Возвращение в будущее

Ирина Хомич
26 июня 2000, 00:00
  Урал

Неформальная группа ижевских художников "Одомаа" ("Земля предков"), организованная в июне 1998 года, отметила свою вторую годовщину проведением выставки-фестиваля "Мушому" - "Земля пчел". Выставка собрала многих художников финно-угорского региона, работающих в этнофутуристическом направлении.

Этнофутуризм не стоит путать с этнографизмом, то есть описанием особенностей культуры того или иного народа. Тем более он не имеет ничего общего с традиционализмом - консервацией этих особенностей. Его задача в ином: сохраняя все черты национальной самобытности, соединить их с современным мировосприятием и тем самым продлить жизнь этноса в будущее (футуро).

Обитая в дремучих лесах, восточные финно-угры менее других европейских народов поддались нивелирующему воздействию христианства, сумев сохранить почти в неприкосновенности языческий космос, ощущение единства с Природой. К сожалению, долгое время художники предпочитали внешние, фольклорные проявления этой культуры, а сокровенный магический смысл орнаментов, ритуалов, тотемов и родовых знаков оставался в пренебрежении. Этнофутуристы обращаются к корням национального искусства во всей их глубине, понимая в то же время, что современный человек не может органично воспринять систему древних верований. Чтобы такое восприятие произошло, нужно сблизить древние и современные культурные координаты.

За осуществление этой задачи взялась национальная группа удмуртских художников: Валентин Белых, Сергей Орлов и Юрий Лобанов (последний - автор герба и флага Удмуртии). Все они прекрасно знают национальную культуру и постоянно обращаются к ней в своем творчестве. Сейчас уже трудно сказать, "Одомаа" ли организовала первую в Ижевске этнофутуристическую выставку "Дом молодого медведя" или же выставка стала импульсом к созданию группы - все произошло спонтанно и достаточно скромно. Но в следующие месяцы состоялись еще две выставки - "Одомаа" и "Эрумаа" ("Земля Любви"), каждый раз все с большим успехом и числом участников.

Успех можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, общим подъемом интереса ко всему этническому. Во-вторых, свободой самовыражения для художника: приемлются любые жанры и стили, от ортодоксального реализма до самого исключительного авангарда, с единственным требованием - привязки к теме. Тема каждый раз меняется и каждый раз символична. Если это дом, то не просто жилище человека или медведя, а микрокосмос; если любовь - разумеется, продолжение рода; если пчелы - то гармоничное устройство общества. Разнообразие художественного раскрытия и осмысления этих тем всегда привлекает внимание зрителей. Наконец, открытие каждой из выставок неизменно превращается в театральное действо, в которое вовлекаются все присутствующие. Никто не остается в стороне от национальных танцев или обрядовых перформансов, проникаясь таким образом этнофутуристической атмосферой. (На открытии выставки "Эрумаа", например, был организован живой ткацкий стан: каждый держал свою нить, кто-то изображал челнок, а сотканные полоски ткани тут же раздаривались участникам.)

После несколько хаотического начала "Одомаа" систематизировала свою деятельность, решив проводить по одной тематической выставке в год. В марте 1999 года темой была избрана рыба, как один из космических символов древних удмуртов: тур, стоящий на спине Великой Рыбы, держит на своих рогах мироздание. Нынешняя же выставка, "Земля пчел", стала беспрецедентной по числу участников (более семидесяти) и географическому охвату: Татарстан и Башкирия, Марий Эл и Мордовия, Коми и Эстония. На нее обратили внимание представители Госсовета Удмуртии и достаточно серьезные спонсоры. Возможно, в следующем году "Одомаа" наберет еще большую высоту, хотя тема будущей выставки-фестиваля еще неизвестна: по словам Юрия Лобанова, она должна возникнуть сама собой.