Кавказская альтернатива китайской обуви

Спецвыпуск
Москва, 22.10.2012
«Эксперт Юг» №42-43 (232)
Новосибирская группа «Обувь России» заявила о намерении построить в Карачаево-Черкесии крупнейшую на Юге фабрику по производству кожаной обуви. Несмотря на сложную ситуацию в легпроме и скептическую оценку со стороны игроков рынка, проект заслуживает внимания — он предполагает, что новое предприятие в республике в существенной степени заменит производственные мощности группы в Китае

Фото предоставлено компанией

Новый проект обувной фабрики ГК «Обувь России» планируется реализовать за пять лет в несколько этапов: первый год потребуется на ремонт и оснащение здания, со второго по пятый будет проводиться поэтапный запуск производства и постепенное наращивание объёмов с 600 тысяч пар обуви до 1 млн в год. По нынешним меркам отрасли эти параметры смело можно назвать рекордными. Например, фабрика «Юрос», которая более 10 лет является ведущей компанией на ростовском рынке кожаной обуви, сегодня выпускает около 100 тысяч пар в год. Ещё один крупный производитель кожаной обуви — компания Walrus — производит в год до 187 тысяч пар. Общая стоимость черкесского проекта оценивается в 1,4 млрд рублей. Но при работе фабрики на полную мощь годовой объём реализации продукции составит около 4 млрд рублей.

По данным пресс-службы компании, «Обувь России» проходит процедуру получения госгарантий на реализацию проекта. Проект уже одобрен Министерством регионального развития РФ, ему ещё предстоит пройти экспертизу ВЭБа и Министерства финансов. Финансирование проекта будет осуществляться за счёт собственных и заёмных средств в соотношении 30 к 70. В августе 2012 года «Обувь России» подписала инвестиционное соглашение с банком МФК, который выступает основным кредитором. После получения госгарантий заёмные средства будут предоставлены на пять лет и покроют 70% от общей стоимости производства. «Сегодня мы имеем собственное обувное производство в Новосибирске, его доля в общем объёме продаваемой в наших магазинах обуви — 20 процентов, — сообщает заместитель директора по связям с общественностью ГК “Обувь России” Наталья Паули. — Также мы размещаем заказы по производству обу­ви и на других российских фабриках, которые расположены в Подмосковье, Ростове-на-Дону. В целом доля российского производства в нашем товарообороте составляет 40–45 процентов».

Китайский глобализм

Многим экспертам рынка непонятна сама идея таких крупномасштабных действий. Собеседник «Эксперта ЮГ» из Российского союза кожевников и обувщиков уверен, что лёгкая промышленность всегда характеризуется быстрой оборачиваемостью, что обувь — это гибкий товар, который не требует «такого глобализма». Да и рынок обуви сейчас находится в неопределённо-подвешенном состоянии из-за наплыва китайской продукции. «На сегодняшний момент обувные производственные мощности России обеспечивают около 10 процентов потребления, — поясняет генеральный директор Национального обувного Союза Наталья Демидова. — В основном потребительский рынок обуви заполнен импортом из юго-восточной Азии. Так, например, в Китае уже более 20 лет работают предприятия, обладающие  современной технологической базой и большими мощностями, где размещено производство крупнейших обувных фирм Европы. В мире производится 20 миллиардов пар обуви в год, 85 процентов из которых поступают из юго-восточной Азии. В низкой и средне-низкой ценовой нише конкурировать с Китаем уже невозможно, и перенос производственных мощностей в Китай — объективный процесс, связанный со снижением себестоимости продукта».

Менеджер по продажам компании-производителя мужской обуви ООО «Юрос» Елена Васильева подчёркивает: «Непонятно, чем руководствуется компания: в то время как большинство производителей переживают обвал рынка, сокращая свои мощности до 40 процентов, новосибирский игрок заявляет о проекте новой фабрики мощностью в миллиард пар обуви в год. Даже самые устойчивые региональные игроки с опытом работы более 15 лет не могут и мечтать о подобных объёмах!»

Вопрос сбыта — один из самых острых сегодня: южные производители в основном выбирают схемы сотрудничества с оптовиками или же специализированными выставками и в этом случае оказываются в одной нише «неузнаваемости» с китайскими конкурентами. У ГК «Обувь России» в сфере сбыта имеется преимущество — группа развивает сеть торговых точек под брендом «Вестфалика». Таких сетей в России пока немного. В числе потенциальных конкурентов представители компании называют дискаунтеров «ЦентрОбувь», Obuv.com, Kari, а в среднеценовой нише — сети Respect, «Терволина».

«Любой, даже известной компании, приходя в новый регион, необходимо осваивать местную специфику,  привлекать на свою сторону новых партнёров и развивать узнаваемость бренда на этой территории, — замечает Наталья Демидова. — На юге России производство обуви сосредоточено в Ростове-на-Дону, и в основном это  мужская обувь. Эти компании  давно знают рынок, уже достигли хорошего уровня, и вполне конкурентоспособны».

