Город, который стал прототипом

Внутренний туризм
Москва, 06.07.2015
«Эксперт Сибирь» №28 (457)
Для привлечения туристов Томск решил позиционировать себя как прообраз Изумрудного города

Очевидно, что Томск обладает гораздо более мощным туристическим потенциалом, чем представляется сегодня. Въездной поток туристов достаточно слаб, и эту тенденцию город не может сломать с 1991 года, когда Томск был открыт для посещения иностранцами. Но дело даже не в зарубежных гостях — наплыва российских туристов тоже не наблюдается. Видимо, поэтому в Томске постоянно идут на различные ухищрения, чтобы сделать город узнаваемым и привлекательным для туристов. Одно из последних мероприятий такого рода — открытие туристского информационного центра, задачей которого станет продвижение нового туристического бренда города. Он связан с легендой о том, что именно Томск стал прототипом известного Изумрудного города в сказках Александра Волкова.

С открытием информационного центра томичи, конечно, несколько запоздали. В соседних регионах уже несколько лет функционируют подобные учреждения, в том числе пять центров в Республике Алтай, три центра в Кемеровской области, два — в Республике Хакасия, по одному — в Алтайском крае и Омской области. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. А вот легенда об Изумрудном городе — хороший ход. По крайней мере, два экскурсионных маршрута в Томске уже провели — «Разбитое сердце Железного Дровосека, или Любовь купеческого Томска» и «Походы Трусливого Льва по Мистическим улицам Томска».

«Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной»

«В настоящее время поставлена задача сформировать «туристическое лицо» города и выделиться среди других городов Сибирского федерального округа, — говорит советник по туризму управления культуры администрации Томска Светлана Козуб. — Большая часть туристов, особенно если говорить об иностранцах, не выбирают один город Сибири, они движутся по Транссибирской магистрали. И, если у Томска не будет собственного «туристского лица», то у путешественников не найдется веской причины для того, чтобы свернуть и пять часов ехать в город на автобусе».

В открывшемся центре томичи и гости города смогут получить необходимую информацию по отдыху в Томске — о проходящих мероприятиях, о транспорте, услугах общественного питания и о том, где разместиться на проживание. Кроме того, здесь будет представлен путеводитель с описанием всех экскурсий и досье экскурсоводов.

Смысл появления такого центра понятен. Но пока откровенно страдает туристическая инфраструктура, работы у него может быть совсем немного. Статистика утверждает, что в туристской индустрии региона с учетом смежных отраслей занято около 10 тыс. человек. Мощный научно-образовательный ресурс Томской области позволяет реализовывать многоуровневую систему подготовки кадров для сферы туризма. И все же так называемой туристской дестинации пока не получается.

По оценкам экспертов, в самом удачном с точки зрения туристической привлекательности 2013 году общий туристский поток в Томскую область составил более 750 тыс. человек, в том числе иностранных посетителей — 29,3 тыс. человек. Туристских услуг в этот год было оказано на сумму 1,4 млрд руб­лей.

Однако многих вполне правомерно смущают оценки туристского потока в Томской области. Например, по данным статистики, в коллективных средствах размещения (гостиницы, кемпинги, курорты) в 2013 году останавливалось лишь 160 тыс. человек, включая немногочисленных иностранцев. Где «бродяжничали» еще 590 тыс. туристов — неизвестно. Но как бы то ни было, в результате реализации областной программы развития туризма к 2017 году планируется увеличить туристический поток на 10%, в том числе довести число организованных туристов (гостиничных постояльцев) со 160 до 172 тысяч человек, а объем туристических услуг — до 2,3 млрд руб­лей.

Идея создания «Императорского квартала», проект музеефикации исторического квартала Томска — «Болота» — и организация Тимирязевского археологического парка пока находятся в подвешенном состоянии, так что говорить о сформированном туристическом кластере пока рано. Причины этого понятны: примерная смета только одного проекта — «Императорский квартал» — составляет более 1 млрд руб­лей. В этом смысле туристическая концепция «Томск — прототип Изумрудного города» может обойтись намного дешевле. «Туристский информационный центр предложит всем желающим отправиться в путешествие за волшебством, за сердцем, за вдохновением, тайной или знаниями по улицам Томска, — говорит Светлана Козуб. — За каждой из этих категорий кроется ряд экскурсий».

Персонажи книг Волкова уже увековечены на улицах Томска 029_expert-sibir_28.jpg
Персонажи книг Волкова уже увековечены на улицах Томска

Задумка, безусловно, способна сделать Томск прототипом Изумрудного города. Но для этого легенда должна быть невероятно правдоподобной. Несколько лет назад, еще без оглядки на туристический имидж, томичи заложили ее фундамент. А в прошлом году идею взял на вооружение томский бизнес — в городе открылся крупнейший торговый центр «Изумрудный город», неподалеку от которого был установлен памятник персонажам книги Александра Волкова.

