Щебень в бутылочном горлышке

Тема недели
Москва, 08.06.2009
«Эксперт Юг» №21-22 (60)
С подачи чиновников принято считать аксиомой утверждение о том, что олимпийская стройка станет настоящим локомотивом для строительной отрасли южного региона. Но, если разобраться, региональные производители стройматериалов и строители рискуют не использовать этот шанс

Один из поводов, благодаря которому к олимпийской строке приросло определение «локомотив отрасли», содержится в прогнозе потребности проекта в строительных материалах, составленном госкорпорацией «Олимпстрой» в первой половине 2008 года. Согласно этому прогнозу, в период с 2009 по 2012 годы общая потребность проектов строительства спортивных сооружений и инфраструктуры в инертно-строительных грузах составляет почти 101 млн тонн. Большая часть — около 76 млн тонн — приходится на объекты, расположить которые предполагается в Имеретинской низменности и на транспортную инфраструктуру.

Цифры, представленные «Олимпстроем», действительно впечатляют (см. таблицу). Так, в нынешнем году строителям спортивных объектов потребуется около 11,3 млн тонн щебня, 5,9 млн тонн песка и 1,47 млн тонн цемента. В два последующих года потребности строителей вырастут — до 19 млн тонн щебня и почти 3 млн тонн цемента в год. Эти объёмы — лакомый кусок для поставщиков, но низкая пропускная способность дорожной инфраструктуры может помешать доставить эти грузы. А в тендерах на проведение строительных работ пока выигрывают крупные строительные компании, имеющие большой опыт выполнения сложных проектов. Таких на Юге единицы — видимо, региональным строителям в основном придётся довольствоваться статусом субподрядчиков.

Дорожные ветки трещат

Низкую активность сочинских строителей в «Новоросцементе» объясняют тем, что доставка цемента из Новороссийска в Сочи затруднена из-за высокого уровня загрузки транспортной инфраструктуры

Цементные заводы ЮФО — «Новоросцемент», «Кавказцемент», «Себряковцемент», «Атакайцемент» — способны выпускать до 9,7 млн тонн продукции в год. По подсчётам директора «Донской технической компании» (крупный дистрибьютор и импортёр цемента) Ирины Государской, имеющихся в округе мощностей достаточно для «обеспечения текущего спроса строительных организаций ЮФО и строительства олимпийской инфраструктуры». Однако, по её замечанию, рост потребностей олимпийских строителей может привести к дефициту цемента в центральных регионах России. «Потребители в центральных областях в настоящее время получают цемент в том числе и с Юга, — говорит г-жа Государская. — В результате через некоторое время для них может не остаться “свободного” цемента. Развитие ситуации с дефицитом в центральных регионах, на мой взгляд, будет зависеть от позиции холдинга “Евроцемент”, в который, помимо “Кавказцемента”, входит 13 заводов, из которых 8 обеспечивают цементом центральную часть страны».

Впрочем, сами производители цемента сейчас в большей степени обеспокоены другой проблемой — доставкой строительных материалов в район олимпийской стройки. В пресс-службе «Новоросцемента» «Эксперту ЮГ» сообщили, что рассчитывают на рост заказов от подрядчиков «Олимпстроя», однако в настоящее время объёмы отгружаемой в направлении Сочи продукции незначительны. При этом завод обладает ресурсом для увеличения производства: из-за связанного с кризисом спада спроса на строительные материалы «Новоросцемент» снизил в первом квартале отгрузку цемента на 19% (до 697 тысяч тонн) по сравнению с показателями прошлого года. Низкую активность сочинских строителей в «Новоросцементе» объясняют, в том числе, тем, что доставка цемента из Новороссийска в Сочи автомобильным или железнодорожным транспортом затруднена из-за высокого уровня загрузки транспортной инфраструктуры.

С такими же трудностями столкнутся и компании, планирующие поставлять в Сочи песок и щебень. «Загруженность железнодорожных веток, ведущих к Сочи, наверняка будет главной проблемой для поставщиков строительных материалов в течение ближайшего года. По этой причине, в частности, строители, нуждающиеся в щебне и гравии, будут ориентироваться в первую очередь на карьеры, расположенные вблизи Сочи, — считает Денис Усольцев, руководитель отдела маркетинга ООО “БазэлЦемент”. — В дальнейшем, когда вступит в строй морской терминал в Имеретинской низменности, выбор поставщиков будет определяться тем, кому из них удастся создать наиболее оптимальную логистику. Не исключено, что щебень окажется выгодно поставлять по морю — в том числе с Украины или из Турции».

По мнению аналитика ИФК «Солид» Игоря Захидова, мощностей по сыпучим стройматериалам ЮФО для масштабного олимпийского строительства не хватит, и их придётся завозить из близлежащих регионов. При этом, считает эксперт, эффект от снижения в результате кризиса цен на стройматериалы будет нивелирован ростом транспортного плеча.

