В последний месяц в российской прессе вышли два резонансных рейтинга российских городов, в которых Краснодар занял первые позиции. Так, журнал «Форбс» оценивал привлекательность городов для ведения бизнеса — кубанская столица третий год подряд оказывается самым привлекательным для этого дела местом. Журнал «Русский репортёр» главным в своём рейтинге сделал вопрос о том, куда переселяться из Москвы. Перспективность городов оценивалась статистически и народным голосованием. По совокупности победил Краснодар, статистический рейтинг наиболее высок у Ростова-на-Дону.
Образ Краснодара со стороны кажется лишь одним из штрихов в общем образе активной Кубани. Особая сюжетика города не всегда вычленима из краевого контекста, обильно приправленного олимпийской тематикой. Прошедшие рейтинги — повод пристально в эту сюжетику вглядеться. Тем более, что город действительно быстро растёт. Осенью по результатам переписи он готовится стать миллионником. Если Краснодар сохранит такие темпы развития, как сегодня, то через десять лет это будет крупнейший город юга России. Сегодня, например, абсолютный показатель уровня инвестиций, сделанных в городе в 2009 году, в 2,5 раза выше, чем в Ростове. Причём в кризисный год прирост инвестиций составил более 40%! Локомотив в привлечении инвестиций здесь — торговля. По словам краснодарского мэра Владимира Евланова, сегодня ключевая задача властей — переплавить торговый потенциал в промышленный.
Промзона по-китайски
— В апреле город посетила китайская делегация, теперь вы лично провели неделю в Харбине. Откуда такой взаимный интерес?
— Харбину интересна в целом Россия. У города уже сложились отношения с приближёнными к нему российскими городами — от Хабаровска до Екатеринбурга. С югом России они вообще не имели раньше отношений. Краснодар был для них экзотикой. Видимо, кто-то здесь побывал, и после этого руководство города получило первое приглашение посетить Харбин. Это было в 2006 году — тогда визит был приурочен к открытию «Года России в Китае». А уже в июне 2007 года мы подписали первое соглашение о двустороннем сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и гуманитарных сферах на 2007–2009 годы. Через год мы стали городами-побратимами: начались предметные переговоры о сотрудничестве в области строительства, развития сельского хозяйства, туризма. В марте этого года Краснодар посетили представители китайского завода по производству лифтов «Саней» и международной торговой компании «Дунфан». Целью их визита было рассмотрение возможности строительства в нашем городе совместных российско-китайских предприятий, а именно — заводов по производству электрических лифтов и автобусов. Китайские предприниматели провели ряд профильных переговоров, посетили действующие предприятия, осмотрели перспективные площадки завода имени Седина и Краснодарского компрессорного завода. Теперь представители китайской стороны анализируют технико-экономические показатели и финансовую эффективность создания СП на базе краснодарских предприятий. В частности, идёт работа между китайской компанией «Дунфан» и краснодарской «Южной лифтовой компанией» по созданию СП по производству лифтов.
— А какая у Краснодара стратегия выстраивания внешних отношений?

— Мы развиваем сейчас прежде всего те внешние контакты, которые содействуют привлечению инвестиций в создание в Краснодаре инновационных промышленных предприятий. В частности, мы ощущаем потребность в новых инновационных предприятиях, которые мы могли бы расположить в Восточной промышленной зоне города. Это для нас очень серьёзный проект: сейчас осуществляется перевод участка площадью 400 гектаров из статуса земель сельхозназначения. Нам очень важен опыт Китая по созданию специальных промышленных зон развития, которые есть и в Харбине. Во время последнего визита мы заключили соглашение с руководством одной из экономических зон развития Харбина. Китайцы будут как консультантами в проекте нашей Восточной промышленной зоны, так и её участниками. Их опыт оценивается уже десятилетием, а мы не хотим выдумывать нечто, что в мировой практике ещё не прошло испытаний. Китайский опыт по созданию промышленной экономической зоны во многом для нас подходит. Речь идёт о создании на территории зоны группы предприятий, которая координируется единым советом. Главное — мы видим сильный интерес китайской стороны. Мы, например, 30 лет дружим с немецким городом Карлсруэ, но там пока не сформировалось большого желания создавать у нас новые предприятия. Китайцы в этом желании сильно опережают немецких коллег.
— На каком этапе проект Восточной промышленной зоны?
— Есть концепция, решение краевой администрации о содействии в выделении земли под этот проект. Магистральные сети будут создаваться за счёт средств краевого и муниципального бюджетов, а инфраструктура самой зоны — за счёт предприятий-участников. Есть также 57 предприятий Краснодара, которые сегодня располагаются в центральной части города, но будут переводиться в промзону. Эти предприятия — минимум использования территории. Наша приоритетная задача — «посадить» в экономическую зону именно промышленные предприятия, но это также могут быть транспортные, логистические компании. В этом году мы должны оформить землю в собственность города. После этого будет объявлен конкурс на размещение в этой зоне.
