Олигополистическая «газель» из Сочи

Русский бизнес
Москва, 20.12.2010
«Эксперт Юг» №49-50 (139)
Олигополия — это доминирование нескольких фирм на рынке. У таких компаний, как правило, широкий выбор стратегий развития. В этой году в число крупнейших компаний юга России попало предприятие, которое развивается темпами «газели» и работает в весьма специфической отрасли — гидростроительстве

Фото предоставлено компанией

Сегодня в России на этом рынке конкурируют всего несколько предприятий — лидером среди них является ООО «Сочиморстрой». Эту компанию отличает высокая динамика прироста выручки на протяжении всего периода её существования, что позволило нам отнести её к «газелям» — компаниям, способным на протяжении длительного периода времени демонстрировать высокие темпы развития. Компания была создана на базе работавшей в советское время сочинского предприятия «Плавстройотряд». С момента основания Сочиморстрой ставил перед собой комплексную цель — рост производительности труда и максимальное сокращение сроков строительства при сохранении высокого качества выполняемых работ, что в гидростроительстве, зависящем от погодных условий, крайне сложно. Для достижения этих целей в компании разработали технологию ведения работ «пионерным» способом, что в принципе делает предприятие инновационным. Эта новая технология позволила сократить время строительства в 2–2,5 раза и существенно улучшила положение компании на рыке.

О том, какие управленческие инструменты используются для поддержания высоких темпов развития, какие проблемы препятствуют достижению ещё более высоких показателей и об особенностях ведения бизнеса на столь узком и специфическом рынке «Эксперту ЮГ» рассказал заместитель генерального директора ООО «Сочиморстрой» Максим Головач.

Технологический вызов непогоде

— С чего началась история компании?

— ООО «Сочиморстрой» было образовано в 2002 году, компания стала преемником государственного предприятия, основанного ещё в 1943 году. С 2004 года предприятие работает в системе ООО «Корпорация “Инжтранстрой”», которую возглавляет Герой социалистического труда Ефим Басин. За время существования компании объём производства вырос более чем в 170 раз — с 24 миллионов рублей в 2002 году до 4 300 миллионов рублей в 2009 году. А сегодня «Сочиморстрой» является крупнейшей гидростроительной компанией России.

— За счёт чего компании удаётся так динамично развиваться?

— При создании компании её руководством была сформулирована программная идеология — быть надёжным партнёром для любого заказчика с чётким соблюдением сроков и качества выполняемых работ. Для воплощения в жизнь этой нехитрой, на первый взгляд, истины компания «Сочиморстрой» обладала главным — коллективом строителей-профессионалов. Другой важной составляющей стала политика технического вооружения организации: вложение заработанных средств в приобретение высокопроизводительной техники ведущих мировых производителей. Репутация организации укреплялась одновременно с возводимыми объектами — от небольших в начале пути до крупных государственных строек сегодня. Одним из последних завершённых проектов стало строительство дальневосточного порта Козьмино в Находке. Этот проект имел международное значение и находился на контроле у первых лиц государства.

Ещё одним важным фактором быстрого развития компании является её мобильность, что позволяет работать в разных регионах страны независимо от географического положения объектов. Так, за весь период существования наша компания успешно завершила строительство Таманской базы сжиженных углеводородных газов и нефтепродуктов на Чёрном море, терминала по перегрузке светлых нефтепродуктов, комплекса наливных грузов, контейнерного терминала и причалов пассажирского порта Петербурга, а также уже упомянутого спецморнефтепорта Козьмино на Тихом океане.

— Какие цели на этапе динамичного развития были поставлены перед компанией?

— Основной задачей, сформулированной руководством, стало максимальное сокращение сроков строительства при сохранении качества выполняемых работ. Ведь специфика гидротехнического строительства — это сильная зависимость от погодных условий, особенно при работе на открытых морских акваториях. Это может существенно увеличить сроки возведения объектов, привести к дополнительным затратам, особенно в осенне-зимний период. Для решения этой задачи специалистами компании совместно с ЦНИИ транспортного строительства была разработана технология ведения работ так называемым пионерным способом. Она заключается в установке на искусственном острове из свай сухопутных кранов большой грузоподъёмности, передвигающихся по мостовым конструкциям и ведущих работы вокруг себя. При этом сам искусственный остров перемещается вместе с кранами вдоль всего сооружения. Кроме того, мы применяем уже зарекомендовавшие себя методы ведения работ без существенного воздействия волнения моря на ход их выполнения, например, при помощи самоподъёмных строительных платформ. Одна из платформ для этих целей была нами приобретена в Голландии. Таким образом, мы максимально сократили свою зависимость от морских погодных условий. Это позволило нам реализовать несколько проектов в рекордно короткие сроки.