Изменили границу

Выбор географической точки для нового производства тоже кажется довольно неожиданным. Тем более что в ближайшие годы компания планирует увеличивать своё присутствие на рынке Поволжья, а не Северного Кавказа. Однако размещение фабрики в Черкесске имеет два очень мощных резона. Во-первых, здесь будет предоставлена стопроцентная поддержка местных властей. «На Сочинском экономическом форуме глава Карачаево-Черкесской Республики Рашид Темрезов представил проект обувной фабрики как один из ключевых для региона, — сообщает пресс-служба компании. — Кроме того, был подписан меморандум о намерениях по реализации данного инвестиционного проекта на территории города Черкесска между главой республики и директором ГК “Обувь России”». Для рес­публики этот инвестпроект даст положительные результаты: открытие новой фабрики позволит в какой-то степени реанимировать то обувное производство, которое существовало на территории КЧР в советские времена, задействовать уже имеющиеся кадры, тем более что ремесленные обувные мастерские здесь развивались с давних пор. Проект также привлечёт предприятия смежных отраслей, которые могут быть включены в технологическую цепочку производства обуви, начиная от производства сырья (кожи) и заканчивая пошивом и реализацией конечной продукции. В министерстве экономического развития КЧР «Эксперту ЮГ» сообщили, что «данный проект включён в инвестиционный план республики и претендует на получение государственных гарантий РФ».

Вторым значимым фактором развития производства в Черкесске является решение вопроса кадрового обеспечения. «Практически у всех обувных компаний, занимающихся производством  на российской территории, основной проблемой является нехватка специалистов, — поясняет г-жа Демидова. — Особенно в производстве кожаной обуви, где доля ручного труда составляет 60 процентов. И надо отдавать себе отчёт, что обучение кадров — это не только значительные дополнительные вложения, но и достаточно долгий процесс». «Обувь России» планирует решить кадровый вопрос, привлекая к производству местных жителей: проект новой фабрики принимает участие в реализации региональной программы по молодёжной политике, которая даёт возможность привлекать молодых жителей республики, численность которых составляет около 30% от общего населения.

Развитие производства в КЧР позволит сэкономить на таможенных и логистических издержках — в зоне доступности фабрики в Черкесске находятся основные производители сырья для обувной промышленности, расположенные в Рязани, Ростове-на-Дону. «Этот проект даст компании большую мобильность при распределении товара и сократит сроки поставок продукции в магазины, позволит быстро решать вопросы пополнения коллекции в сезон, когда необходимо размещать дозаказы наиболее продаваемых моделей. Ещё один важный момент — это возможность организовать контроль качества здесь, на месте», — комментирует Наталья Паули.

Но не только экономия на логистике привела «Обувь России» на Северный Кавказ.

Экспансии не будет

Компания «Обувь России» наладила отношения с восточноазиатским рынком и перенесла туда своё основное производство, поэтому с китайцами она конкурировала их же методами. Однако в стратегических планах — производить до 50% от общего объёма продукции в Черкесске, тем самым покрывая потребности компании на южном и центральном рынках. Планируется, что фабрика в Новосибирске будет обслуживать Урал, Сибирь и Дальний Восток. А черкесское производство во многом заменит китайское — такова логика нынешнего перераспределения производственных сил группы.

Эта логика cвязана с масштабными изменениями во внутренней китайской политике, где легпром потерял свои приоритетные позиции, уступив инновационным технологиям. «Сегодня и европейские, и российские обувные компании, ранее размещавшие своё производство в Китае, озабочены выводом этих мощностей из страны, — объясняет Светлана Широва, заместитель директора по перспективному развитию компании Walrus. — Держать свои мощности в Китае или сотрудничать с китайскими производителями теперь невыгодно. Наш немецкий парт­нёр, компания Desma, специализирующийся на разработке оборудования для производства обуви с 1946 года, подтверждает: европейские производители обуви намерены покинуть Китай и обосноваться в Восточной Европе. Вероятнее всего, развивая проект в Карачаево-Черкесии, “Обувь России” решает эти же проблемы».

Отдельный повод для беспокойства — непонятно, как поведёт себя рынок в ближайшие пять лет в связи с вступлением России в ВТО. Сейчас пошлина на кожаную обувь составляет 10%, но не менее 1,8 евро за пару, и в ближайшие годы эти показатели также должны постепенно снижаться. С одной стороны, открытый рынок даёт возможность нашим производителям осваивать Европу, с другой — последняя встреча с итальянскими производителями обуви, организованная в ТПП Ростовской области в октябре этого года, показала: кризис заставил многие европейские компании наращивать долю экспорта. Те же небольшие итальянские обувные фабрики, рынком сбыта которых более 10 лет служили в основном центральные регионы России, сегодня видят для себя перспективы и на Юге. Условия ужесточившейся конкуренции смогут выдержать лишь сильнейшие игроки. Поэтому создание своего производства на Юге — это для «Обуви России» ещё и дополнительный шанс укрепиться на становящемся всё более сложным рынке.

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №42-43 (232) 22 октября 2012
    Мобильные приложения
    Содержание:
    iРазработчики себя обнаружили

    Главный тренд телекоммуникационного рынка — экспоненциальное увеличение статистики входа в интернет с мобильных устройств, смартфонов и планшетных компьютеров. На Юге сейчас активно формируется рынок разработки мобильных приложений

    Реклама