Создание промзоны — один из важнейших этапов развития города, который даст заметный рост промышленному производству и фундаментальную основу для привлечения отечественных и иностранных инвестиций.
— Журнал «Форбс» три года подряд называет Краснодар лучшим городом России для ведения бизнеса. Не многие, однако, обращали внимание на то, что это позиция инвесторов, намеревающихся открыть розничный или иной сетевой бизнес, ориентированный на удовлетворение потребностей населения. Можно говорить о том, что Краснодар воспринимается бизнесом как своеобразный потребительский рай. Но удовлетворяет ли вас этот образ города или его нужно ещё достраивать?
— Я хочу достроить индустриальную составляющую. Город изначально торговый, в этой сфере он вне конкуренции — сегодня здесь присутствуют практически все сетевые компании. Высокий товарооборот во многом связан с тем, что уровень жизни в Краснодарском крае ощутимо выше, чем в других субъектах. Краснодар используется жителями края, как Москва — жителями России: все едут закупаться сюда. Но индустриальная составляющая — слабая. Потому мы и занимаемся её развитием.
— А в чём могут быть конкурентные преимущества территории? Понятно, например, что по стоимости рабочей силы с учётом высокого уровня дохода тут преимуществ быть не может.
— У нас не может быть здесь допотопных предприятий — нужны современные, автоматизированные, инновационные предприятия, выпускающие конкурентоспособную продукцию. Сейчас мы планируем создание центра оптовой торговли большого масштаба, который бы обслуживал прежде всего торговые сети Краснодара и весь ЮФО. Через этот центр мы получим представление о товарной конъюнктуре в регионе. Именно по наиболее реализуемым товарам мы будем предлагать инвесторам организовывать в городе своё производство. Например, китайскую сторону такая возможность очень заинтересовала. Таким образом, создаваемая экономическая зона будет увязываться с возможностями реализации здесь предприятиями своей продукции. Торговый потенциал будет переплавляться в промышленный.
— Получается, именно торговля сейчас определяет направления дальнейшего экономического развития города. Но способна ли торговля привлекать промышленные инвестиции?
— Способна. Торговля помогает развивать промышленность сферы потребления. Например, краснодарская компания «Александрия» занимается пошивом одежды, которая реализуется не только в городе, но и за рубежом. С другой стороны, развитая потребительская сфера плюс развитая система образования — а у нас 26 вузов — дают хорошую базу высококвалифицированных кадров. Это предпосылка для развития инновационных технологий. Развитая торговля и малое предпринимательство могут быть локомотивом дальнейшего промышленного развития. К этому нужно добавить традиционную для нас аграрную сферу, которая тоже толкает развитие промышленности — в частности, перерабатывающей. У нас, например, есть современный мясокомбинат «М. Холодцов» или птицефабрика «Краснодарская», которая помимо птицы и яйца производит продукцию переработки яичного желтка.
— А сам сектор торговли — активный инвестор?
— Примеры такие есть. Так, компания, которая управляет торговым центром «Красная площадь», активно занимается строительством, а торговая компания «СБС» заодно и производитель мебели. Сейчас именно торговля и общепит — локомотивы в росте инвестиций. Благодаря им мы не снизили доходы городского бюджета в кризисный год.
Краснодар используется жителями края, как Москва — жителями России: все едут закупаться сюда
Феномен быстрорастущего города
— На какой стадии находится проект реконструкции центральной части города? Какой результат и в какие сроки вы планируете получить?
— Мы уже 4 года из 19 запланированных занимаемся реконструкцией кварталов, расположенных в исторической части города. Все постсоветские годы Краснодар строился не в центральной части, а микрорайонами вокруг центра. Никто не решался браться за снос старого аварийного жилья.
Наш проект предполагает создание жилищного фонда общей площадью 4,5 миллиона квадратных метров, что позволит расселить 165,5 тысяч человек. В границах разработанного проекта планировки находится 310 кварталов, 200 из них уже закреплены за инвесторами, но ещё много незанятых участков. Однако все они обременены необходимостью расселения жителей и сноса имеющихся строений, что, как вы понимаете, связано со значительными финансовыми затратами. У большинства инвесторов этапы оформления земельно-правовой, проектной документации, выкупа приватизированного жилья, признания жилых домов аварийными и подлежащими сносу занимают несколько лет, а этап строительства — несколько месяцев.
Участие в таких проектах могут позволить себе инвесторы, реализующие высокорентабельные проекты с небольшим сроком окупаемости, либо очень крупные инвестиционные компании. В числе пионеров, преодолевших сложную начальную стадию реализации проекта, 13 инвесторов. Среди них компании «Самсон», «КЕСКО», «Бизнес-Инвест», «Европа-Инвест» — они уже ведут строительство запланированных объектов на освобождённых участках. Не так быстро, как хотелось бы, реконструкция идёт и из-за последствий экономического кризиса, поскольку большинство девелоперов работало с привлечением кредитных ресурсов. Ряд крупных инвесторов, таких, как ЗАО «Ренова-СтройГрупп», ОАО «Краснодарстрой», ООО «Пионер-Девелопмент», ООО «Ру Девелопмент» отодвинули сроки освоения закреплённых кварталов на 1–2 года.