Не менее важной задачей для развития компании является увеличение производительности труда наших работников. Не секрет, что для каждого человека самым важным стимулом в работе является достойная оплата его труда. Подтверждением правильности выбранной политики организации в этом направлении, применяемых методов стимулирования работников является отсутствие ротации кадров на протяжении длительного времени. При этом наши специалисты с необходимой периодичностью проходят аттестации и курсы повышения квалификации, в том числе за рубежом.

— Насколько новые технологии позволяют сократить время строительства?

— В обширной базе нормативных документов на строительство, разработанных в Советском Союзе, существует норма, регламентирующая сроки возведения гидротехнических объектов. Для примера, построенный ООО «Сочиморстрой» за девять месяцев Балтийский контейнерный терминал в морском торговом порту Усть-Луга протяжённостью 440 погонных метров, согласно этим нормативам, должен был возводиться два — два с половиной года. То есть мы сократили сроки строительства в два с половиной — три раза. Естественно, это выгодно заказчику, который вводит в эксплуатацию объект значительно раньше запланированного, что приводит к сокращению сроков окупаемости всего проекта. Такие возможности существенно укрепляют наши конкурентные преимущества.

— Внедрение подобных технологий потребовало дополнительных затрат?

— Затраты на начальном этапе, безусловно, присутствуют. Это и разработка технической документации, и изготовление технологической оснастки, и приобретение дорогостоящей техники. При этом, являясь первопроходцами, мы не можем полностью быть уверены в немедленной окупаемости затраченных средств. Тем не менее, опираясь на опыт инженерных работников компании, руководство идёт на финансирование подобных инновационных проектов, что со временем подтвердило оправданность вложений. Работа в этом направлении не останавливается и продолжается по сей день.

Информационное внедрение

— Кроме технологий, есть ещё факторы, влияющие на скорость развития?

— Безусловно, это коллектив. Сохранив костяк специалистов, мы активно привлекаем и растим собственную молодёжь — рабочих, инженерно-технических служащих, административно-управленческий персонал. Сегодня у нас работает около 1400 человек. Они — наша основная движущая сила, которая позволяет брать на выполнение объекты любой сложности, смело участвовать в тендерах, уверенно смотреть в будущее.

— Динамичное развитие требует оперативного изменения модели управления, соответствующей новому этапу развития. Как менялось управление в компании?

— Действительно, стремительное развитие, в том числе по географическому положению, синхронно вносило корректировки в модель управления компанией. На определённом этапе была создана филиальная сеть организации в составе Балтийского, Санкт-Петербургского и Дальневосточного филиалов. Это позволяло оперативно решать вопросы на местах, а также активно участвовать в социальной жизни тех регионов, где работала компания.

Сегодня для оптимизации управления организацией, эффективного использования материальных, технических и людских ресурсов в ООО «Сочиморстрой» внедряются новые информационные технологии. Это программный продукт, разработанный специально для нас и установленный на всех строительных площадках, где мы ведём работы. Ежедневное внесение необходимых данных на местах даёт возможность существенно сократить сроки поступления производственной и финансовой информации в головной офис, что позволяет оперативно анализировать ситуацию на объектах и вносить корректировки в рабочий процесс.

— Что подтолкнуло компанию к такому масштабному внедрению информационных технологий?

— Объём работ, которого мы достигли в последние годы, удалённость объектов уже не позволяют управлять компанией прежними методами. Оперативное управление организацией требует скорости передачи информации, её классификации и представления в удобном виде. Кроме того, немедленная передача информации позволяет своевременно формировать реальную бухгалтерскую отчётность, сроки по предоставлению которой никто не отменял.

Сегодня у нас на каждом объекте приняты на работу диспетчеры-учётчики, которые работают с первичной документацией, вводят данные в программу. В течение одной ночи идёт обработка данных. Таким образом, в головную структуру информация в классифицированном виде поступает утром следующего дня. В целом программа довольно объёмная и охватывает многие отрасли строительства, но каждый пользователь работает не со всеми данными, а только с тем разделом, который нужен в его работе. В частности, я в основном пользуюсь монитором руководителя, где представлены календарные графики выполнения работ и финансово-экономические показатели для каждого из объектов. Это позволяет держать под контролем все участки и оперативно управлять ситуацией в случае необходимости.

— А как отреагировал персонал на такие нововведения?

— Все мы по природе консервативны и к чему-то новому относимся с предубеждением. Кроме того, у линейных работников добавилось обязанностей по своевременному сбору и передаче информации диспетчерам. Но в итоге это только упорядочило работу и дисциплинировало людей, ведь важно заинтересовать работников в совершенствовании орудия своего труда, в данном случае программного продукта. Мы проводим совещания с привлечением разработчиков и пользователей программы, а также учитываем пожелания опытных специалистов, знающих строительный процесс от самого низа до руководящих должностей. В будущем мы планируем довести работу программы до автоматического формирования на основе введённых данных не только управленческой, но и бухгалтерской отчётности.

