Банки Юга вышли из шока

Называть ситуацию в банковской сфере Юга оптимистичной рано: один из крупнейших банков региона находится на санации, динамика активов в целом отрицательная. Однако местным игрокам удалось преодолеть кризис доверия вкладчиков и найти подходы для того, чтобы кредитовать малый бизнес в то время, когда большинство федеральных игроков отвернулись от этого сектора

Рост кредитного портфеля продолжился во второй половине 2015 года, но его темпы значительно ниже, чем в 2014 году // Помесячный прирост корпоративных кредитов в рублях, млрд рублей

В 2015 году условия для работы банков существенным образом не улучшились. Хотя Центробанк в течение года постепенно снижал ставку рефинансирования с запредельных 17%, нынешние 11% по-прежнему не дают возможности предлагать кредиты на приемлемых условиях. Качество заёмщиков тоже оставляет желать лучшего: на Юге уровень плохих долгов по корпоративным кредитам в целом выше, чем по стране. Доля просроченной задолженности у банков, работающих в макрорегионе, составила 10,1% в портфеле кредитов юрлиц и 8,9% — в потребительских кредитах. В активах банков РФ (без учёта московского региона) эти показатели составляют 7,8% и 7,4% соответственно.

Количество банков, работающих на Юге, сокращается: всего за год 31 банк покинул рынок вследствие отзыва лицензии, а 11 закрыли свои офисы. Девять из ушедших банков имели южную прописку (в прошлом году покинувших рынок местных игроков было 18, из них у 14 отозвана лицензия). Кроме того, уже в 2016 году регулятор отозвал лицензию у ростовского Капиталбанка и Адамон-банка из Владикавказа. Мы оставили их в наших таблицах как примеры банков, которые вот-вот станут банкротами (в подавляющем большинстве случаев после лишения лицензии следует банкротство): у обоих банков наблюдается существенный рост активов и кредитного портфеля в 2015 году, оба увеличили объём привлечённых вкладов физлиц, правда, у первого прибыль, а у второго — убытки. Надо подчеркнуть, что прибыльность банка не говорит о его надёжности: из 11 банков шесть показали прибыль по итогам 2014 года. Один из ушедших банков, Агроинкомбанк, был астраханским только по прописке: большая часть его бизнеса располагалась в Москве. Наиболее заметным событием года стала передача краснодарского Крайинвестбанка на санацию. Это произошло в конце 2015 года, поэтому банк сохранил свои позиции в рэнкинге. Санатором стал крымский РНКБ, который вскоре после объявления о санации перешёл в собственность государства. В данный момент банк продолжает работу на рынке, в нём действует временная администрация.

Однако если рассмотреть показатели самостоятельных кредитных организаций региона, то по ряду параметров ситуация даже лучше, чем в среднем по стране: местные банки активно наращивали как портфели активов, так и депозитную базу. И именно последний фактор позволяет говорить о том, что наиболее устойчивые локальные банки преодолели свой главный кризис — недоверие населения и, как следствие, отток вкладов, которые являются основным источником фондирования для региональных игроков. По мнению участников рынка, нынешний год станет периодом адаптации банков к новым условиям, в которых региональные банки будут искать точки повышения эффективности работы. А федеральные игроки — осторожно возвращаться в кредитование бизнеса.

Южные игроки вернулись в «родной» сегмент

Наиболее впечатляющий показатель банков региона — рост кредитного портфеля юрлиц на 13,6%. В целом по банковской системе Юга прирост активов отрицательный, -1,6%, что говорит о том, что падение сегмента пришлось на банки других регионов, прежде всего федеральных и транснациональных игроков. Динамика активов юрлиц в России (без учёта московского региона) тоже невелика, 2,1%. По сути, благодаря кризису местные банки стали возвращать себе основную специализацию, работу с сектором МСБ. В предшествующие кризису 2014 года несколько лет в сегмент кредитования малого бизнеса вышли крупнейшие игроки со своими «кредитными фабриками», которые, с одной стороны, позволили достичь двузначных темпов роста этого сектора экономики, с другой — отщипывали заметные куски от бизнеса местных кредитных организаций.

