«Бизнес понимает, что иначе нельзя получить разрешение на строительство»

Новая городская среда
Москва, 23.05.2016
«Эксперт Юг» №6 (392)
По словам мэра Краснодара Владимира Евланова, за последний год принципы развития среды в городе были заметно скорректированы — они стали жёстче и понятнее, но главное — они дадут тот уровень комфорта, который на деле нужен всем сторонам — жителям и бизнесу в первую очередь

— Прошлой осенью муниципальными властями был начат проект «Открытый Краснодар», заявленный как годовая подготовка к разработке нового генплана города. Чего вы ждёте от этого проекта, что Краснодар должен получить в итоге?

— «Открытый Краснодар» — это ещё одна дискуссионная площадка для широкого публичного обсуждения проблем, волнующих и касающихся всех горожан. Это комплексное название проекта по теме изменений генерального плана развития города, которые назревали длительное время. Причиной этого явилось несоответствие правил застройки города генплану развития Краснодара. Раньше на это внимания не обращали, но в связи с установкой, которая появилась после смены краевого руководства, мы обязаны учесть все назревшие изменения. И все дальнейшие выделения земельных участков теперь должны рассматриваться только в соответствии с городским генпланом.

Кроме того, многие вопросы изначально не были учтены в генплане. Такие, например, как деятельность федерального Фонда содействия развитию жилищного строительства, расположение военного аэродрома, который подлежал выносу за пределы города и даже не был обозначен на плане, организация зелёных зон, изменение транспортной схемы города и многое другое. Мы провели обсуждение этих вопросов на различных форумах и конференциях. В конце мая на аппаратном совещании Законодательного собрания края будет заслушан мой отчёт о нашей готовности к внесению изменений в генплан. Будут скоординированы многие вопросы, которые находились на проработке в проектных институтах. В частности, разработкой проекта генплана занимается «Краснодаргражданпроект». Эту работу планируется завершить до конца года.

— Ряд городов по привычке заказывают сразу генплан, причём не предусматривая года на аналитическую работу. И часто публичные слушания при этом проходят формально. Как дела обстояли в Краснодаре?

— Мы многие вопросы скорректировали благодаря публичной критике, которая во многом была инициирована новым подходом к градостроительной деятельности нынешнего руководства края. Сегодня проекты, если они не будут соответствовать генплану, просто не возьмут в исполнение — пока они не будут приведены к новым нормам. Если сравнить, сколько было выдано в прошлом году разрешений на строительство и сколько в этом, получится огромная разница — сокращение не менее чем наполовину. Это связано с ужесточением подхода к выдаче разрешений.

Качество в ручном режиме

— Что в новой ситуации власти должны сделать сами, а что — отдавать на откуп бизнесу?

— Вообще ничего отдавать на откуп нельзя. Всё должно быть обдумано изначально с учётом интересов бизнеса и обеспечения нормального жизненного пространства для жителей. Выдавая разрешение на строительство микрорайона, нужно сразу делать всё, чтобы тот был состыкован со всеми городскими удобствами (дороги, ливнёвки, канализация, транспорт). Чтобы человек, покупая квартиру, получал комфорт. Ранее на это не обращали особого внимания, полагая, что новый микрорайон имеет право на некоторые изъяны, которые со временем будут ликвидированы. Тот же Комсомольский микрорайон обустраивали порядка 30 лет. По Юбилейному до сих пор снимаем проблемы.

— Именно бизнес должен брать на себя решение задач такой стыковки?

— Именно так мы и ставим задачу. Но власть может ускорить решение некоторых вопросов своим участием. Например, сегодня мы одновременно строим в городе десять быстровозводимых школ в тех местах, где ведётся интенсивное жилое строительство. Построить такую школу на 400 мест можно за полгода, а типовую надо строить несколько лет. То же самое касается развития детских садов за счёт пристроек, увеличения мест, коммуникаций, объектов энергетики, тепла, газификации. Как раз эти вопросы решаются самой властью.

— Как сам бизнес относится к новым задачам?

— Если сравнить его отношение год назад и сейчас — это большая разница. Тогда бизнес и слышать не хотел о решении вопросов в социальной сфере. Сегодня он понимает, что иначе просто невозможно получить разрешение на строительство. Обязывающих законов до сих пор нет, но бизнесмен понимает, что без решения этих вопросов вести строительство не получится.

К тому же мы наблюдаем некоторый кризис из-за перепроизводства жилья. В этом случае оно не имеет такого спроса, если не обеспечено всем необходимым для жизни. Стало понятно, что сроки реализации жилья напрямую зависят от того, насколько оно комфортно. Все давно работающие у нас строительные компании ищут свои способы реализации возводимого жилья. Пошло уже более активное продвижение преимуществ именно комфортного жилья. Достаточно посмотреть рекламу по ТВ, чтобы понять, какие аспекты выходят на первый план.

