Мэр с губернатором не поделили волгоградские сети

Повестка дня
Москва, 31.08.2009
«Эксперт Юг» №32-33 (71)

Против волгоградского губернатора Николая Максюты возбуждено дело в региональном УФАС. Поводом стала жалоба мэра Волгограда Романа Гребенникова, который обвиняет губернатора в незаконном лоббировании интересов ЛУКОЙЛа — стремлении ввести компанию в ЖКХ города. В администрации региона говорят лишь о долгах волгоградских коммунальных операторов. В самом ЛУКОЙЛе неофициально утверждают, что согласовывали с мэрией программу вывода ЖКХ Волгограда из кризисного состояния.

19 августа волгоградское УФАС возбудило дело в отношении губернатора Волгоградской области Николая Максюты и компании ЛУКОЙЛ по признакам нарушения Федерального закона «О защите конкуренции». За неделю до этого губернатор предложил мэрии Волгограда подписать трёхстороннее соглашение «О взаимодействии в сфере развития рынка тепловой и электроэнергии», которое включило бы нефтяную компанию в систему управления жилищно-коммунальной инфраструктурой региона. По этому соглашению ЛУКОЙЛ планировал с 1 сентября войти через ЗАО «РЭС» в управление деятельностью по техобслуживанию и выполнению работ по ремонту тепло- и электросетей Волгограда и назначить единоличными исполнительными органами в ЗАО «РЭС» и ОАО «КТВ» кандидатов, согласованных с администрацией области и нефтекомпанией. В случае отказа мэрии власти региона и ЛУКОЙЛ угрожали разорвать с муниципальными коммунальными предприятиями договоры на поставку энергоносителей.

Глава Волгограда Роман Гребенников отказался подписывать соглашение и пожаловался на действия Николая Максюты и ЛУКОЙЛа в УФАС. В мэрии отмечают, что «по сути, ЛУКОЙЛ потребовал передачи ему полномочий коммунального оператора города, но произойти это может только по конкурсу». Сейчас волгоградское коммунальное хозяйство находится в ведении нескольких МУПов, работа которых мэрию «полностью устраивает». 20 августа мэрией Волгограда был организован митинг с лозунгами «Нет литру воды по цене бензина!» и «Нет развалу ЖКХ!» в поддержку решения Гребенникова.

На совещании, которое Николай Максюта созвал по вопросам подготовки региона к отопительному сезону, обсуждались лишь долги управляющих волгоградской коммуналкой компаний перед поставщиками энергоресурсов. Каких-либо комментариев по трёхстороннему соглашению и действиям УФАС администрация области не даёт. ЛУКОЙЛ также официально не комментирует ситуацию.

В ведение МУПов волгоградское ЖКХ перешло в нынешнем июне. В течение 5 предыдущих лет коммунальными операторами города были несколько частных компаний (ВгКС, РЭС, КТВ), которые накопили перед энергокомпаниями долг в 3 млрд рублей. Из них более 2 млрд приходится на дочерние и аффилированные с ЛУКОЙЛом общества «Волгоградэнергосбыт» (1,566 млрд рублей) и «Волгоградская генерация» (около 600 млн рублей). Операторы утверждают, что в прошлые годы городские власти в популистских целях осознанно занижали тарифы, энергетики же обвиняют коммунальные компании в неэффективном управлении. ЛУКОЙЛ с января текущего года безуспешно пытается добиться реструктуризации долга с помощью кредитов или бюджета города. Компания имеет пакеты акций (примерно по 30%) и в бывших коммунальных операторах — ЗАО «РЭС» и ОАО «КТВ». И мэрия не исключает, что ЛУКОЙЛ может произвести взаиморасчёт долгов этих обществ.

Волгоградское УФАС считает требования ЛУКОЙЛа незаконными. «Мы подозреваем, что трёхстороннее соглашение, подписанное губернатором области Николаем Максютой и ЛУКОЙЛом, заключается в интересах ОАО “Волгоградэнергосбыт”, ОАО “ЮГК ТГК-8” и ЗАО “РЭС” и иных дочерних предприятий этой компании, — пояснил руководитель волгоградского УФАС Павел Мироненко. — Если бы мэр Волгограда подписал это соглашение, он бы тоже нарушил закон». По словам г-на Мироненко, в ближайшие две недели ведомство будет выяснять, «по какой причине губернатор Николай Максюта лоббирует интересы группы ЛУКОЙЛ и не позволяет мэрии самостоятельно заключить договоры на поставку энергоносителей».

В случае, если УФАС признает губернатора и ЛУКОЙЛ нарушившими Закон № 135 «О защите конкуренции», соглашение будет отменено, а на стороны наложены штрафы. Для нефтекомпании это 1–1,5% от годовой выручки за прошлый год; размер возможного штрафа для губернатора в УФАС ещё не высчитали.

Это не первый коммунально-политический конфликт областной и городской администраций. Николай Максюта уже упрекал мэрию в неэффективности функционирования ЖКХ города. В прошлом году суды и ФАС РФ действительно признали незаконным конкурс по выбору коммунального оператора столицы области. В конкурсе 2008 года на право аренды коммунальной инфраструктуры Волгограда победило ОАО «Коммунальные технологии Волгограда» («КТВ» — совместное предприятие «КЭС-Холдинга» и ТГК-8). Заявки также подавали ООО «Управляющая компания “ЭСТАР”», ЗАО «РЭС», ООО «Волга-Энерго», ООО «Руссантехресурсы» (представляет ОАО «Росводоканал») и ООО «Газсантехсервис». Победителем было признано ОАО «КТВ», поскольку оно заранее подписало с муниципалитетом соглашение о погашении долга оператора-предшественника (около 1,3 млрд рублей) в случае своей победы. Остальные участники конкурса выиграли суды с исками об ущемлении собственных прав, однако мэрия проводить новый конкурс отказалась.

Эксперты поясняют, что при кажущейся убыточности и наличии огромных долгов у коммунальных операторов, ЖКХ Волгограда — высокодоходный бизнес. «Если с умом подойти к делу, то коммуналка — это Клондайк, — говорит генеральный директор ЗАО “Финансовый брокер «Август»” Карэн Туманянц. — Поэтому за эту сферу в городе идёт такая борьба».

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№32-33 (71) 31 августа 2009
Ингушетия
Содержание:
Возвращение на волне терактов и надежд

Момент после возвращения наверняка станет самым важным в политической судьбе президента Ингушетии. Ждут от него многого, верят в него — как никогда, но если результата не будет в ближайшие полгода, кредит доверия начнёт иссякать. А результат будет, если Юнус-Бек Евкуров сработается с Аркадием Еделевым, новым главой республиканского МВД, назначенным лично президентом РФ

Реклама