Мы все поедем на Момбасу

Турфирмы утверждают: Африка будет самым актуальным направлением

Момбаса - это остров в Кении, куда валом валят миллионы туристов со всего мира. Остров гораздо популярнее, чем Испания, которой пока очарованы уральцы, потому что в Испании эти миллионы уже сто раз были. Фирмы, задающие моду на туристическом рынке Екатеринбурга, предрекают: через два года и у наших земляков Африка станет хитом сезона. Ныне же потоки туристов в зависимости от сезона распределяются так: летом все едут на ближнее Средиземноморье - в Турцию и на Кипр, и дальнее - в Испанию. Осенью и зимой - в Юго-Восточную Азию: Сингапур, Малайзию, Индонезию, Таиланд. А весной отечественные туристы катят в Египет и Европу.

Рынок туризма сегодня - это один из наиболее динамичных секторов уральской экономики, в который вкладываются инвестиции. Туризм кормит авиакомпании и гостиничный бизнес, экскурсоводов и музеи, "шоперов" - крупных организаторов челночной торговли. Наш турист кормит другие страны. Каждый чартерный рейс с "челноками" из Екатеринбурга вливает в экономику Китая миллион долларов. Туризм позволил многим найти свое место в жизни, открыть свое дело. Многие виды бизнеса развились в Екатеринбурге благодаря тому, что люди увидели за кордоном. Многие коттеджи под Екатеринбургом напоминают испанские и кипрские строения, множатся ресторанчики и кафе нездешнего облика. Народ ездит с пользой, привозя, кроме "похожестей", также и понимание того, что любой бизнес должен быть цивилизованным.

Уральский рынок, по мнению его участников, более честный, стабильный и развился раньше, чем московский, во всяком случае пока на нем не стреляют и нет кидальческих фирм. Возможно, третий российский центр туризма - Екатеринбург - несколько меньше по размерам Москвы и Питера, но клиентам здесь предлагается абсолютно тот же спектр услуг по тем же ценам.

Бюрократы и кидалы

Вся туристическая сфера Екатеринбурга развилась из трех компаний: "Спутника", "Интуриста" и совета профсоюзов. Как только стало все разрешено и ничего не запрещено, пионеры туристического бизнеса решили свои творческие силы и знания, накопленные на госслужбе, использовать в коммерческих целях.

Изначальным приоритетом на рынке стало качество работы и безопасность бизнеса. В краю потомков кержаков, отличавшихся строгими нравами, и ответственных "оборонщиков" считается недопустимым, чтобы тебе в лицо сказали: "Ты, Вася, не прав". Так что, когда под Новый год объявилась некая фирма "Вояж-люкс", предложившая екатеринбуржцам необычно дешевые путевки в Европу для встречи там миллениума, многие, недооценив силу рекламы, поверили. Мошенники, по некоторым оценкам, собрали 20-30 тысяч долларов и исчезли, оставив для разбора полетов ничего не знавших и ни за что не отвечавших клерков. С тех пор туристические фирмы города перешли на "бюрократическую" договорную и контрактную схемы взаимодействия.

Сегодня можно сказать, что рынок устоялся. На нем активно действует 80 компаний, из них 20-25 можно отнести к высокопрофессиональным, порядка 17 стабильных компаний объединились в Уральскую ассоциацию туризма. Хотя статистика утверждает, что свыше 400 фирм в Екатеринбурге вписали в свои уставы туризм и туристическую деятельность. Кто-то из них порой на полулегальной основе отправляет людей в путешествие и не платит налоги. Крупным туристическим структурам, работающим по 6-10 лет, хотелось бы, чтобы государство более жестко подходило к деятельности "нелегалов", вешающих сомнительные объявления на подъездах типа: "Продаю отдых!" или "Море - бесплатно". Учет и контроль нужны не для того, чтобы устранить конкурентов. Все должны играть по одним правилам.

