Сделайте то же, но вдвое дешевле

Экономика и финансы
Москва, 22.06.2009
«Эксперт Юг» №23-25 (62)
Кризис серьёзно притормозил рост доходов аудиторско-консалтинговых компаний юга России. Под давлением сжимающегося платёжеспособного спроса игроки рынка снижают стоимость своих услуг и расширяют их ассортимент, чтобы в будущем обеспечить себе место под солнцем

Кризис существенно сократил темпы развития рынка аудита и консалтинга на Юге. По данным компаний-участников рейтинга, средние темпы прироста их выручки составили 9,6% (см. таблицу). «В современных условиях основное — сохранить то, что уже наработано», — справедливо отмечает директор ростовской компании «ЛИТА-Аудит» Лидия Ткаченко. На развитие рынка существенно повлияли два основных события. Это кризис, усиливший конкуренцию, и изменение институционально-правовой базы — причём влияют они в разных направлениях. Кризис способствовал сокращению платёжеспособного спроса и снижению ёмкости рынка — в первую очередь консалтинговых услуг. Рынок аудита пострадал в меньшей степени — в основном за счёт законодательно вменённой обязанности проводить общий ежегодный аудит с привлечением ряда экономических агентов. «Можно сказать, что кризис практически не отразился на объёмах работы аудиторов, — считает управляющий партнёр краснодарской аудиторско-консалтинговой группы “Ваш СоветникЪ” Фёдор Гладкий. — Это напрямую связано с законодательной базой. Что же касается объёма рынка в денежном выражении, то он, скорее всего, сократится. Услуги аудиторов будут более дешёвыми. Так что можно приготовиться к работе ради работы».

Законодатель помог сильным

Вторым фактором, существенно влияющим на развитие рынка аудиторско-консалтинговых услуг, стало изменение институционально-правовой базы. В нынешнем году ещё сохраняется лицензионный контроль, а с 1 января 2010 года отменяется лицензирование и вводится обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых организациях (СРО).

«Отказ от лицензирования аудита и переход на саморегулирование — это общемировая практика, — рассуждает генеральный директор ООО “ЭРКОН”, руководитель ростовского отделения НП “Российская коллегия аудиторов” Эркен Андержанов. — Аудит станет более качественным. С рынка будут выдавлены мелкие и низкокачественные аудиторские фирмочки. Для этого законодательно предусмотрены механизмы контроля качества работы таких фирм. От этого выиграют все участники рынка: и владельцы предприятий, и работники предприятий, и аудиторы». С другой стороны, новые требования будут способствовать активизации сделок слияния, поглощения, вхождения в крупные группы, что приведёт к росту концентрации на рынке. «Рынок постепенно начнёт концентрироваться, — говорит генеральный директор ростовской аудиторско-консалтинговой группы “Гудвилл” Нина Фирсова. — Мелким компаниям невыгодно будет заниматься аудитом».

Некоторые участники рынка считают, что за нововведениями в законодательстве просматривается влияние крупных игроков. «Закон лоббируется виднейшими аудиторскими компаниями России, — комментирует Фёдор Гладкий. — Он ослабляет средние компании, готовя их или к уходу с рынка, или к слиянию с крупными игроками. Новый закон допускает индивидуальных предпринимателей к обязательному аудиту, а это, в свою очередь, приведёт к переделу рынка: доля региональных аудиторских компаний, занимающихся проверками предприятий малого и среднего бизнеса, уменьшится в пользу ИП. Проверкой же крупных компаний будут заниматься только аудиторские организации, а здесь вне конкуренции известные мировые и российские бренды». Видит негативные последствия принятия новой редакции закона и генеральный директор волгоградской компании «АФ “Аудит-Бюро”» Елена Малышева: «Положения нового Федерального закона “Об аудиторской деятельности”, касающиеся отбора аудиторских организаций на конкурсной основе, таковы, что компаниям, предъявляющим высокие требования к качеству своих услуг, будет трудно выиграть конкурс».

Рынок аудиторских услуг на юге России до принятия нового закона демонстрировал устойчивую тенденцию к укрупнению — путём присоединения или объединения региональных компаний с крупными российскими и международными сетями. Обеим сторонам это выгодно. Сети получают прямой доступ к региональным клиентам и достоверную информацию о состоянии и развитии южных рынков, а местные компании — ряд конкурентных преимуществ, от доступа к разработанным технологиям до возможности регулярного повышения квалификации и обучения. Знаковым событием стало внимание к южному региону компаний «Большой четвёрки». В Ростове-на-Дону с 2008 года работает постоянное представительство в ЮФО компании КПМГ, в нынешнем апреле PricewaterhouseCoopers открыл свой первый офис на Юге во Владикавказе. Не последнюю роль в создании мировыми лидерами структур на юге России сыграл выбор города Сочи столицей Олимпийских игр 2014 года. Это также будет способствовать усилению процессов перераспределения долей и влияния на региональном рынке.