 

Проблема щебня

Добыча щебня в районе Большого Сочи уже привела к конфликту между строителями, с одной стороны, и надзорными органами и экологами — с другой. В начале июня глава Минприроды РФ Юрий Трутнев обратился в Генпрокуратуру с просьбой проверить законность работ на реке Мзымте. По данным министерства, компании, получившие лицензии на проведение работ по углублению дна реки, на деле занимаются промышленной добычей щебня. «Идёт фальсификация требования, то есть нарушается законодательство», — заявил г-н Трутнев на встрече с журналистами. Известно также, что добыча гравия из Мзымты вызвала беспокойство департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации Краснодарского края. По информации чиновников, ведущая работы дочерняя структура «РЖД» на ряде участков реки сняла 2–8-метровые пласты галечных отложений. В итоге из-за нарушения водоносных слоёв центральный и Адлерский районы Сочи могут оказаться без пресной воды.

Возможно, на первом этапе проблему с поставками щебня удастся смягчить за счёт соседней Абхазии. В начале июня стало известно, что совместное российско-абхазское предприятие «Нерудокомплекс», работающее на реке Кодори, отправило в Сочи пробную партию — 40 вагонов щебня. Ранее абхазские власти, расчитывающие на участие в сочинском проекте, снизили в два раза ставку таможенной пошлины на экспорт в Россию инертных строительных материалов.

Летом прошлого года «БазэлЦемент» приобрёл Алагирское месторождение песчано-гравийных смесей — одно из крупнейших в Северной Осетии. Мощность работающего на месторождении дробильно-сортировочного комплекса — около 1,35 млн тонн щебня в год. В компании отмечают, что большая часть щебня с месторождения направляется в регионы ЮФО, однако прогнозировать, какие именно объёмы будут поставляться в Сочи, пока не берутся. «Комплекс изначально был рассчитан на широкую географию поставок — не только на Сочи, — объясняет Денис Усольцев. — Ведь инвестировать в производство, потребность в котором будет сохраняться только два-три года, бессмысленно. В Сочи мы рассчитываем на уже имеющихся у нас заказчиков — тех, кому необходим щебень с высоким показателем прочности».

 

Разве что субподряды

Потребности олимпийского проекта в арматуре пока ещё окончательно не сформированы — об этом «Эксперту ЮГ» сообщил источник в «Олимпстрое». Ожидается, что прогнозный план появится в ближайшие 2–3 месяца. Однако уже сейчас можно предположить, что львиная доля поставок арматуры для Сочи, вероятнее всего, придётся не на ЮФО. В настоящий момент единственный крупный потенциальный производитель арматуры на Юге — Ростовский электрометаллургический завод — реализует проект строительства 2-й очереди завода. Сейчас ведётся монтаж прокатного стана для выпуска 600 тысяч тонн в год арматурной стали и катаной проволоки общей стоимостью 4,9 млрд рублей. Согласно проекту, его должны были запустить в III квартале текущего года, но эти сроки несколько раз переносили, и пока дата начала выпуска арматуры в Ростовской области неизвестна.

Пока невозможно уверенно говорить и о том, какую роль в олимпийском проекте будут играть региональные строительные компании. Опубликованные «Олимпстроем» результаты тендеров на право строительства спортивных объектов и инфраструктуры говорят о том, что олимпийские функционеры предпочли максимально расширить географию участников. В списке победителей значатся «Челябинское шахтостроительное предприятие» (малая ледовая арена на 7 тысяч мест), омское НПО «Мостовик» (большая арена на 12 тысяч мест). Лот «Строительство ледового дворца спорта» выиграло столичное ЗАО «Объединение “Ингеоком”». Очевидно, что предпочтение отдаётся крупным компаниям, имеющим опыт строительства сложных объектов. «Объединение “Ингеоком”», к примеру, известно строительством тоннеля под Ленинградским проспектом в Москве и участием в проекте строительства линии метрополитена к комплексу «Москва-Сити».

Пока в списке генеральных подрядчиков строительства спортивных сооружений только одна южная компания: краснодарское ЗАО «Стройинтернешнл» выиграло тендер на строительство ледовой арены для кёрлинга вместимостью три тысячи зрителей.

Если эта тенденция сохранится, то региональным строителям — прежде всего компаниям из Краснодарского края — и в дальнейшем будет отводиться роль субподрячиков для выполнения относительно несложных работ. Каково будет соотношение региональной и привозной рабочей силы, должно определиться к концу года, когда завершатся основные тендеры и компании приступят к работам. По наблюдениям «Эксперта ЮГ», инорегиональные компании по-разному могут решать вопрос привлечения местных строителей. В частности, на «Челябинском шахтостроительном предприятии» сообщили, что намерены сделать ставку на собственных рабочих и организовать работы вахтовым методом. В офисе «Объединения “Ингеоком”» отметили, что «в пиковый период на площадке будет задействовано около тысячи человек, примерно половину которых планируется привлекать из южных регионов».
Прогноз объёмов материалов, необходимых для строительства олимпийских объектов до 2012 года (тыс. тонн)

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №21-22 (60) 8 июня 2009
    Олимпийские перспективы
    Содержание:
    По местам будущей славы

    Главные олимпийские стройки стартуют этим летом — с таким убеждением уехала из Сочи комиссия Международного олимпийского комитета (МОК), которая по самим объектам ездить не стала. А вот «Эксперт ЮГ» проехал: иностранцам там действительно пока делать нечего

    Реклама