Как сделать будущее табачного рынка легальным и бездымным

Владимир Козлов
генеральный директор аналитического центра «Эксперт Юг»
1 декабря 2020, 00:00
  Юг

Ростовская область в прошлом году стала рекордсменом по объёму нелегальной табачной продукции. Между тем ключевой игрок рынка, компания «Филип Моррис Интернэшнл» (ФМИ), чья фабрика работает в Краснодаре, объявил курс на бездымное будущее, и его новые технологии занимают уже 6% рынка

ИЗ АРХИВА КОМПАНИИ «ФИЛИП МОРРИС ИНТЕРНЭШНЛ»
Управляющий по корпоративным вопросам Южного региона аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Алиса Андреева

По данным агентства Nielsen, на конец 2019 года Ростов-на-Дону стал абсолютным лидером среди российских городов-миллионников в сфере нелегального оборота табака. В столице ЮФО на долю нелегальных сигарет приходилось 50,9%, годом ранее этот показатель был 32,2%, в 2017 году — около 15%. По нелегальному обороту Ростов серьёзно обогнал ближайших соседей — Краснодар и Волгоград, где нелегальный табак занимает 3% и 5,1%. Повышение с 2021 года на 20% ставки акциза увеличит разрыв между стоимостью контрафакта и легальной продукции, а значит, увеличит привлекательность серых схем. С обсуждения горячей темы мы и начали разговор с Алисой Андреевой, управляющим по корпоративным вопросам Южного региона аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России.

Что происходит в сфере борьбы с нелегалами

— Ростовская область в прошлом году оказалась российским лидером по объёму продаж нелегальной табачной продукции. Что изменилось за год?

— Такая сложная проблема, как нелегальный оборот, не имеет простых и быстрых решений. Очевидно, что без системного взаимодействия в этом вопросе не обойтись. Вместе с соответствующими региональными государственными структурами и отраслью за последние годы был выработан ряд мер по ужесточению ответственности за нарушение правил торговли табачной продукцией в неустановленных местах на территории области. Так, в регионе принят нормативный акт, позволяющий главам муниципальных образований области расторгать договоры аренды нестационарных торговых объектов с бизнесменами, если будет выявлено, что они торгуют нелегальными сигаретами. Также в настоящее время заметно возросла активность и результативность правоохранительных и надзорных органов, и мы видим позитивную динамику в борьбе с разными проявлениями нелегальной торговли. Как следует из публикаций СМИ, за три квартала нынешнего года правоохранительными органами было изъято более 600 тысяч нелегальных пачек сигарет, что практически в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. В марте органами Южной оперативной таможни было ликвидировано масштабное производство контрафактных сигарет крупнейшей на юге России преступной группы, производившей и сбывавшей контрафактные сигареты популярных марок. И, конечно, нельзя не отметить значительный вклад в формирование в обществе нетерпимости к нелегальной продукции, который вносят СМИ, освещая данную проблематику на страницах своих изданий. В конце текущего года мы ожидаем новые данные аналитического агентства Nielsen по итогам третьего квартала 2020 года и, учитывая всю проделанную работу, надеемся на снижение доли нелегальной торговли сигаретами в этом году.

— Ключевым фактором антирекордов называли близость к границам с непризнанными республиками — а какие ещё факторы влияют на объём нелегального рынка?

— Основной причиной роста объёма рынка нелегальной табачной продукции является её ценовая доступность для потребителей. Есть существенная разница в ставках акциза между Российской Федерацией и другими странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Пачку нелегальных сигарет можно без труда приобрести в два и даже три раза дешевле, чем пачку легальных. Стоит отметить, что процесс выравнивания акцизов начался в конце прошлого года с подписания соглашения о гармонизации акцизной политики странами-участницами ЕАЭС, и мы приветствуем его скорейшую ратификацию всеми сторонами.

— В прошлом году проблема была поставлена на самых разных уровнях — какая работа в течение года велась региональными властями?