Рост — в юридическом направлении

С одной стороны, кризис формирует потребность в использовании качественного профессионального консалтинга, с другой — сокращает возможность его оплатить. С наступлением кризиса многие долгосрочные программы были заморожены. В рамках программ сокращения затрат значительная часть клиентов аудиторско-консалтинговых компаний отказалась от их услуг или оставила только вменённые законодательством. Многие сегменты рынка консалтинга на Юге оказались сегодня невостребованными. Существенно упал спрос, создаваемый строительными компаниями, на которых сильнее других сказалось влияние кризиса. Сократился спрос на кадровый, управленческий, ИТ- и стратегический консалтинг. Инвестиционный консалтинг, особые надежды на рост которого возлагаются в связи с грандиозными проектами по подготовке к Олимпийским играм 2014 года, в прошедшем году феноменального роста не демонстрировал.

В то же время, по вполне понятным причинам, рост просроченной кредиторской задолженности у большинства экономических агентов на Юге активизировал спрос на юридический консалтинг в области хозяйственного права. «Все сегменты рынка “прогнулись”: и аудит, и консалтинг, — характеризует ситуацию Эркен Андержанов. — Развитие только у одного сегмента — это юридическое направление по возврату долгов и ведению арбитражных дел».

Востребованной остаётся разработка антикризисных мероприятий и программ. В Ростовской области и Краснодарском крае появился спрос на не пользовавшийся ранее особой популярностью юридический консалтинг в области трудового права. Вызвано это многочисленными проектами сокращения затрат на персонал и вполне понятным желанием менеджмента не нарушать при этом действующее законодательство. «Больше стало вопросов юридического характера, — отмечает Нина Фирсова. — Некоторые клиенты просят отсрочек платежа. Доля физических лиц, платящих за свое обучение, возросла».

Услуги дешевле, но их больше

Кризис повлиял как на изменение предпочтений ряда клиентов, так и на стратегии развития самих игроков. Многие компании расширяют спектр оказываемых услуг, стараясь удовлетворить все потребности клиентов, ищут новые платёжеспособные целевые аудитории, а также разрабатывают новые продукты и программы. «Клиенты в рамках аудита хотят теперь получать целый комплекс услуг: налоговое консультирование, обучение, информирование об изменении законодательства и, конечно же, собственно аудит», — говорит Фёдор Гладкий.

Ответной реакцией аудиторско-консал­тинговых компаний на сжатие платёжеспособного спроса стали наблюдавшиеся уже в 2008 году тенденции — снижение стоимости оказываемых услуг, расширение их перечня и сокращение собственных расходов вплоть до затрат на персонал. «Сокращаем, насколько это возможно, издержки, берёмся за работу, от которой вчера, скорее всего, отказались бы», — рассказывает г-н Гладкий. В условиях кризиса к сокращению расходов стремятся как аудиторско-консалтинговые компании, так и их клиенты, однако последние получили дополнительные рычаги давления. Клиенты предъявляют возросшие требования к ответственности аудиторско-консалтинговой компании, при этом стоимость услуг оплачивается в меньшем размере. «“Сделайте то же самое, только в два раза дешевле, но с тем же уровнем качества” — вот такие пожелания мы сегодня слышим от большинства клиентов», — констатирует заместитель директора таганрогской компании ООО «Аудит-Бюро» Татьяна Слинько.

Долевое распределение

Ещё в 2007 году процентное соотношение долей аудита и консалтинга на рынке начало изменяться: доля консалтинга увеличивалась с 20 до 40%. Согласно данным компаний-участников рейтинга, на консалтинговые и аудиторские услуги в выручке по итогам прошедшего года приходится 42 и 58% соответственно, тогда как по итогам 2007 года их соотношение составляло 44,6 и 55,4%. Произошло повышение доли аудита, основная часть которого приходится на общий аудит.

Выход из кризиса, развитие бизнеса и сопутствующее ему усложнение бизнес-процессов будут способствовать росту спроса на аудиторско-консалтинговые услуги. Однако на рынке самого аудита существенную часть продолжает занимать обязательный для многих компаний аудит, проводимый ежегодно. В структуре аудиторских услуг, оказываемых компаниями-участниками рейтинга, пока полностью господствует общий аудит — на его долю в 2008 году пришлось 91,4%.

Безусловно, кризис изменит структуру южного рынка аудиторско-консалтинговых услуг. В текущем году объёмы рынка аудита снизятся, скорее всего, несущественно — на 10–15%, тогда как снижение объёмов консалтинга, вероятно, будет более серьёзным и может составить до 20–25%. «В ближайшие год-два развитие вряд ли произойдёт, — говорит Лидия Ткаченко— Восполнить потери на аудите будет возможно за счёт сопутствующих аудиту и прочих услуг». Восстановления и роста рынка на Юге можно ожидать года через два. «Количество аудиторских фирм к 2011 году уменьшится более чем в два раза, — прогнозирует Эркен Андержанов. — С рынка из-за высоких издержек уйдут мелкие аудиторские фирмы». На этапе роста при увеличении абсолютных параметров рынка будет наблюдаться изменение долей сегментов аудита и консалтинга в пользу консалтинга, повысится спрос на организационное планирование и проектирование, строительный инжиниринг и проектное моделирование.

Рейтинг аудиторско-консалтинговых компаний, осуществляющих деятельность в Южном федеральном округе, по итогам 2008 года

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №23-25 (62) 22 июня 2009
    Бизнес и высшая школа
    Содержание:
    Реклама