставшаяся половина финансирования распределялась по согласованию между Федеральным дорожным агентством и администрацией Томской области. Однако строительство моста было заморожено, фактически так и не начавшись. Грянувший кризис заставил бюджеты затянуть пояса, и о вожделенном проекте на время забыли. Впрочем, ХМАО и Федеральный дорожный фонд вспомнили о нем в августе 2009 года и выделили деньги на строительство, но процесс все равно шел медленно.

Лед тронулся в 2012 году, когда губернатор Томской области Сергей Жвачкин и глава ХМАО Наталья Комарова подписали соглашение о продолжении строительства. После этого работы возобновились. Причем на этот раз был запущен уникальный механизм государственно-частного партнерства. В его рамках сургутское ОАО «Мостострой-11» взялось профинансировать строительство второй очереди моста через Вах. Общая стоимость строительства мостового перехода составляет 8,9 млрд руб­лей, из которых первый этап оценивается в 6 млрд, а второй — в 2,88 млрд руб­лей. Средства инвестору предполагается вернуть после ввода моста в эксплуатацию. При этом погашение будет идти из бюджетов Томской области и ХМАО в равных долях с восьмилетней рассрочкой. Что касается первой очереди строительства моста, то она финансировалась, в том числе, за счет средств федерального бюджета, а также бюджетов ХМАО и Томской области. По словам губернатора ХМАО Натальи Комаровой, в ноябре 2012 года правительство РФ выделило дополнительные субсидии на софинансирование объектов капитального строительства в рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» ФЦП «Развитие транспортной системы на 2010–2015 годы», в том числе Ханты-Мансийский автономный округ получил в прошлом году 1,3 млрд руб­лей на возведение моста через Вах. В этом году федеральное финансирование должно составить 1,19 млрд.

Встретившись через год, губернаторы подтвердили достигнутые ранее договоренности о строительстве мостового перехода. Объект, который соединит город Стрежевой с «большой землей», было намечено ввести в эксплуатацию в октябре 2014 года. «Несмотря на существующие сложности, сроки окончания строительства моста через реку Вах остаются прежними, — подчеркивает губернатор Сергей Жвачкин. — Жители Стрежевого ждут мост с 1970 годов, когда еще я жил и работал в этом городе. И скоро мы решим проблему транспортной доступности нашей северной столицы».

Этот километровый мост сегодня становится стратегически важным объектом как для Томской области, так и для Ханты-Мансийского автономного округа. По сию пору между территориями нет регулярного сообщения, и добраться из Томска до Нижневартовска можно либо на самолете, что непомерно дорого, или по автомобильному зимнику и платной понтонной переправе, что весьма неудобно. На нынешний день провоз тонны груза (включая вес машины) в одну сторону из Стрежевого в Нижневартовск стоит 200 руб­лей, то есть, чтобы легковому автомобилю проехать в одну сторону, необходимо не менее 400 руб­лей. «Ввод моста сильно упростит жизнь жителей обоих городов», — считает мэр Стрежевого Валерий Харахорин. А у жителей Стрежевого к дороге особый интерес — за продуктами, одеждой или медицинской помощью они ездят в Нижневартовск, где многие, кстати, находят и работу. Так что для них этот город, о чем уже упоминалось, ближе, чем Томск.

Губернатор Томской области доволен темпами работ. Все идет по плану 033_expert-sibir_28-32_2.jpg
Губернатор Томской области доволен темпами работ. Все идет по плану

Стратегический альянс

Можно сказать, что мост через Вах станет не только реальным объектом межрегио­нального сотрудничества, но и, если хотите, своего рода памятником новому, не местечковому мышлению. Ведь если раньше считалось, что переправа через Вах нужна главным образом Томской области, а конкретно — городу Стрежевому, то со временем идея строительства моста претерпела серьезное масштабирование. Например, уже сегодня на всех уровнях власти есть понимание того, что дорога «Стрежевой–Нижневартовск» по сути является частью Северной широтной дороги сообщением Пермь — Ивдель — Ханты-Мансийск — Сургут — Нижневартовск — Томск — Мариинск, которая призвана обеспечить транспортную связь нефтегазовых районов севера Западной Сибири, северного Урала и европейской части России.

