Конец навигации

Крупнейшая судоходная компания Сибири завершила сезон

На реках Томской области завершается навигация. Флот ОАО «Томская судоходная компания» постепенно прибывает в Томск и встает на зимовку в затоны. Точной даты завершения навигации еще нет, но речники говорят, что все суда вернутся в Томск до начала ноября. А метеорологи утверждают, что уже к 4 ноября Томь может сковать льдом.

Как бы то ни было, сезон для речников выдался успешным. В судоходной компании уже подводят итоги навигации и констатируют, что намеченные планы компания выполнила. География осталась неизменной — Алтайский край, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Новосибирская и Тюменская области. Всего за навигационный период силами «Томской судоходной компании» перевезено более 4 млн тонн груза. По итогам года компания рассчитывает на положительный финансовый результат — примерно на 8% выше, чем в 2014 году. Возможным это стало за счет выполненных работ для нефтяных компаний. В целом по холдингу объем выручки составит порядка 8 млрд руб­лей.

Строители и гравий

Непредсказуемая сибирская погода в прошлом году оставила на зиму около тридцати судов компании в районе Нижневартовска. Практически все они возвращались из Стрежевого (город нефтяников в Томской области), но несколько не добрались даже туда — замерзли в протоке. Многие шли из Тобольска в Томск, когда река раньше положенного срока покрылась льдом. Три теплохода следом замерзли на Иртыше. В нынешнем году такой ситуации в компании намерены избежать.

С мая по июль вода в Томи стояла выше обычного уровня, и сейчас Томь довольно полноводна. Навигация в Томской области еще не завершена, в пути находятся суда из северных районов области — всего около семидесяти единиц флота. Но основная проблема не в том, чтобы вернуть флот на место. Текущий кризис больно ударил по речникам, из-за чего они понесли серьезные убытки.

«Почти полностью мы выполнили программу по всем нефтяным компаниям. Но провалились по строительному комплексу, особенно томскому, — говорит председатель совета директоров ОАО «Томская судоходная компания» Владимир Кноль. — Строители прилично свернули объем работ по всем направлениям. В начале года были заключены договоры на поставку нерудных строительных материалов. Мы традиционно их всегда выполняли. В этот раз тоже выполнили в полном объеме, то есть добыли необходимое количество песчано-гравийной смеси для переработки и поставки продукции железобетонным заводам. Но, к сожалению, в течение лета они значительно сократили свои объемы работ, и мы понесли большие издержки — не реализовали все то, что было заготовлено».

Владимир Кноль: «Навигация прошла успешно» 047_expert-sibir_45-46.jpg
Владимир Кноль: «Навигация прошла успешно»

Увы, тенденция последних лет — снижение объемов поставок для строительной отрасли Сибири. Если еще в 2013 году «Томская судоходная компания» в общей сложности поставляли строителям и дорожникам 1,4 млн тонн местных материалов, то в 2015 году эта цифра едва ли дотягивает до 700 тыс. тонн. «Не знаю, что будет дальше, но мы, объективно оценивая ситуацию, чувствуем, что в 2016 году изменения в положительную сторону вряд ли произойдут. На будущий год объем добычи, думаю, будет в пределах 500 тысяч тонн, не больше», — констатирует Кноль.

По словам главы компании, в 2013 году «ТСК» добыла 1,5 млн тонн гравия, в 2014 — 1,2 млн тонн, а в 2015 — 1 млн тонн. При этом реализовать в 2015 году удалось лишь 700 тыс. тонн добытого гравия, что компания напрямую связывает с падением спроса на данный материал.

Для «Томской судоходной компании» добыча гравия — низкорентабельный вид деятельности. Однако завершить его полностью не позволяют два момента. Во-первых, придется уволить большое количество сотрудников «ТСК». Во-вторых, остановка добычи лишит регион собственного гравия, а покупка материала в других областях будет значительно дороже.

«Я готов и сегодня завершить добычу — нам она ничего не дает, это очень низкорентабельный вид деятельности. Но жалко технику — на этом комплексе работает 450 человек, — поясняет глава компании. — Сокращение объемов добычи уже сказалось: если раньше у нас работало шесть плавучих заводов, то в эту навигацию уже четыре. Два завода были остановлены, и мы безвозвратно потеряли экипаж, потому что специфика работы такая, что на рынке труда не найдешь таких специалистов, их надо готовить годами»

Корабли и грузы

Несмотря ни на что, итог судоходной кампании-2015 томичи оценивают положительно. «Объем выручки по всему холдингу — порядка восьми миллиардов руб­лей. В целом у нас во все бюджеты будет перечислено порядка 600 миллионов руб­лей. У нас нет задолженностей ни по налогам, ни по зарплате», — говорит Кноль.

И все было бы прекрасно, если бы не один момент. Самусьский судостроительный завод, который судоходная компания приобрела несколько лет назад (вывести завод из состояния банкротства в 2010 году получилось за счет федеральной целевой программы «Возрождение технического флота»), остался практически без заказов. Сегодня «Томская судоходная компания» вынуждена перепрофилировать единственный за Уралом завод, специализирующийся на строительстве речного флота, на производство металлоконструкций. Сотрудники компании объясняют этот факт просто — в 2015 году почти все профильные федеральные программы оказались свернуты, в том числе по строительству технического флота, и завод оказался без заказов. Чтобы выдержать удар, «ТСК» перевела деятельность завода на изготовление металлоконструкций для нефтяных компаний. В частности, завод планирует сотрудничать с нефтегазодобывающими предприятиями Уренгоя, Нефтеюганска, с «Роснефтью» в рамках разработки Ванкора.

По словам Владимира Кноля, по федеральной программе «Возрождение технического флота России» предприятие за последние годы построило девятнадцать единиц флота, за счет чего удалось практически с нуля сформировать новый коллектив завода. Однако в нынешнем году практически все федеральные программы были свернуты, свернули и строительство техфлота. В результате завод оказался без заказов. «Я очень болезненно отношусь к этому, поскольку наш Самусьский судостроительный завод — практически единственный судоремонтный завод за Уралом, который может строить речные технические суда», — сетует Владимир Кноль.

В 2015 году завод достроил одно судно для Казахстана — тысячетонную баржу, которая сих пор стоит на верфи. Завод не можем ее отдать, потому что Казахстан за нее не рассчитался. А из нового в этом году здесь ничего не строили, заказов нет. Завод выполняет объемы только по металлоконструкциям и судоремонту. Глава компании поясняет, что сейчас у «Томской судоходной компании» имеется более 400 единиц флота, износ которого достиг 80%. В этом году компания планирует удвоить объем средств на судоремонт — на эти цели будет направлено 140 млн руб­лей. «В советское время срок службы судов был не более 25 лет. К сожалению, сегодня у нас нет ни одного судна младше 25 лет. Самым молодым единицам флота — 30–35 лет. Они, конечно, будут еще работать, но чем старше судно, тем больше ежегодно надо вкладывать деньги в его капитальный ремонт, восстановительные работы, — говорить Кноль. — В то же время мы не можем строить новый флот, потому что процентные ставки по кредитам, которые выдаются на три–пять лет, нереальны. Надо, чтобы кредиты выдавались на 15–20 лет с процентной ставкой 4–5%. Иначе мы никогда не рассчитаемся за эти ссуды. Сейчас прорабатываем контракт с АЛРОСА по изготовлению емкостей на 88 млн руб­лей, есть наметки на заказ нескольких единиц флота со стороны ХМАО. Будем надеяться, что это даст возможность в 2016 году сохранить коллектив».