Справедливости ради стоит заметить, что в начале 2015 года кредитование бизнеса вообще замерло по всей стране: и банки, и бизнес находились в шоке от того, что называется «новыми экономическими условиями». Но федеральным игрокам в 2015 году даже постепенное снижение ставки рефинансирования не помогло полноценно вернуться в кредитование. Какие-то банки переключились на крупный бизнес, замещавший зарубежное фондирование, какие-то просто осмысливали ситуацию, предлагая МСБ лишь некредитные продукты. Управляющий базовым филиалом банка ВТБ24 в Краснодаре Виктор Тусиков рассказал, что в начале прошлого года многие банки в связи с дефицитом ресурсов и высокой стоимостью денег на рынке перестали выдавать кредиты юридическим лицам, а те, кто кредитовал, подняли ставки по действующим кредитам и новые выдавали на иных условиях. «В 2015 году мы фиксировали снижение спроса на инвестиционные кредиты, приоритет клиентов сместился в сторону кредитов на пополнение оборотных средств и лимитных продуктов, то есть на поддержание существующего бизнеса. В силу этого наш портфель продемонстрировал снижение», — пояснил г-н Тусиков.

Исполняющий обязанности директора ростовского филиала Банка Москвы Ирина Прокопенкоговорит о том, что у банка портфель кредитов малому бизнесу сохранился на уровне начала 2015 года, составив 477 млн рублей. «2015 год начался значительным спадом спроса на кредитование малого бизнеса, после того как в конце декабря 2014 года была резко поднята учётная ставка и банки оказались вынуждены поднять ставки кредитования до 26-30 процентов. Некоторое восстановление кредитного рынка сегмента МСБ началось со второй половины 2015 года», — рассказала г-жа Прокопенко. Одним из действенных механизмов поддержки сегмента она назвала возможность использования в качестве обеспечения по кредитам гарантий, предоставляемых АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». «Гарантии, предоставляемые Корпорацией МСП, не только позволяют решить вопрос обеспечения исполнения обязательств клиента перед банком, но повышают кредитный рейтинг клиента, что делает возможным снижение ставки по кредиту», — добавила Ирина Прокопенко.

Сотрудничество с государственными институтами развития вообще дало ощутимую поддержку многим банкам, в том числе и крупнейшим, которые ранее не использовали этот инструмент для привлечения фондирования или гарантийных услуг. Заместитель председателя правления банка «Кубань Кредит» Елена Шаталоваговорит, что у регионального банка, который и до кризиса активно сотрудничал с МСП Банком и другими институтами поддержки и развития малого бизнеса, в 2015 году доля совместных продуктов увеличилась. «Мы предлагаем кредитные продукты совместно с Гарантийным фондом Краснодарского края, МСП Банком и Корпорацией МСП. Это позволяет расширить доступ субъектов МСП к кредитным ресурсам за счёт гарантийного механизма, добиться льготных процентных ставок и получения финансирования при недостатке обеспечения», — объясняет г-жа Шаталова. Необходимо отметить, что «Кубань Кредит» стал лидером по приросту кредитного портфеля в корпоративном сегменте: по данным банка, за 2015 год он выдал 23,1 млрд рублей кредитов компаниям МСБ, прирост составил 72,9% (прирост без учёта переоценки валютной составляющей, по данным «Эксперта ЮГ», 30%). При этом уровень просроченной задолженности в банке очень невысокий, 1,2%.

Темпы кредитования МСБ крупнейшего регионального игрока, банка «Центр-инвест», снизились на 7%, однако его кредитный портфель юрлиц по-прежнему самый большой в регионе, порядка 38 млрд рублей. С большой вероятностью можно предположить, что в нынешнем году динамика кредитования МСБ и у «Центр-инвеста», и у крупнейших банков качнётся в сторону плюса: крупные игроки дольше осваиваются в новой экономической ситуации, зато и цели себе сегодня ставят двузначные. Банк Москвы планирует увеличить портфель кредитов МСБ на 15–17% по итогам года. ВТБ 24 за первые 2 месяца 2016 года выдал малому бизнесу на 26% по сумме и на 28% по количеству больше, чем за I квартал прошлого года.

Директор филиала «БКС Премьер» в Ростове-на-Дону Руслан Хисматуллин рассказал, что если в течение 2015 года банк кредитовал в основном клиентов крупного бизнеса, то сейчас готовит кредитные программы, ориентированные на клиентов малого и микробизнеса. А Елена Шаталова говорит о том, что кредитование МСБ в 2016 году остаётся одним из приоритетных направлений работы банка, и «Кубань Кредит» планирует рост кредитного портфеля не менее чем на 40%.

