Сеть заброшена на Северный Кавказ

Арина Барсукова
15 октября 2007, 00:00
  Юг

Энергетическую отрасль региона планируется окончательно реформировать силами сетевой компании Северного Кавказа, под управлением которой собрались лидеры и аутсайдеры южных энергосетей

Прошедшим летом зарегистрировано ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» (МРСК СК). Ранее оно называлось ОАО «Южная сетевая компания».

В управление МРСК СК вошли как экономически эффективные компании, в частности, ОАО «Ставропольэнерго», ОАО «Кавказская энергетическая управляющая компания» (КЭУК), объединяющее сетевые комплексы Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, Северной Осетии-Алании, так и проблемные компании Дагестана, Ингушетии и Чечни.

О реорганизации энергетического хозяйства Северного Кавказа, целях и задачах, стоящих перед управляющей компанией «Эксперту ЮГ» рассказал генеральный директор МРСК СК Магомед Каитов.

— Магомед Кадыевич, прежде всего, расскажите, пожалуйста, о цели создания возглавляемой вами компании.

— ОАО «МРСК Северного Кавказа» со­здано в рамках общей схемы реформирования российской электроэнергетики для консолидации распределительных сетей на территории Северного Кавказа. Компания работает на территории восьми субъектов юга России с почти девятимиллионным населением. Она управляет распределительными сетевыми комплексами шести субъектов юга России, а также — и в этом его отличие от аналогичных компаний, созданных в других регионах страны, — шестью энергосбытовыми компаниями. Последнее обусловлено социально-экономическими реалиями в регионе. Особенности менталитета населения и политической обстановки требуют, чтобы в течение некоторого переходного периода была сохранена координация деятельности между сетевыми и сбытовыми компаниями. Без этого решение задачи обеспечения платежей на настоящем этапе возможным не представляется. Кроме того, под нашим управлением находится энергосистема Чеченской Республики, где еще предстоит завершить реформирование.

— Какое хозяйство досталось вашей компании?

— Его можно оценивать с двух сторон: технической и экономической.

Техническое состояние электросетевого комплекса в целом такое же, что и по всей стране — износ составляет порядка 70%. На протяжении десятилетий затраты на текущие ремонты, реконструкцию и техперевооружение были недостаточными, чтобы обеспечить в должном объеме развитие энергопредприятий: на это не хватало средств. В условиях стагнации на региональном уровне это не сказывалось на развитии экономики: существующей мощности инфраструктуры было достаточно.

С другой стороны, под управление ОАО «МРСК Северного Кавказа» вошли финансово разнородные компании. Можно выделить рентабельные, динамично развивающиеся, например ОАО «Кавказская энергетическая управляющая компания» («КЭУК»). Созданное как управляющая организация, оно приобрело статус сетевой операционной компании в результате реформирования энергосистем Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии. Устойчивое финансово-экономическое положение и у ОАО «Ставропольэнерго».

Под нашим управлением работают и компании, испытывающие ряд системных проблем производственного и управленческого характера и функционирующие
в условиях сложной внешней среды — ОАО «Дагэнерго», ОАО «Ингушэнерго» и ОАО «Нурэнерго», которое обеспечивает электроснабжение Чеченской Республики.

— Вы назвали среди вполне благополучных компаний ОАО «КЭУК». Но известно, что на территории, где она действует, еще в 2001 году собирали только 40% текущих платежей, а уже за три-четыре года они выросли до 100%. Как вам это удалось?

— На Северном Кавказе не так много крупных промышленных компаний, основные потребители здесь — бюджетные и бюджетозависимые предприятия, прежде всего из сферы ЖКХ. Они накопили многомиллионные долги перед энергетиками. А низкий жизненный уровень населения, которое в структуре потребления до сих пор занимает господствующее положение, также негативно сказывался на сборе платежей.

Для кардинального изменения сложившейся ситуации РАО «ЕЭС России» создало ОАО «КЭУК», которое реализовало задачи по финансовому оздоровлению управляемых обществ, используя систему методов антикризисного управления. Не скрою, что нередко приходилось прибегать и к непопулярному методу воздействия на неплательщиков — отключения недобросовестных потребителей.

На мой взгляд, главное, что удалось сделать за эти годы — кардинально изменить отношение всех контрагентов — от первых лиц регионов и руководителей крупных предприятий до бытовых потребителей — к своевременной оплате нашей продукции.

Сегодня мы внедряем автоматизированную систему учета электроэнергии
(АИСКУЭ), что в ближайшем будущем позволит оперативно и адресно отслеживать отпуск энергии, в массовом порядке за свой счет меняем счетчики у конечных потребителей на современные электронные. На это уходят значительные средства — порядка тысячи рублей стоит замена одного счетчика, но в нашей ситуации эти затраты окупаются за три месяца!

Что касается внутренних бизнес-про­цессов, то стоит выделить структурные преобразования — оптимизацию штата, создание подразделений по экономической безопасности, внедрение кад­рового аудита. Отмечу и долгую, кропотливую работу с собственным персоналом, направленную на изменение отношения к работе и пресечение неформальных связей с потребителями: известно, что хищение электроэнергии в ряде случаев происходит не без участия работников энергокомпаний.

— Какими средствами вы намерены добиться финансового оздоровления проблемных компаний?

— Каждая из них работает в специфических условиях, и рецепты здесь разные.