— За последние годы проблема нелегального оборота табачной продукции заняла важное место в повестке федеральных и региональных властей. Как правило, реализация нелегального табачного продукта сопровождается целым рядом нарушений федерального законодательства и способствует развитию теневого рынка табачных изделий со всеми вытекающими последствиями. В связи с этим эффективное решение проблемы невозможно без наличия системной координации между всеми правоохранительными, таможенными, налоговыми службами и органами исполнительной власти экономического блока с участием представителей бизнеса и общественных организаций. Можно с уверенностью сказать, что в Ростовской области такое взаимодействие построено. За последние три года вопрос о противодействии незаконному обороту табачной продукции неоднократно рассматривался на заседаниях Комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Ростовской области. Более того, в прошлом году в регионе была создана Межведомственная рабочая группа по вопросам пресечения нелегального оборота подакцизной продукции. Эти совещательные площадки позволяют представителям отрасли, государственным органам, общественным организациям и бизнес-ассоциациям обсуждать текущую ситуацию и вырабатывать предложения по совершенствованию взаимодействия в сфере пресечения нелегального оборота табачной продукции. При этом крайне важно продолжать усилия по борьбе с нелегальным табачным рынком, учитывая, что с 2021 года в России на 20 процентов увеличивается ставка акциза — из-за этого ценовой разрыв между легальной и контрабандной продукцией станет ещё больше, чем сегодня.

За три квартала нынешнего года правоохранительными органами было изъято более 600 тысяч нелегальных пачек сигарет, что практически в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года

Что такое устойчивое развитие в работе бизнеса

— Ваша компания выстраивает своё развитие, ориентируясь на цели устойчивого развития ООН. Эти цели очень масштабны и часто, на первый взгляд, достаточно далеки от бизнеса. Не является ли сама стыковка целей с бизнесом компании проблемой? Как ваша компания решила эту проблему?

— Принципы устойчивого развития легли в основу бизнес-стратегии компании, поскольку мы считаем, что их системное внедрение в бизнес-процессы — своего рода золотой стандарт развития бизнеса. Как ответственная компания, ФМИ по всему миру стремится содействовать решению наиболее важных экономических и социальных проблем в регионах присутствия. Для нас это означает формирование долгосрочной ценности и снижение при этом отрицательных факторов, связанных с продукцией компании, производством и цепочкой поставок.

Мы определили три приоритетные цели, в достижение которых может быть внесён наибольший вклад. Для ФМИ в России это цель 3 — «Хорошее здоровье и благополучие». Конечно, самый большой вклад в достижение этой цели мы связываем с заменой традиционных сигарет на инновационные бездымные продукты с научно обоснованным снижением вреда. Далее, цель 12 — «Ответственное потребление и производство» и цель 8 — «Достойная работа и экономический рост».

— Могли бы привести примеры того, как компания адаптирует свою деятельность к целям устойчивого развития?

— Одной из приоритетных целей для нас является цель 3 — «общественное здоровье и благополучие», так как одна из её задач — снизить пагубное воздействие неинфекционных заболеваний, в первую очередь тех, которые связаны с курением. Именно поэтому более десяти лет назад мы начали разрабатывать продукты с пониженным риском и поместили их в центр наших усилий по обеспечению устойчивого развития. Для нашей компании самый большой вклад, который мы можем осуществить в сфере своей корпоративной социальной ответственности, — кратное снижение вредного влияния курения на здоровье.

— Ориентация бизнеса на цели устойчивого развития в последние годы набирает силу. Какие партнёрства необходимо развивать для более эффективного достижения целей устойчивого развития на региональном уровне?

— Устойчивое развития для бизнеса — это системная работа по всем направлениям как внутри компании, так и во внешней среде, это даёт ощутимый экономический эффект не только для собственного бизнеса, но и для местных сообществ, регионов и страны в целом. В последние годы тема устойчивого развития приобрела большое значение в бизнесе, обществе. Это связано в том числе с глобальными процессами в мире. Сегодня уже всем понятно, что задача бизнеса — не только приносить прибыль акционерам, но и помогать делать лучше общество в целом, совершенствуя принятые практики с учётом ситуации с экологией и широкой группы факторов, относящихся к повестке устойчивого развития. И уходящий непростой год показал, что наиболее устойчивыми оказались структуры, которые не декларативно, а в реальности демонстрируют приверженность целям устойчивого развития в своей работе. И партнёрство в широком смысле слова является краеугольным камнем в этом процессе. В нашей компании ключевыми принципами, которыми мы руководствуемся во взаимодействии с нашими партнёрами, органами государственной власти, общественными организациями, всегда были и остаются прозрачность и открытость ведения бизнеса. С 2017 года ФМИ в России публикует отчёт о деятельности в области устойчивого развития. Отчёт о нефинансовой деятельности является одним из важнейших инструментов укрепления общественного доверия к нашей компании и конструктивного диалога со всеми заинтересованными сторонами.