Депозиты как признак спокойствия

Весь год банковская система работала над тем, чтобы заместить дорогие средства ЦБ более дешёвыми частными вкладами. Примерно одинаково преуспели в этом все банки: рост составил 23% в целом по системе, 30% — по госбанкам, у Сбербанка — 15%, у региональных кредитных организаций — 27%, а у банков юга России — 34%. Кроме того, малые банки передавали посредством межбанковских кредитов и операций репо средства крупным и государственным. В итоге к концу года система заместила 4 трлн рублей средств ЦБ деньгами частных вкладчиков и юрлиц. Объём средств на рублёвых расчётных счетах вырос в целом на 14%, в госбанках на 22%, в прочих лишь на 2,5%, при этом у региональных наблюдалось снижение на 4,3%, у банков Юга — на 1,7%. Зато местные банки выручают счета ИП, которые подлежат страхованию: их объём в целом по стране вырос на 23%, у госбанков — на 22%, у региональных — на 17%, в банках Юга — на 24%.

Эти показатели говорят о преодоления кризиса доверия к банкам как со стороны населения, так и со стороны мелких предпринимателей; кризиса, бывшего предельно острым в конце 2014 года, когда банки испытали массовый отток вкладов клиентов. Хотя опыт наблюдения за действиями регулятора показывает, что неприкасаемых в банковской среде нет, всё же частота отзывов не в пользу малых организаций. Кроме того, крупные банки, даже очень проблемные, чаще всего санируют, а не банкротят. Так что показатели роста депозитной базы могут считаться хорошим признаком стабильности. При этом, надо отметить, у местных банков в этом продуктовом сегменте сохранилось большое число сильных соперников, поскольку федеральные и международные игроки сосредоточили значительные усилия на некредитных продуктах. Дмитрий Шахметов, директор РЦ «Южный» Райффайзенбанка, говорит о том, что банк в 2015 году сделал ставку на более активное продвижение некредитных продуктов и предложений по комплексному обслуживанию в части РКО. «По итогам 2015 года в сегменте розницы и малого и микробизнеса Южного филиала Райффайзенбанка рост комиссионных доходов составил 7 процентов год к году. Кроме того, произошёл значительный прирост остатков по счетам физлиц, на 15 процентов, и пассивов по клиентам малого и микробизнеса, на 20 процентов», — добавил г-н Шахметов. Объём депозитного портфеля физических лиц Банка Москвы увеличился на 29% и составил 1,75 млрд рублей. Руслан Хисматуллин поясняет, что банк в течение года активно работал над развитием транзакционных и накопительных продуктов, и к концу года портфель пассивов и количество клиентов выросли примерно на 80%. По словам руководителя региональной дирекции по Южному и Северо-Кавказскому округам, управляющего филиалом АКБ «Фора-Банк» в Ростове-на-Дону Сергея Бондаренко, и банки, и клиенты уже освоились в той объективно непростой ситуации, в которую их поставила экономика. «По моему мнению, пока рано говорить об окончании кризиса банковской системы, — рассуждает г-н Бондаренко. — В прошлом году Банк России установил рекорд, отозвав лицензии почти у 90 организаций, и тенденция сохраняется. Но шок давно прошёл. И банки, и клиенты научились жить и взаимодействовать в новых условиях, работать по новым правилам и, таким образом, способствовать обоюдному развитию».

Кредитовать уже можно

Если основной целью для банков в 2015 году было сохранить устойчивость и не набрать «плохих» долгов, то в нынешнем году банкиры начинают задумываться о росте, причём не только депозитов, но и активов. Прогнозы крупнейших игроков пока осторожны: Виктор Тусиков говорит, что в банке не ждут в 2016 году возобновления экономического роста, даже при условии восстановления благоприятной ценовой конъюнктуры на ключевые товары российского экспорта. «Но в целом надеемся, что спрос на кредиты со стороны и предприятий и населения в течение года будет расти, — говорит г-н Тусиков. — По итогам 2016 года мы рассчитываем нарастить общий кредитный портфель до 44 миллиардов рублей (по итогам 2015 года — 39,9 миллиарда рублей). Цель будет достигнута в основном за счёт работы в сегментах ипотечного и потребительского кредитования, где мы ожидаем годового прироста портфеля в пределах 10 процентов и усиления работы с клиентами малого бизнеса при удержании портфеля автокредитов на достигнутом к концу 2015 года уровне».

