В ожидании кризиса и Олимпиады

Евгения Кочетова
3 ноября 2008, 00:00
  Юг

Страховой рынок ЮФО в первом полугодии продолжал достаточно активно расти. По оценкам игроков, последствия кризиса скажутся на нём только в следующем году

Темпы роста страхового рынка ЮФО по-прежнему остаются одними из самых высоких в России. В среднем по стране объём собираемой премии увеличился по сравнению с первым полугодием 2007 года на 24,5%, в то время как на юге России рост составил почти 40%. И всё же ЮФО продолжает оставаться на шестом месте среди федеральных округов как по объёмам собираемой премии, так и по суммам страховых выплат (см. график 1).

Основные тенденции развития страхового рынка те же, что и в прошлом году, — сокращение числа страховых компаний и, как следствие, процесс концентрации, структурирование рынка в связи с отраслевой специализацией.

Влияние мирового финансового кризиса на рынок оценивается двояко. С одной стороны, многие компании будут вынуждены уйти с рынка, потому что снизится прибыль от инвестирования средств и увеличатся выплаты по страхованию коммерческих рисков. С другой — ожидается рост сегмента страхования бизнес-рисков.

Отставание от лидеров

В рост премий основную лепту внесли два субъекта Южного округа. Доля Ростовской области в совокупной страховой премии ЮФО увеличилась с 20,6% в первом полугодии 2007 года до 27% в 2008 году. Краснодарский край увеличил долю в премии с 28,5% до 31%.

Существующее неравномерное распределение страховой премии обусловлено разной степенью экономического развития регионов и соответствует распределению страховых организаций по территории ЮФО. Бесспорным лидером по числу страховых организаций продолжает оставаться Ростовская область, здесь зарегистрировано больше 40% южнороссийских страховщиков (см. график 2).

В семи регионах ЮФО местные страховые компании просто отсутствуют. Продолжает увеличиваться разрыв между экономически развитыми регионами и республиками Северного Кавказа, в которых страховой рынок в ближайшее время вряд ли существенно вырастет; это обусловлено общим состоянием экономики и политической нестабильностью в этих регионах.

В 2008 году продолжается сокращение числа страховых организаций. За 2007 год количество страховщиков на рынке сократилось на 61 компанию — на 1 января 2008 года в едином государственном реестре субъектов страхового дела было зарегистрировано 857 страховых организаций; годом ранее их было 918. Сокращение в основном происходит за счёт местных компаний, их вытесняют с рынка федеральные игроки. Этот процесс идёт с 2002 года и стал уже привычным для страхового рынка. Усиление контрольных мер со стороны надзорного органа, активизация сделок слияния и поглощения страховых организаций, рост конкуренции — всё это способствует уходу с рынка небольших компаний. В то же время общее число страховщиков, работающих на южнороссийском рынке, увеличивается за счёт игроков федерального масштаба. В этом отношении Юг вполне укладывается в общероссийскую тенденцию: по данным страховой компании «Основа», ежегодно с российского страхового рынка уходит от 30 до 50 компаний. Причин несколько: это и ужесточившиеся требования к страховщикам, и выход на российский рынок иностранных компаний. В то же время основные игроки из первой сотни год от года наращивают объём страховых сборов, увеличивают свои расходы на ведение дел — вот маленьким компаниям и становится всё трудней выживать на страховом рынке.

Стабильный рост, который в последние два года демонстрирует страховой рынок ЮФО, обусловлен целым рядом факторов. «Высокая динамика, в частности, обеспечена подготовкой к Олимпиаде-2014», — считает руководитель дивизиона «Юг» группы «Ренессанс Страхование» Константин Городецкий. Кроме того, по его мнению, в последнее время всё больше предпринимателей обращают внимание на страхование, как наиболее простой и удобный способ защиты и развития бизнеса.

И всё же в основном рост обеспечивают обязательные виды страхования — в первую очередь, конечно, ОМС. Роль предстоящей Олимпиады в данном случае носит скорее косвенный характер. Грандиозная стройка, разворачивающаяся на Черноморском побережье, разумеется, стала источником новых рабочих мест, соответственно, увеличилось число застрахованных. Но нельзя сбрасывать со счетов и развитие экономики регионов, не связанное с Олимпиадой. Появление новых предприятий, расширение имеющихся производств в Ростовской и Волгоградской областях, постепенный выход бизнеса из теневого сектора, восстановление экономики Чеченской Республики — всё это приводит к росту сегмента ОМС на страховом рынке.

Но продолжают действовать и факторы, препятствующие динамичному развитию рынка. «Основная проблема страховщиков в регионах, как и на федеральном рынке, одна и та же: недостаточная платёжеспособность населения и предприятий, — считает руководитель центра стратегических исследований “Росгосстраха” Алексей Зубец. — Это главное препятствие для роста сбора премий на нашем страховом рынке».

По сегментам

Всё сильнее наблюдается на южнороссийском рынке эффект специализации. Количество компаний, работающих в секторе общего страхования, сократилось на 13%. Появляется всё больше игроков, выбравших для себя один-два вида страхования. Впрочем, называть их совсем новыми было бы некорректно. Речь идёт скорее о выделении крупными игроками специализированных структурных подразделений.

