Сети распробовали местные продукты

8 марта 2010, 00:00
  Юг

По данным администрации Волгограда, удельный вес местной продукции на прилавках магазинов достиг за кризисный год 50% — впервые за постсоветское время. Ещё два года назад отношения производителей с ритейлерами в регионе ничем не выделялись на фоне общероссийской практики. Формат «холодной войны» даже перерастал в открытые разбирательства. Так в августе 2008 года недовольство местных предпринимателей понудило территориальные подразделения Роспотребнадзора, ФАС и ФНС совместно с областным ГУВД провести комплексную проверку торговых сетей. Предметом проверки стала законность применяемых сетями систем закупки товаров и отсрочки платежей, которыми были недовольны региональные производители и дистрибьюторы. В качестве контраргумента сетевики тогда указывали на систематические срывы графиков поставок, неподготовленность производителей в плане брендинга своей продукции.

Кризис заставил забыть былые споры. Источник «Эксперта ЮГ» в одной из крупнейших региональных торговых сетей пояснил, что ключевым фактором, обеспечившим переориентацию закупочной политики сетей, стали проблемы в расчётах с поставщиками из других регионов. «Свои» сельхозпроизводители вмиг стали надёжнее и понятнее. Тем более, что по сочетанию цена — качество местные продукты всегда были вполне конкурентоспособны.

Фактически в Волгограде сближению местных товаропроизводителей с ритейлерами способствовали административные меры. Исполнительная власть выступила как посредник между сторонами — и это принесло результат. Так, руководство областного центра может смело занести себе в актив «Дни качества». На этих регулярных встречах руководители предприятий с обеих сторон смогли обсудить условия, на которых сотрудничество может быть максимально взаимовыгодным. «После встреч мы обязательно проводили мониторинг ситуации по результатам договорённостей, — рассказал руководитель департамента потребительского рынка администрации Волгограда Дмитрий Семененко. — Если заявил, что на таких-то условиях будешь сотрудничать — будь добр — выполняй. Удалось значительно увеличить представительство таких крупных местных производителей, как “Волгомясомолторг”, “Камышинские колбасы Соловьёва”, Волгоградский завод безалкогольных напитков, “Макарна” и целый ряд других».

«Да, рост представленности нашей продукции в сетях, особенно в магазинах “Радеж” и “Магнит”, за последний год есть, но это всё равно очень малый объём — всего около 5 процентов, — сетует директор и совладелец ОАО «Пивовар “Живое пиво”» Борис Изгаршев. — Из наших 31 сорта пива в том же “Радеже” представлены всего 3 наименования, а полезные для здоровья злаковые хлебцы не представлены вовсе. Ещё в 92-м я в Соединённых Штатах наблюдал, как решили проблему с огромной сетью Wallmark. Её вывели за пределы города, чтобы не уничтожить малый и средний бизнес. Сделали сразу единый договор для всех поставщиков и ритейлеров, где оговорено, как должны быть представлены местные поставщики, какие могут быть наценки и бонусы».

Эти же условия оговаривает и новая редакция федерального закона о торговле, вступившая в действие с 1 февраля. Долгожданный документ разочаровал некоторых производителей. «Бонусы как были 10 процентов, так и остались. Никакого лоббирования интересов производителей в новом законе я не вижу», — говорит управляющий директор ООО «Камышинский меланж» (птицефабрика) Виталий Симагин. В дополнение к ФЗ будут приняты федеральные и региональные нормативные акты. Но какими бы они ни были, уже сейчас очевидно, что практическое воплощение будет зависеть от того, насколько удачно удастся найти баланс экономических интересов поставщиков и продавцов.

«С сетями можно и нужно работать. Наша продукция представлена во всех сетях — от региональных до федеральных и даже транснациональных. Там, где мы представлены недостаточно, и нам хотелось бы расширить — это вопрос исключительно качества нашей работы», — считает Светлана Топилина, представитель ЗАО НПГ «Сады Придонья». Наблюдатели уверены, что в 2010 году доля местных производителей в продуктовой торговле Волгоградской области будет расти, поскольку в регионе есть понимание того, насколько важно развитие сельхозпереработки и пищевой промышленности для экономической стабильности территории. Благодаря изменениям в законодательстве у региональных властей будут дополнительные рычаги влияния.