«Очень большой интерес федеральных органов власти к этому транспортному коридору, и поэтому Федерация согласилась участвовать в софинансировании этого объекта, — говорит директор департамента дорожного хозяйства и транспорта Югры Алексей Вторушин. — Мы просто возвращаемся к старому нашему объекту в связи с очень большой заинтересованностью и жителей Томской области, и федеральных органов власти, и, конечно, жителей Ханты-Мансийского округа. Было серьезное, жесткое поручение премьер-министра тогда еще, а сейчас — президента, о том, что этот объект должен быть закончен с участием трех сторон: федерального бюджета, бюджета ХМАО и Томской области».

Наталья Комарова за строительством моста через Вах видит и контуры другого глобального проекта — завершение Северного широтного хода в интересах Томской области, Югры и других регионов, которые входят в зону этого транспортного коридора. Напомним, что это уже железнодорожный коридор, и масштабы его несравнимы со строительством одного даже очень большого моста.

Дело техники

А новый мост действительно большой — километр полотна, восемь опор, почти семь километров подъездных путей. Проект разрабатывался в Санкт-Петербурге, где к мостам испытывают глубокий пиетет. В Сибири, с ее множеством рек и речушек, мосты тоже в чести. Особенно такие протяженные, как мост через Вах. По прогнозам, по мосту будет ежедневно проходить больше восьми тысяч машин. Сейчас строительство объекта переходит в финальную стадию. На мостовом переходе через реку Вах работа идет 24 часа в сутки — специалисты здесь трудятся вахтами. Помимо завершения работ на самом мосте компании-подрядчику «Мостострой-11» предстоит уложить асфальтовое покрытие непосредственно на мостовом переходе и оборудовать подъездные пути. А это шесть с лишним километров трассы, которая сильно отличается от обычной дороги. Ее нужно поднимать на шесть–семь метров, поскольку работы ведутся в пойме реки. Однако это никого не пугает, и все сроки остаются в силе. Сейчас на объекте выполнено 85 процентов работ. О темпах стройки можно судить по тому факту, что еще в январе работы были выполнены лишь наполовину.

«Руководство «Мостоотряда» считает, что если финансирование будет поступать, то они готовы к осени 2014 года сдать мост в эксплуатацию. Эта цель вполне достижима и реальна, — говорит Валерий Харахорин. — Работы ведутся, причем быстро и организованно. Подъез­ды к мосту через Вах находятся в максимальной степени готовности со стороны Нижневартовска и в стадии завершения со стороны Стрежевого».

В Томской области новый мост оценивают и как серьезнейший объект регио­нальной дорожно-транспортной системы, несмотря на то, что физически он находится в другом регионе. Впрочем, условность границ между ХМАО и Томской областью очевидна так же, как и усиление экономической интеграции между двумя регионами, весьма заметное в последнее время. В июне Сергей Жвачкин проинспектировал ход строительства моста через реку Вах и остался доволен. «Впереди у строителей еще много работы, но уже сейчас видно, что мы победили, — через несколько месяцев мечта жителей нашей северной столицы сбудется, мост будет введен в эксплуатацию, — отметил губернатор. И тут же добавил немного перспективы: — Мы не ставим точку с вводом моста через Вах. Помимо строительства Северной широтной дороги у нас есть планы прямого сообщения Стрежевого с Омском — по дороге через вахтовый поселок Пионерный. Сейчас ведем переговоры с инвестором, который заинтересован в этой дороге. Работы впереди достаточно, да и рассчитываться за них государству предстоит долго, но главное, что мост построен, и это наша общая победа».

По словам Натальи Комаровой, экономический эффект от строительства моста для Томской области и Югры очевиден: от развития придорожного бизнеса до заключения экономических контрактов о снижении транспортных тарифов.

У партнеров

    Реклама