— А как у вас решаются вопросы с застройщиками, которых власти обязывают делать дополнительные вложения на ликвидацию недостатков жилищного строительства?

— Нет единого средства для всех. Есть федеральный закон № 214, по которому можно привлечь застройщика к процедуре банкротства — хотя эта процедура может привести вообще к остановке строительства. Ищем вместе с застройщиками способы решить проблему с привлечением средств инвесторов. Сегодня в Краснодаре порядка 20 проблемных объектов. Порой дольщики не решаются обратиться в суд, а сразу предъявляют претензии муниципальным властям, требуя заставить застройщика довести объект до сдачи в эксплуатацию. В этом случае мы пытаемся привлечь к завершению строительства сторонних инвесторов, которые за счёт собственных средств должны довести его до конца. Это ручной режим работы.

— Со многими из застройщиков администрация города сейчас судится?

— Сейчас в судах находятся дела по 29 объектам с проблемными домами, пять из которых — самострои и должны идти под снос.

Тонкости ГЧП

— В последний год на первый план вышла тема экологического каркаса города. Каким вы видите экономическое обоснование этой темы? Что в ней главное?

— Градо-экологический каркас — это большой и серьёзный проект, рассчитанный на десятилетия. И сегодня уже начата работа по формированию рабочей группы экспертов для разработки плана его реализации. К тому же многие строительные компании сами изъявляют желание создавать «зелёные зоны», чтобы получился единый «зелёный скелет» города, связывающий Карасунские озёра, прибрежную полосу Кубани, парки, скверы и пр. Задача поставлена так: нужно привязывать новые микрорайоны к действующим «зонам» посредством соединения их через новые «зелёные зоны». Проект новый, в России успешных примеров подобного нет. Так что надеюсь на то, что нам удастся это сделать совместно с горожанами.

— Как правило, тут возникают две трудности: либо слишком дорого эти «зоны» создавать, либо дорого их содержать впоследствии.

— Сейчас мы ставим вопрос о том, чтобы вновь создаваемые бизнесом зелёные зоны передавать на обслуживание городским структурам. Мы ещё сами не до конца осмыслили такую схему, но двигаться будем в этом направлении.

— Города по-разному подходят к схеме обслуживания городских парков. Где-то они находятся на муниципальном обслуживании, где-то — в долгосрочной аренде у бизнеса, где-то применяются сложные схемы ГЧП. Каким путём пойдёт Краснодар?

— Я считаю, что наиболее действенными будут структуры либо муниципальных, либо региональных властей. Тогда можно в любое время поставить вопрос о соблюдении требований по качеству выполненных работ. Концессии же предполагают снижение влияния местных властей на частные функции. К примеру, краснодарский «Водоканал» был передан в долгосрочную аренду «Росводоканалу», и до последнего времени мы спорили с ним о качестве его работы. А оно значительно ухудшилось. Пришлось прибегать к мировому соглашению по выводу из кризиса всего этого хозяйства. Ранее предполагалось, что эта долгосрочная аренда должна перейти в концессию. Но если там нет ответственности перед городом, можно представить, к чему это приведёт. Реального бизнеса в сфере ЖКХ на сегодняшний день нет. А средства на модернизацию изыскиваются не за счёт инвестиций, а за счёт роста тарифов для населения.

Все крупные парки в Краснодаре переданы в управление МУП «Парки, инвестиции, туризм». Среди них — Чистяковская роща, парки «Городской сад», «Солнечный остров», Рождественский. Многолетняя практика показала, что такая организация обслуживания главных городских парков очень эффективна — сегодня они выглядят аккуратными и ухоженными. Что касается небольших скверов в разных частях города — они приводятся в порядок силами администраций внутригородских и сельских округов, представителей бизнес-сообщества, рядовых горожан, которые наводят там красоту в ходе субботников и санитарных пятниц. Кроме того, ведётся работа по приданию статуса особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения тем участкам, где есть зелёные насаждения.

— Прорабатываются ли какие-либо проекты концессионных согла­шений?

— Для реализации проектов ГЧП городом создана рабочая группа и принят ряд правовых актов. Сейчас идёт поиск инвесторов и подготовка конкурсной документации к заключению концессионных соглашений по нескольким объектам. Например, мы предлагаем провести реконструкцию физкультурно-оздоровительного комплекса по улице Сормовской, реконструировать кинотеатр «Аврора», построить очистные сооружения в микрорайоне Гидростроителей.

Проблемы, которые надо решать вживую

— Штаб по благоустройству города ещё работает? Как можно оценить результаты его деятельности?