Пока что этот процесс наиболее ярко прослеживается в медицинском страховании — практически у всех компаний-лидеров есть «дочки», специализирующиеся на ОМС. Постепенно отпочковываются от крупных страховщиков компании, специализирующиеся на страховании жизни. Правда, на юге России этот сегмент пока не развит. Если судить по структуре страхового портфеля, жизнь жители ЮФО ценят гораздо ниже имущества. Ряд компаний, в частности, «Росгосстрах», пытается переломить эту практику, вводя новые программы накопительного страхования.

В структуре южнороссийского портфеля продолжают преобладать обязательные виды страхования. Безусловный лидер — ОМС: 75% от общей суммы страховых премий в ЮФО. На втором месте имущественное страхование, которое в принципе считается добровольным, но в основном его составляют обусловленное требованием банков при ипотечном кредитовании страхование жилья и такое же требование застраховать автомобиль при получении автокредита (см. график 3). Такой перевес обязательных видов говорит о всё ещё низком уровне страховой культуры, о том, что жители ЮФО пока не воспринимают страхование как финансовый инструмент.

В предстоящий год, по нашим оценкам, число страховых компаний продолжит сокращаться, что обусловлено как усилением конкуренции со стороны крупных финансовых групп, так и приходом на страховой рынок иностранных инвесторов. Продолжится структурное разделение компаний, действующих на рынке, по отраслям страхования. В первую очередь произойдёт окончательное выделение страхования жизни из общего. На этом фоне всё большую актуальность будут приобретать классические схемы страхования жизни, которые со времён распада СССР практически не применялись, поскольку народ тогда утратил доверие к накопительному страхованию. Рост юридической грамотности населения, усиление профессионализма менеджмента компаний позволяют прогнозировать постепенный рост в секторе страхования профессиональной ответственности.

В целом по страховому рынку ЮФО темпы прироста премий в ближайшее время замедлятся, поскольку ёмкость рынка обязательного страхования всё же не бесконечна, а добровольные виды пока не могут обеспечить столь же высоких темпов. Развитие добровольного сектора напрямую связано с ростом экономики — так что это дело не одного года.

Кризис в перспективе

Мировой финансовый кризис, по словам г-на Городецкого, на страховом рынке пока вообще не отразился. Экономические сложности ещё никак не повлияли на состояние страхового рынка. Темпы роста рынка остаются высокими — по итогам шести месяцев прирост страховых премий по стране по сравнению с 1-м полугодием прошлого года составил 24%. В то же время трудности с кредитованием предприятий могут заметно ограничить их финансовые возможности, что в конечном итоге приведёт к некоторому замедлению роста премий. «В перспективе возможно снижение темпов кредитования, что повлечёт за собой и сокращение объёмов бизнеса, приходящегося на банковские каналы, — считает эксперт. — Из-за проблем на фондовом рынке доходность от инвестиций в этом году будет ниже, чем все ожидали. При этом если компания соблюдала все требования Минфина по размещению резервов и собственных средств, по собственной капитализации, если хорошо выстроены система урегулирования убытков, перестраховочная защита, налицо правильная тарифная политика и достаточно диверсифицированный портфель, серьёзных сложностей у компании возникнуть не должно. Плохо придётся только участникам рынка, не соответствующим этим требованиям».

«Если говорить об итогах полугодия, то на них кризис не отразился, — сообщил “Эксперту ЮГ” директор территориального управления ГСК “Югория” по ЮФО, генеральный директор Южнороссийского союза страховщиков Юрий Кулик. — Аналитики ещё в апреле почувствовали грядущие трудности; речь идёт, конечно, об ипотеке. По итогам девяти месяцев можно сказать, что есть незначительное снижение в части работы страховых компаний с банками. Начинает падать объём страховых премий, который проходит через банковские структуры. Это ипотека, автокредитование и страхование залогового имущества. Основное падение на страховом рынке придётся на четвёртый квартал».

Речь в данном случае идёт не только о страховом рынке ЮФО, но и о российском. По мнению главы «Ингосстраха» Александра Григорьева, кризис докатится до страховщиков только к следующему лету и унесёт жизни многих мелких компаний. Он считает, что при углублении финансового кризиса в России к лету следующего года в списке действующих страховщиков может остаться 300 компаний из более чем 800 нынешних.

«Если проанализировать страховой портфель, убрав из него ОМС (страхование государственное, которым занимаются специализированные компании), то мы увидим, что 46 процентов портфеля — имущественное страхование. Из них 35 процентов — это добровольное страхование автотранспорта, — говорит Юрий Кулик. — Таким образом, ОСАГО и КАСКО вместе займут около 75 процентов портфеля. Это — премии. Но есть же ещё и выплаты. Так вот, если объём выплат начнёт превышать объём премий, тогда начнутся проблемы, которые могут стать причиной слияний и поглощений на рынке».

Помимо сокращения числа конкурентов, страховщики ожидают от кризиса и повышения активности бизнесменов в части страхования рисков. По словам Константина Городецкого, даже сравнительно небольшие убытки вызывают потребность в срочном дополнительном финансировании. При этом неблагоприятная рыночная конъюнктура вынуждает банки ужесточать условия кредитования или вовсе приостанавливать соответствующие программы. В результате оперативно привлечь необходимые для покрытия убытков в случае форс-мажора средства стало непросто. В такой ситуации страхование превращается в наиболее эффективный инструмент финансовой защиты. Впрочем, такой оптимизм разделяют не все — ведь вопросы страхования финансовых рисков для филиалов страховых компаний, работающих в регионах, всегда были закрытой темой. Головные компании с большой неохотой согласовывали договоры по страхованию подобных рисков, заключённые филиалами. В настоящее время — тем более.