— Какова схема отношений с инвесторами?
— Первоначально мы утверждали за компанией право на застройку определённого квартала. Мы согласовывали план застройки территории. Компания сама проводила расселение частных собственников, а город брал на себя расселение из муниципальных домов — получалось примерно 50 на 50. Чтобы ускорить процесс, муниципалитетом совместно с администрацией Краснодарского края в настоящее время внедряется принципиально новая схема реконструкции. Мы приняли решение проводить расселение за счёт городского бюджета, после чего выдвигаем участки под застройку на аукцион, предлагая возместить бюджету затраты на расселение.
— Каким образом сложились те конкурентные преимущества, которые город имеет в последние несколько лет? Например, как вы объясняете тот факт, что оборот розничной торговли в Краснодаре в 2009 году оказался на четверть выше, чем в Ростове, — это притом, что здесь проживает на 300 тысяч человек меньше?
— За последние пять лет в потребительскую сферу Краснодара привлечено более 20 миллиардов рублей инвестиций. За это время здесь открылись свыше 600 торговых объектов и около 240 предприятий общественного питания. По сведениям экспертной компании «Макон Реалти Групп», обеспеченность торговыми площадями на одну тысячу жителей в Краснодаре на 42 процента больше, чем в Москве, на 66 процентов опережает показатели Санкт-Петербурга, более чем на 100 процентов — Самару, Пермь, Уфу и ещё ряд крупных российских городов.
В Краснодаре представлены известные международные торговые сети: «Ашан» и «Леруа Мерлен», «Метро Кэш энд Керри» и «О Би Ай», «Касторама», «Кика», «О`Кей», «Мосмарт», «Лента», «Патэрсон», «Техносила», «Эльдорадо», «Поиск» и другие. Но потребительские возможности Краснодара на этом не исчерпаны. Они с каждым годом будут возрастать. Город притягивает потребителей со всех городов и районов пятимиллионной Кубани. К этому следует добавить самый низкий по ЮФО уровень безработицы и высокий размер среднемесячной заработной платы на одного работника, которая в 2009 году составила более 19 тысяч рублей.
— Получается, сегодня Краснодар — это идеальный город прежде всего для жителей Краснодарского края. Именно им город обязан своими успехами. Существует ли задача стать городом для более широкой аудитории?
— Думаю, что в масштабах края Краснодар состоялся уже давно. Но Краснодар мог бы играть гораздо более важную роль и в масштабах Южного федерального округа. Мы, кстати, каждый отчётный период подводим итоги развития городов по 26 показателям. По результатам 2009 года по 12 позициям Краснодар является лидером. У нас есть возможности быть лидером по большему количеству показателей. И важно расти самому городу. По статистике, у нас численность около 800 тысяч жителей, но, согласно нашим подсчётам, в Краснодаре сегодня, накануне переписи, проживает более миллиона человек.
— Мне один местный бизнесмен сказал, что, по данным МВД, в Краснодаре уже полтора миллиона.
— Миллион триста.
— Всё равно много. Откуда они взялись?
— Существенная часть незарегистрированных граждан. Можно пользоваться благами города и быть зарегистрированным за его пределами или даже в соседней Адыгее. Но мы ждём, что по итогам этой переписи мы перешагнём планку в миллион жителей.
— Более того — похоже, Краснодар будет претендовать на звание самого быстрорастущего города.
— Мы к этому стремимся. Краснодар — один из немногих российских городов, где происходит ежегодный прирост численности населения, а с 2008 года в том числе и естественный. Мы прогнозируем рост внутренней миграции населения из близлежащих городов и районов края. А также внешней — за счёт переселенцев из северных и центральных регионов России и республик Северного Кавказа.
— Вам не кажется, что ресурс сотрудничества с соседними городами используется пока очень незначительно? Что мешает развивать побратимские связи с соседями?
— Я не думаю, что это серьёзная проблема. Сотрудничеству между городами способствует ряд федеральных структур: Союз российских городов, Конгресс российских городов и так далее. Но действительно, здесь есть большой резерв, который сегодня не используется. Кроме регулярных собраний глав городов, нет серьёзных практических действий, которые позволяли бы тиражировать успешный опыт. Но мне, например, никто не запрещает встречаться с Михаилом Чернышёвым (мэр Ростова-на-Дону. — «Эксперт ЮГ»).
— А с ростовским бизнесом?
— Думаю, форум крупнейших компаний юга России, который вы запланировали в этом году провести в Краснодаре, будет способствовать развитию сотрудничества между деловыми кругами наших городов.
— Вы читаете материалы, которые пишут о Краснодаре? Есть вещи, которые журналисты упорно не видят?
— Наоборот, они много чего видят. Например, материал в «Русском репортёре» меня поразил — я многих деталей о городе не знал.