— Конечно. Я считаю, что он крайне необходим. За последние два года мы смогли добиться успехов в наведении порядка в городе. Изменились архитектура торговых рядов, рекламных конструкций, остановок общественного транспорта, уровень озеленения, уборки мусора и прочее.

Ещё в 2014 году совместно с администрацией края мы начали работу по приведению магистральных улиц города к единому архитектурному облику. В частности, обратились к опыту подготовки Сочи к проведению Олимпийских игр. Смысл работы в том, что берётся одна конкретная улица и на всём протяжении оценивается её внешний вид, включая состояние фасадов и кровель зданий, заборов, тротуаров, столбов уличного освещения, остановочных павильонов, урн, уличной рекламы, зелёных зон и так далее. Выявляется любой изъян — будь то разбитая тротуарная плитка или потрёпанная рекламная вывеска. И в дальнейшем составляются планы, как все подобные нестыковки устранить.

Под эти цели на муниципальном уровне были откорректированы правила благоустройства территории города, которые теперь чётко определяют требования по цветовому решению зданий, расположению и размерам вывесок на фасадах, содержанию и озеленению прилегающей территории и другое. Для контроля за исполнением этих правил за основными улицами были закреплены специалисты администрации города, которые регулярно совершают их обход, проводят разъяснительную работу с гражданами — если видят несоответствия, то ставят об этом в известность собственников зданий, коммерческих объектов, чтобы привели всё в рамки утверждённых параметров. Собственникам, чьи объекты имели неприглядный вид, было предложено провести их реконструкцию, при необходимости разработать и сделать новый дизайн. Большое количество бизнесменов откликнулись на призыв, обновили свои объекты, что самым положительным образом сказалось на внешнем облике города.

А в ходе проверок выяснилось, что на улицах размещено большое количество незаконной рекламы, баннеров, киосков, торговых палаток и других подобных объектов, которые существовали без всякой разрешительной документации или на основе договоров аренды, срок действия которых истёк. Это дало ещё одно направление для стартовавшей масштабной работы по созданию единого городского облика. Демонтаж и перемещение таких объектов позволили освободить тротуары, пешеходные зоны, газоны и другие городские территории. Те объекты, которые остались, были отремонтированы и включены в единую схему.

Сегодня можно сказать, что кампания по благоустройству Краснодара дала положительные результаты, многие улицы значительно улучшили свой облик, стали выглядеть более ухоженными, аккуратными, в конечном итоге — город стал комфортнее для жителей и гостей Краснодара.

— Весной вы объявили о намерении претендовать на место в Госдуме от края. О многом тут ещё рано говорить, но я хотел бы спросить вас о том, какие темы от региона сегодня нуждаются в лоббистских усилиях от будущих депутатов?

— На уровне законодательном нужно наконец принять меры по упорядочению формирования местных бюджетов — по видам доходов, налогов, идущих в казну муниципалитета. Потому что сегодня всё отдано на откуп субъектам федерации. Каждый субъект может определять, какая часть налога на доходы физлиц идёт в бюджеты муниципалитетов. За последние годы эта доля снизилась с 30 до 22 процентов. Соответственно, из муниципальной казны ушли значительные доходы: 8 процентов для Краснодара — это около 10 миллиардов рублей, которые нам бы помогли решить многие вопросы по капвложениям, содержанию города.

Другая тема — есть ряд налогов по малому и среднему бизнесу, которые вообще не поступают в местный бюджет, хотя ответственность за развитие МСБ несёт муниципальная власть. А благами от этого не пользуется. Есть ряд проблем российского масштаба, которые я бы решал по-другому. Например, деятельность по капремонту сегодня организована через специализированные региональные фонды — много критики было в адрес таких фондов, и иначе к ним и относиться нельзя, поскольку они бездеятельны. Такие проблемы, кроме муниципалитета, никто не решит — а сейчас он совершенно отстранён от этой деятельности. То же самое — я не считаю нормальным то, что всё здравоохранение забрано на региональный уровень, в то время как существует понятие муниципального здравоохранения, которым на деле муниципалитет никак не распоряжается. А горожане идут требовать к нам — и попробуй объясни, что это не наша ответственность. Министерства не в полной мере имеют представление о вопросах, которые надо срочно исправлять муниципальным образованиям. Эти проблемы нужно решать на местах, вживую. 

У партнеров

    «Эксперт Юг»
    №6 (392) 23 мая 2016
    Чем запомнятся южные думцы?
    Содержание:
    «Ряд депутатов за 10 лет избрания по спискам избиратели забыли»

    По словам Дмитрия Абросимова, директора Центра региональных социально-экономических исследований, результатом нового сезона борьбы за места в Госдуме должно стать появление региональных лидеров, которые будут иметь политический вес на местах. Сейчас такого веса нет почти ни у кого

    Реклама