Потенциал мобилизации

— В каком конкурентном окружении работает компания?

— В нашей отрасли немного российских компаний, способных реализовывать серьёзные проекты. Эти компании не нуждаются в дополнительной рекламе, поэтому могу смело их назвать — речь идёт о ЗАО «ГТ-Морстрой» и ОАО «Трест “Севзапморгидрострой”». Мы с уважением относимся к нашим конкурентам и нередко совместно реализовывали крупные проекты. Однако выгодным преимуществом нашей компании как структурной единицы ООО «Корпорация “Инжтранстрой”» является наличие собственных производственных сил для реализации всего комплекса услуг — начиная от разработки проектной документации и заканчивая строительством всех инфраструктурных объектов, помимо гидротехнического строительства.

— А какова роль транспортных расходов? Вы строили порт на Дальнем Востоке, а туда требовалось перебросить не только людей, но и технику. Это же немалые дополнительные временные и финансовые затраты.

— Да, дополнительные расходы на мобилизацию возникают. К сожалению, не всем регионам удалось сохранить производственный потенциал для выполнения гидротехнических объектов, ведь в нашей отрасли используются уникальные и дорогостоящие плавучие механизмы. Многое за время перестройки было утеряно и ничего нового почти не создавалось, а для реализации данного проекта в установленные сроки требовалось сосредоточение значительного количества производственных сил. Поэтому бльшая часть специализированной техники доставлялась авиационным и железнодорожным транспортом из европейской части России. Также для реализации данного проекта нами была приобретена за рубежом строительная самоподъёмная платформа «МАРИНА» с краном KOBELCO грузоподъёмностью 180 тонн. Поэтому мы, как и другие компании, были вынуждены закладывать средства на мобилизацию и демобилизацию техники, когда участвовали в тендере на строительство спецморнефтепорта Козьмино.

— Кто является основными заказчиками строительства гидротехнических сооружений?

— От лица государства основным заказчиком в сфере гидротехнического строительства для нас является ФГУП «Росморпорт». Кроме этого, нашими заказчиками выступают крупнейшие компании России: ОАО «Роснефть», ОАО «Транснефть», ОАО «РЖД», ОАО «Роснефтьбункер», ЗАО «Таманьнефтегаз», ОАО «Балтийский контейнерный терминал», ООО «Балттранссервис», УК «Морской Фасад СПб» и многие другие. По многим введённым объектам заказчиками были переданы благодарственные отзывы о нашей работе.

— Что сегодня мешает ещё более динамичному развитию компании, отрасли в целом?

— Развитие компании не может быть отделено от развития отрасли, поэтому, наверное, этот вопрос не совсем в моей компетенции. Однако по своему опыту могу сказать, что часто вопрос строительства морских транспортных узлов затягивается из-за отсутствия разрешительной документации у наших заказчиков в силу длительных бюрократических процедур по её оформлению — притом, что развитие морского транспорта очень востребовано. Необходимо максимально сократить этот процесс, что, впрочем, актуально и для других сфер деятельности.

— Какие перспективы развития компании вы видите сейчас?

— В России до сих пор не хватает специализированных морских транспортных узлов, позволяющих обеспечить перевалку увеличивающихся грузопотоков. Частично это связано с распадом Советского Союза, когда многие порты отошли прибалтийским государствам и Украине, но в основном — с потребностью развивающейся современной России. Для решения этих задач рассматриваются вопросы освоения Таманского полуострова на Чёрном море, строительства специализированных портов на Белом и Баренцевом морях, продолжения освоения Дальнего Востока, расширения портов Балтики. Являясь лидером отрасли, «Сочиморстрой» планирует принять непосредственное участие в реализации этих стратегических проектов. На сегодняшний день компания сосредоточила свои силы на Черноморском побережье для осуществления проектов в рамках подготовки к Олимпиаде 2014 года в Сочи — это строительство грузового порта в устье реки Мзымта, а также морского порта пассажирских и круизных перевозок Сочи.

— Какие ещё объекты в ближайшее время планируете построить?

— Кроме упомянутых объектов, сегодня у нас в работе находятся несколько крупных строек, в том числе нефтяной терминал в порту Туапсе и пункт маневренного базирования корабельно-катерного состава в Геленджике, которые будут завершены в контрактные сроки. Обязательно планируем принять посильное участие и в подготовке Чемпионата мира по футболу 2018 года.

Новости партнеров

«Эксперт Юг»
№49-50 (139) 20 декабря 2010
Люди года на Юге России 2010
Содержание:
Двигатель внутреннего сгорания Сергея Галицкого

На первый взгляд, может показаться, что в этом году ничего принципиально нового в работе главы «Магнита» Сергея Галицкого не произошло. Наверняка так думает и сам Галицкий. Произошла действительно мелочь — создатель «Магнита» в 2010 году каким-то образом оказался ценностным достоянием делового сообщества

Реклама