Лидеры и аутсайдеры

Все участники рынка делятся на три вида. Это компании с достаточно большими оборотами и большой доходностью, достигающей от 15% до 30% прибыли от суммы вложенных средств. Но и с большими рисками, потому что они берут на себя основные стратегические и тактические проработки и заказы, обеспечивают работой и идеями, предложениями весь рынок. Лидеры определяют моду, тенденции, традиции и перспективы. Компании среднего уровня стремятся во всем поддерживать верхний эшелон, действуя во многом по аналогии и имея в его лице опору для развития, определения собственных направлений. И наконец, есть небольшие фирмы, которые не могут себе позволить риск, не имеют солидного капитала, но имеют доброе имя. Их доходы колеблются от 6 до 10 % от вложенных средств. По оценкам некоторых аналитиков, обороты фирм первой десятки могут достигать 15 млн. долларов в год, у 25 ведущих фирм - 1 млн. долларов, но точного порядка цифр на рынке вам не скажет никто. Ни по деньгам, ни по количеству клиентов.

- Большая компания - это не просто большой офис и многочисленный персонал, - говорит Сергей Бузько, директор крупнейшей турфирмы "Мир", лидирующей на рынке. - Это прежде всего уровень профессиональной оценки ситуации на рынке и возможность ее использования. Но это и большой хозяйствующий механизм, включающий в сферу своих интересов организацию чартерных, то есть прямых авиационных перевозок. Третий признак серьезности компании - она регулярно, вне зависимости от сезона, засвечивает себя в рекламе и постоянно предлагает что-то новое. На уральском рынке сложилась определенная конкуренция направлений, и консолидация участников рынка происходит именно на основе поддержки той или иной идеи.

Поле, где деньги растут

Сергей вспоминает, что после августовского кризиса 1998 года все, наблюдая, как разоряются фирмы, предрекали конец туризма. Крупные фирмы тогда сильно пострадали, но даже в тех условиях сумели сохранить главное - доверие людей: они сбрасывались и вывозили за свой счет из-за рубежа тех наших туристов, кто оказался без средств. После кризиса количество клиентов сократилось в два раза.

В этих условиях крупные структуры ощущают усиливающуюся конкуренцию, а среди небольших фирм, наоборот, усилились объединительные тенденции, так легче выжить. Но объединяются не бизнесы. Мелкие компании, например, договариваются посылать свои группы туристов вместе одной турецкой компании и таким образом экономят на транспортных расходах, на пересылке документов. Такие путевки становятся дешевле, а значит, более конкурентоспособными.

В целом на рынке происходит разделение труда. Лишь немногие крупные фирмы могут самостоятельно арендовать самолет. Как правило, турагентства объединяются, заключают договор с партнером за границей, создают пакет и продают его. Пакет - это путевка, в нее входит проживание, питание, страховка, встречи-проводы и прочее. Крупные фирмы в основном занимаются операторской работой по двум-трем основным направлениям. У них нет большого спектра предложений. Как правило, их продукт продают небольшие фирмы, которые действуют как агентские бюро, перекупающие путевки в Екатеринбурге и других городах.

Вот как это происходит. "Допустим, "Ява-тур" арендует каждую неделю самолет. В нем триста мест. Я сообщаю этой фирме, что беру у нее на каждом рейсе 20 мест, - рассказывает Татьяна Кузнецова, директор небольшой, но динамичной "Дианы - тур". - За то, что я гарантированно беру блок мест, мне продают их по меньшей цене. Скажем, не по 360 долларов, а по 300. Мне выгодно - прибыль с каждого билета, и партнерам тоже - у них гарантия, что все места будут реализованы. Туризм - выгодный, хотя и хлопотный бизнес. Степень риска здесь очень велика: сколько самолетов идет незаполненными! Не смогла фирма-оператор продать путевки - все, она прогорела". Специфика нынешнего сезона как раз в том, что в выигрыше ничем не рискующие агенты, самолеты операторов летят незаполненными на треть.

Чтобы туризм становился туризмом, в него надо постоянно вкладывать - идеи, деньги, технологии. Только в этом случае он может стать богатым источником "живых" денег. Но пока это под силу немногим крупным участникам рынка, создающим игровое поле для всех.