Елена Шаталова согласна с тем, что ипотека способна показать наиболее уверенный рост. «В 2015 году примерно каждая третья квартира, приобретённая с помощью ипотеки, была взята именно по программе “Ипотека с господдержкой”, и эксперты прогнозируют сохранение данной тенденции в 2016 году», — сказала г-жа Шаталова. А в Банке Москвы вообще около 50% выдач приходится именно на программы господдержки. Хотя, по мнению банкиров, заоблачных результатов ждать всё же не стоит, поскольку требования по программе «Ипотека с господдержкой» достаточно ощутимые: например, первоначальный взнос составляет от 20%.

Что касается кредитования бизнеса, то, как отмечает Елена Шаталова, в 2016 году рост кредитного портфеля будет происходить за счёт кредитования традиционных для нашего региона отраслей: предприятий агропромышленного комплекса (в том числе и сельхозтоваропроизводителей), предприятий санаторно-курортной сферы, пищевой промышленности (мясная, рыбная, молочная), овощеводства, садоводства. «Кроме того, мы рассматриваем действующих клиентов на предмет уровня проникновения транзакционных продуктов и видим точки роста комиссий от увеличения количества и объёмов предоставления услуг», — добавила г-жа Шаталова. Сергей Бондаренко тоже сохраняет оптимизм относительно кредитных продуктов: «Лично я возможности дальнейшего роста вижу в наращивании кредитного портфеля, а также в предложении различных продуктов, позволяющих предприятиям успешно развиваться. Например, высоким спросом пользуется факторинг, позволяющий производителям получать оперативно и в достаточном объёме оборотные средства на выгодных для клиента условиях».

Тем не менее, поиски новых, некредитных, сценариев сотрудничества с клиентами — одна из наиболее важных задач как местных банков, так и банков российского масштаба. В период повышенного внимания к качеству активов со стороны регулятора безрисковые доходы становятся важной частью стратегии развития банка. Дмитрий Шахметов добавляет, что основой для преуспевающего банковского бизнеса в сегодняшних реалиях будет способность банка не только удержать, но и расширить базу целевых клиентов. «В связи с этим первостепенное значение приобретают не модификации продуктовой линейки как таковой, а её адаптация к изменениям в потребностях клиентов в комплексе с развитием технологий и онлайн-сервисов, — поясняет г-н Шахметов. — Комфортные коммуникации с клиентами, доступность сервисов 24/7, оперативное и комплексное обслуживание, высокопрофессиональное финансовое консультирование — то, что сейчас необходимо клиентам и что будет давать реальное преимущество на рынке банковских услуг».

Вне зависимости от того, какую точку роста избирает себе тот или иной банк, новые экономические реалии требуют от банков пересмотра долгосрочных стратегий развития, по мнению председателя совета директоров банка «Центр-инвест» Василия Высокова. «Старая бизнес-модель, которая строилась на том, чтобы использовать “временно свободные” деньги для кредитования долгосрочных проектов, исчерпала себя: временно свободных денег нет, электронные платежи проходят мгновенно, — убеждён г-н Высоков. — Для балансировки спроса и предложения простых продуктов банки не нужны, с этим справляются скидки и рассрочки крупных торговых сетей. Банки будут нужны для кредитования “общественных благ и услуг” — таких товаров, которые нужны всем, а платить за них не хочет никто, например, ремонты многоквартирных домов. Конкурентное преимущество будет у банков, которые научатся работать с такими продуктами». По мнению Василия Высокова, грамотная стратегия региональных банков в этой новой системе — эффективное управление региональными рисками: «Региональные банки должны помогать населению инвестировать свои средства в здоровье, образование, собственный бизнес, инфраструктуру для своей семьи и бизнеса, в крайнем случае — в бизнес друзей и близких. Избыток инвестиций можно направлять в строительство спортивных объектов, в игру на финансовых рынках и тотализаторах».

Если же говорить о рецепте развития регионального банкинга на ближайший год, то, по словам Елены Шаталовой, региональные банки вполне смогут успешно конкурировать с федеральными игроками в регионе присутствия. «Региональные банки гибче, мобильнее, быстрее, отличаются высокой клиентоориентированностью, что является наиболее ценным в условиях современной экономики», — убеждена г-жа Шаталова.

_____

В подготовке материала принимал участие Сергей Селянин