Волшебник и его город

О том, что писатель Александр Волков был связан с Томском своей студенческой юностью, стало известно в 2001 году. Спустя четверть века после его смерти. Однажды завкафедрой культурологии и истории Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) Мария Войтеховская, работая над книгой «Томский учительский институт: возвращенная история», обнаружила в архивах имя студента А.М. Волкова. Оказалось, тот самый. Узнав, что Волков числится в выпускниках ТГПУ, Татьяна Галкина — нынешний декан историко-филологического факультета — взялась за дело. Нашла его внучку, Калерию Вивиановну, а та передала университету многие личные вещи своего деда. В 2002 году на первом этаже того самого корпуса, где учился будущий писатель, открылся первый в России детский музей писателя Александра Волкова.

«Чем я обязан Томску? Начну с категорического утверждения: всем, чего я достиг в жизни, и, быть может, даже и самим своим долголетием я обязан тому, что в глубине Сибири, на берегу быстрой Томи, стоит город Томск», — писал Александр Волков в автобиографическом очерке «Невозвратное».

Волков поступил в Томский учительский институт в 1907 году. Сначала у института не было отдельного здания, его классы располагались в частном двухэтажном доме. В 1905 году за счет казны для него был построен учебный корпус на пересечении улиц Киевской и Александровской (теперь улица Герцена). Там воспитанники Института и учились, и жили. Учитывая, что вокруг находилось большое количество великолепных образцов деревянного зодчества, вполне могло статься, что Волков уже тогда мог считать город «сказочным». А когда через двадцать с лишним лет ему в руки попала книга Баума, образ этот ожил и трансформировался. Сейчас об этом можно гадать.

Однако то, что когда-то могло ожить в мыслях писателя Волкова — деревянная архитектура Томска, — сегодня, можно сказать, дышит на ладан. Одной из «горячих» и пока не решенных проблем Томска является восстановление и реконструкция объектов деревянного зодчества. Без которых, собственно, никакого Изумрудного города и быть не может.

«Сегодня определен перечень из 701 дома (статус памятников имеют только 189 из них. — Ред.), на бюджетное финансирование, на ремонты и восстановление которых нужно порядка 100 миллионов руб­лей в год, — говорит председатель Думы города Томска Сергей Ильиных. — Суммы, для нас недоступные. Мы сегодня хотим, чтобы были найдены механизмы, которые смогли бы повысить интерес инвесторов и потенциальных покупателей таких домов, пользователей таких домов к вложению денег в восстановление этих объектов».

Найти хорошего инвестора для каждого из семи сотен домов — задача невыполнимая. Поэтому сегодня Дума прорабатывает этот вопрос и предлагает разделить весь список домов, требующих ремонта и реконструкции, на две части. К первой отнести дома-памятники регио­нального и федерального значения, реконструкция которых должна проходить в строгом соответствии с правилами и с использованием только традиционных материалов. Ко второй части предполагается отнести дома фоновой застройки, которые не являются памятниками, а формируют определенную среду в микрорайонах.

«Мы предлагаем рассмотреть возможность их восстановления не в строгом соответствии с оригиналом — с использованием современных материалов, но с сохранением внешних параметров: высоты, цвета стен, окон. Это явно повысит интерес потенциальных инвесторов к вложению в эти проекты средств: такие не деревянные дома они смогут эксплуатировать наравне с другими, что, естественно, немаловажно», — отметил Ильиных.

Однако, увы. На сохранение деревянной архитектуры города запланировано 64,9 млн руб­лей. Основные источники — программа сохранения деревянного зодчества — 10 млн руб­лей и подпрограмма «Капитальный ремонт многоквартирных домов» (программа «Доступное и комфортное жилье») — 54,9 млн руб­лей.

По словам председателя комитета по сохранению исторического наследия администрации Томска Никиты Кирсанова, эти средства планируется потратить на проведение ремонтных работ на 19 объектах деревянного зодчества. На все дома денег катастрофически не хватает. Получается, с одной стороны — Изумрудный город, а с другой — подпорки, чтобы он не развалился.

Впрочем, низкий спрос населения на услуги внутреннего туризма Томской области связан, конечно, не только и не сколько с плачевным состоянием деревянной архитектуры. Играет свою роль географическое положение Томска и высокие транспортные издержки. Отсутствуют программы поддержки фирм, занимающихся въездным туризмом, нет пока яркого и мощного бренда, точного позиционирования города и т.д. В результате Томск, по большому счету, проигрывает конкурентные позиции на туристическом рынке другим областям Сибирского федерального округа. Трагедии в этом нет. Эксперты утверждают, что при целенаправленной регио­нальной политике можно нейтрализовать большинство слабых сторон туристского потенциала Томской области. Это значит, что Томск вполне может стать прообразом Изумрудного города, но для этого нужны не только деньги, а еще немного воображения и энергии.

Тогда люди, путешествующие по Транссибу не будут спрашивать у соседей по купе: «Томск? А что там?», а будут точно знать, что едут в город, где можно получить мозги, вернуть утраченное сердце или обрести потерянную смелость. А может быть, и что-то еще.

У партнеров

    Реклама