В России уже свыше трёх миллионов совершеннолетних пользователей IQOS, при этом порядка 78 процентов из них полностью перешли на использование IQOS, бросив курить сигареты

Приближается ли бездымное будущее

— Бездымное будущее — такая идеальная перспектива развития бизнеса определена вашей компанией. Какие цифры сегодня подтверждают, что мы к этой цели движемся?

— О стремлении создать бездымное будущее и трансформации нашего бизнеса мы объявили в 2016 году. И мы убеждены, что будущее — за продуктами, в которых отсутствует процесс горения, такие продукты представляют собой лучшую альтернативу курению. С 2008 года мы инвестировали в научные исследования, в разработку и оценку бездымных продуктов более 7,2 миллиарда долларов и привлекли более 400 учёных, инженеров и технических специалистов мирового уровня. В России уже свыше трёх миллионов совершеннолетних пользователей IQOS, при этом порядка 78 процентов из них полностью перешли на использование IQOS, бросив курить сигареты. Доля рынка табачных стиков для IQOS в России по итогам девяти месяцев 2020 года составила шесть процентов.

— В момент появления систем нагревания табака они были с точки зрения законодателя неопознанным объектом. Но за несколько лет они введены в законодательное поле, сформирована широкая сеть торговли новыми приборами. Какими темпами растёт этот сегмент в России и каковы задачи следующего этапа?

— Да, вы правы, 31 июля 2020 года были приняты изменения в федеральное законодательство, касающиеся установления регулирования для никотинсодержащей продукции, в том числе изделий с нагреваемым табаком. Табачные стики отнесены к никотинсодержащей продукции, а устройства IQOS — к устройствам для потребления никотинсодержащей продукции. Несмотря на выделение такой продукции в отдельную категорию, законодатель установил одинаковые правила потребления никотиносодержащей продукции и сигарет. Может получиться так, что потребитель бездымной продукции будет вынужден употреблять её в тех же местах, что и курильщик традиционных сигарет. На наш взгляд, всё-таки дальнейшие меры в отношении регулирования оборота и потребления никотинсодержащей продукции должны учитывать её научно доказанный пониженный риск. В связи с этим было бы правильным создать отдельные зоны для использования альтернативных никотинсодержащих продуктов, поскольку в случае отсутствия таких зон часть курильщиков, уже переключившихся на менее вредные бездымные продукты, может вернуться к курению сигарет.

— Не может не волновать вопрос о судьбе краснодарской фабрики — каким может быть её будущее в условиях сокращения потребления и производства традиционных сигарет и роста рынка систем нагревания табака?

— Производство на фабрике продолжается, мы твердо нацелены на то, чтобы сохранить высокий уровень профессиональной экспертизы на производстве в Краснодаре. «Филип Моррис Кубань» в настоящее время является одной из двух фабрик компании в России и продолжает производить наш традиционный продукт — сигареты.

Чем занимаются корпоративные волонтёры

— Вы возглавляете созданный недавно Южный совет по корпоративному волонтёрству. Какие силы объединил совет? Над решением каких проблем он работает?

— Мы начали масштабное развитие корпоративного волонтёрского движения на юге России в 2017 году. С этой целью наиболее активные представители российских и международных компаний и организаций в регионе создали платформу для взаимодействия — Южный региональный совет по корпоративному волонтёрству (ЮРСКВ). В настоящий момент совет объединяет порядка 25 компаний и организаций. Мы реализуем волонтёрские инициативы в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Сочи, Волгограде, Курске и Воронеже. В 2019 году с участием компаний-членов ЮРСКВ в городах Южного федерального округа проведено семь экологических волонтёрских акций, в которых приняло участие более 500 человек. Мы сажали деревья, очищали берега рек и озер, восстанавливали парки. В Ростове-на Дону мы уже несколько лет подряд принимаем участие в акциях, направленных на сохранение реки Темерник и очищение её берегов.

В связи с текущей эпидемиологической ситуацией в стране, связанной с пандемией, мы не реализуем масштабные корпоративные волонтёрские акции. Тем не менее, корпоративные волонтёры активно используют различные возможности участия в акциях в онлайн-формате, а также делают первые шаги в освоении нового для себя опыта в области интеллектуального волонтёрства. Волонтёры в онлайн-режиме имеют доступ к разным задачам, в решении которых на данный момент нуждается некоммерческий сектор. В рамках ЮРСКВ мы постоянно обсуждаем потенциал корпоративного волонтёрства в России, лучшие практики и новые технологии для его эффективного развития.