В Дагестане, например, тарифы долгое время были оторваны от реальности, деньги с населения за потребленную электроэнергию собирались в минимальных объемах, с воровством не боролись. Внешне ситуация критической не казалась за счет компенсации поступлений от продажи дешевой электроэнергии гидроэлектростанций. Реорганизация ОАО «Дагэнерго» в рамках реструктуризации отрасли, вывод генерации на оптовый рынок, выявили всю остроту проблемы. Сейчас Правительство РФ вынуждено субсидировать стоимость электроэнергии для потребителей республики в колоссальных размерах: объем госпомощи в 2007 году составил 2,38 млрд руб. Очевидно, что энерготарифы в этой республике в ближайшие годы будут расти быстрее, чем в соседних регионах, прежде чем достигнут экономически обоснованного уровня.

Иначе обстоит дело в Чеченской Республике, где к настоящему моменту восстановлены основные объекты сетевого хозяйства. У нас с руководством Чечни есть единое понимание ситуации и договоренности о совместной работе. В первую очередь это касается оплаты за потребленную электроэнергию. Если в 2005 году ее уровень составлял всего 19 процентов, в 2006-м — 56, в этом году совместно с властями республики мы планируем довести его до 75 процентов. РАО «ЕЭС России» и руководство республики договорились о создании компании, объединяющей все электросетевые активы. 51 процент ее уставного капитала будет принадлежать РАО «ЕЭС России», 49 процентов — правительству ЧР.

В Ингушетии практически отсутствует промышленность, основным потребителем является население, а с него взимать плату сложно всегда, тем более республике, где уровень доходов на душу населения один из самых низких в ЮФО, а крупными потребителями считаются продовольственные рынки. Отсюда — высокие сверхнормативные потери энергии и затраты на ее передачу. Налицо проблема социально-экономическая, решение которой не под силу энергетикам. Здесь необходима государственная политика.

— Когда вы планируете перейти на единую акцию? В какой форме?

— До 1 апреля 2008 года ОАО «МРСК Северного Кавказа» станет единой сетевой операционной компанией. Реорганизация произойдет в форме присоединения к ней региональных сетевых и энергосбытовых компаний. Корпоративные процедуры в этом направлении уже запущены.

— Когда акции компании появятся на биржевых площадках?

— Вывод акций планируется на ММВБ и РТС ориентировочно в третьем квартале 2008 года.

— Планируется ли прохождение процедуры листинга?

— Ответить на этот вопрос сегодня достаточно сложно. Тем не менее, регулярно готовить отчетность по МСФО мы будем начиная с 2008 года.

— Как выглядит ваша инвестиционная программа?

— До 2011 года мы планируем инвестировать 6 млрд руб. на строительство сетей для возводимых ГЭС, увеличение мощности имеющихся потребителей, присоединение к электрическим сетям новых.
В рамках инвестпрограммы предполагается замена основного оборудования на 34, увеличение мощности 38 подстанций, строительство новых подстанций, проведение реконструкции 1 389 км воздушных линий электропередачи, внедрение современных систем защиты и автоматики и др.

— За счет каких средств планируется финансировать инвестиционную программу?

— Источниками будут собственные средства (амортизационные отчисления, прибыль) и заемные. Привлечь заемные средства планируем и путем размещения облигационного займа, что возможно уже в следующем году. Сейчас ведется работа по выбору андеррайтера, обсуждаются основные параметры размещения.

— Когда, на ваш взгляд, может произойти продажа энергосбытовых компаний, находящихся в управлении вашей компании?

— Сегодня в нашем регионе объективно отсутствуют предпосылки самостоятельной работы сбытовых компаний: велики риски неэффективного поведения сбытов, нанесения ущерба потребителям. Но через год-два эти компании можно и нужно будет продавать. Уже сейчас мы поэтапно сворачиваем чисто административное управление сбытами. Кстати, сбытовые компании, образованные на базе энергосистем, прошедших антикризисное управление в составе ОАО «КЭУК», по финансовым показателям уже сегодня вышли на необходимый уровень рентабельности.

— Какие текущие задачи стоят перед ОАО «МРСК Северного Кавказа»?

— Сегодня перед нами стоят три задачи. Первая — обеспечение надежного энергоснабжения потребителей, поддержание и развитие сетевого хозяйства, снижение уровня износа основных фондов. Достигнутые финансовые результаты большинства управляемых компаний позволяют нам год от года наращивать объемы ремонтов и техперевооружения.

Вторая задача заключается в минимизации потерь электроэнергии. Сегодня они остаются выше нормативных, особенно в Дагестане, Ингушетии и Чечне.

Третья задача связана с повышением уровня охраны труда, сохранением и повышением квалификации кадров. По ряду рабочих специальностей мы ощущаем дефицит.

— Какими вы видите цели развития ОАО «МРСК Северного Кавказа» после реорганизации РАО «ЕЭС России»?

— К моменту завершения реформы электроэнергетики будет создан Холдинг МРСК, к которому перейдет корпоративное управление нашей компанией. Контрольный пакет холдинга будет принадлежать государству. Доля Холдинга МРСК в сетевых компаниях будет не ниже 50 процентов уставного капитала плюс 1 акция. Основными целями компании будут повышение капитализации, обеспечение качественного бесперебойного энергоснабжения, удовлетворение потребности в электроэнергии растущей экономики и социальной сферы региона. В перспективе возможна подготовка компании к проведению допэмиссии акций с целью получения инвестиционных средств.