Введение инвестиционной дисциплины

Владимир Козлов
генеральный директор аналитического центра «Эксперт Юг»
21 февраля 2011, 14:53
  Юг

Главы субъектов Северо-Кавказского федерального округа в ближайшее время начнут отчитываться по показателям эффективности социальной работы и привлечения инвестиций на свою территорию. А чтобы появились дополнительные стимулы для работы, полпред Александр Хлопонин берётся договориться с Минфином

Фото: ИТАР-ТАСС
Александр Хлопонин хочет ввести систему отчёта глав субъектов в СКФО перед населением и правительством РФ

Главное опасение, которое существует сегодня в отношении политики федерального центра на Северном Кавказе, состоит в том, что системной работы здесь не ведётся, что новая политика, ознаменовавшаяся созданием СКФО, предполагает не более чем увеличение финансирования. Любое публичное выступление Александра Хлопонина содержит попытку обосновать принципиально другую логику работы — на один рубль государственных вложений должно прийтись шесть рублей частных денег. Пока что эти шесть рублей — цель, которой ещё надо достичь главам субъектов округа, а у последних дело плохо со стимулами и кадрами. Александр Хлопонин, как стало ясно после его встречи с руководителями ведущих СМИ региона, прошедшей в начале февраля, сейчас пытается сформировать эти стимулы двумя способами — кнутом и пряником. Он вводит дисциплинарную ответственность и договаривается с Минфином о том, чтобы субъектам, которые увеличили доходы бюджета, не обрезали финансирования.

Призрак Минфина бродит по Кавказу

Отношения кавказских республик, уровень дотационности которых составляет сегодня 55–75%, с министерством финансов РФ сегодня самые нежные: Москва может дать не только положенное, но и что-то сверх того. Можно представить себе небольшой отдел в крупной корпорации — если его отчёты хороши, то способов поощрения может быть достаточно. Такой отдел трижды подумает, прежде чем реализовывать инициативы, которые могут негативно повлиять на отношения с казной. Привлечение инвестиций — именно такая инициатива.

В конце прошлого года в Карачаево-Черкесии написали проект закона о привлечении инвестиций. Закон прошёл первое чтение, а потом застрял… в федеральном Минфине. Это ведомство не устроили некоторые льготы, которые дотационная территория посмела предложить инвесторам. Нет, настоять на своём можно, но зачем республике такие проблемы?

«Внимание Минфина привлекли льготы по налогам на прибыль и на имущество, — рассказывает председатель комитета по экономической политике, бюджету, финансам, налогам и предпринимательству Народного собрания КЧР Мурат Суюнчев. — Мы предложили освободить инвесторов от налога на прибыль на срок до наступления окупаемости проекта, но не более чем на три года. От налога на имущество мы предложили освободить инвесторов на семь лет. Такие законы уже действуют в большинстве субъектов федерации. Нам он особенно нужен, потому что мы увидели тенденцию к сокращению частных инвестиций на фоне повышения государственных». Пробивать законопроект пришлось лично президенту республики Борису Эбзееву, который разговаривал по этому поводу с премьером и вице-премьером правительства РФ. После этих встреч, заручившись поддержкой в верхах, Эбзеев занял однозначную позицию: регион принимать законопроект будет.

От уровня дотационности республик зависит и объём их финансирования. Если территория повышает доходы бюджета, уровень дотационности снижается, а финансирование урезается. В такой ситуации стимулов привлекать инвестиции и увеличивать доходы бюджета у регионов попросту нет.

Однако Александр Хлопонин объявил о важном прецеденте. Кабардино-Балкария в 2010 году по отношению к предыдущему году увеличила доходную базу на 46% за счёт работы с инвесторами. «Межбюджетные отношения складываются так, что стимула наращивать доходную базу нет: насколько ты нарастил — настолько тебе федеральный центр сократит дотации, — говорит г-н Хлопонин. — Но ситуацию удалось переломить — именно в отношении КБР принято решение не урезать субсидии в связи с ростом доходов, а пустить их на развитие социальной инфраструктуры. Так что хочу всех правильно настроить: Минфин идёт нам навстречу». Впрочем, кажется, что прецедент с одним регионом переносить на округ в целом ещё рано.

Хромание дисциплины

Повышение дисциплинарной ответственности — один из «технических» способов борьбы с коррупцией, которая сегодня явно отпугивает инвестиции от региона. Типичный пример: предприятие вкладывает средства на геологоразведку где-то в гористой местности, получая поддержку муниципалитета, но как только разведка увенчивается успехом и инвестор готов войти, оказывается, что земля — ещё вчера муниципальная — уже принадлежит частным лицам, чьи имена возникли явно не случайно. И называемая цена земли — не более чем определённый процент от объёма планируемого проекта. Коррупция на Кавказе — это губительная привычка требовать вперёд долю от ещё не заработанной прибыли.

Создание дисциплинарной поруки на местах — один из способов борьбы с коррупцией, препятствующей какому-либо управлению в сфере экономической политики. Дисциплину в целом сегодня можно считать главной проблемой Северного Кавказа. Госуправление на этой территории в последний год отличает наличие вполне определённой и сильной политической воли федерального центра, усилием которого порождена первая общая стратегия развития территории. Следующая часть — способность субъектов воспользоваться возможностями, которые даёт наличие такой воли, а это предполагает отстройку стабильной работы администраций на местах.

«В ближайшее время мы выработаем показатели эффективности власти на территориях, — рассказывает Александр Хлопонин. — Сегодня правительством принято около 70 показателей эффективности работы органов власти в субъектах. Я предложил сократить все эти показатели до двух блоков, каждый из которых должен включать в себя не более десяти пунктов. Первый блок будет называться “Социальное самочувствие населения”. Эти показатели станут формироваться за счёт опросов общественного мнения в начале каждого года — по результатам года по этим показателям делается отчёт. Второй блок — “Объём привлекаемых инвестиций”, это базовый показатель для экономики».

Такие же требования Хлопонин порекомендовал главам территорий применить к их заместителям. Например, мог бы быть введён такой показатель, как количество встреч с представителями бизнеса. «Если встреч меньше, чем три в месяц, чиновника нужно увольнять», — подытожил полпред.

Время введения предложенных показателей ещё неясно. Но важность их появления и реального контроля за их исполнением сложно переоценить. Северный Кавказ сегодня остро нуждается в недвусмысленных целях, которые работали бы даже на уровне чиновника среднего звена — и предлагаемые Хлопониным показатели могли бы выполнить эту функцию.