Промышленная зона российского масштаба

Челябинская область могла бы быть туристическим центром

Туристические фирмы Челябинска в большинстве своем действуют как самостоятельные единицы, хотя используют и профессиональные контакты со столичными фирмами. Главный принцип по отношению к клиенту: "ваши проблемы заканчиваются после уплаты денег, и начинаются удовольствия" - соблюдается ими достаточно строго. После злополучного августа 98-го туристические операторы понемногу расправляют плечи, возобновляя старые маршруты за рубеж и по местным точкам отдыха.

Специализированных фирм, разрабатывающих местные маршруты, мало. Большинство предпочитает иметь универсальный перечень географических названий, дабы угодить на любой вкус. Исключение составляет "Интурист", имеющий не только огромный опыт, но и хорошую репутацию на рынке. По словам генерального директора ЗАО "Интурист - Челябинск" Лидии Смирновой, специализация на рынке туристических услуг жизненно важна, поскольку, во-первых, нельзя объять весь мир на соответствующем уровне сервиса, во-вторых, большие объемы на сегодняшний день не так значимы, как качество. Разработка же местных маршрутов сегодня невероятно сложна, и потому эта рыночная ниша почти свободна. Организовать активный отдых, включающий экскурсии и сплав по реке, при отсутствии инструкторов и гидов должного уровня просто нереально. Однако спрос на такие услуги есть, люди согласны платить деньги за хороший отдых.

Прошлый сезон, когда клиенты предпочитали отдыхать, не покидая пределов Челябинской области, заставил санатории и дома отдыха значительно улучшить условия их размещения. Система оплаты гибкая - поселят и полечат сообразно тем денежным средствам, которыми располагает клиент.

Особенность сезона-2000, по данным туроператоров компаний "Лагуна", "Интурист", "Виктория", в том, что люди снова хотят отдыхать в Турции, Греции, Италии, Испании, на Кипре. При этом наибольшим спросом пользуются именно туры на отдых, меньшим - познавательный и экскурсионный туризм. Видимо, состоятельные российские граждане ищут только комфортный отдых: хорошие отели, пляжи, хорошие курорты из-за того, что они устали от сложной отечественной действительности. В сфере индивидуальных поездок клиентов привлекает возможность подлечиться (Чехия, Болгария, Израиль) и получить дополнительные знания (Англия, США, Мальта).

Число челябинских шоп-туристов, резко сократившееся в 1998 году, не увеличилось. Шопинговый туризм не получил развития на Южном Урале, как это произошло в Москве, Питере, Казани. Не последнюю роль в этом сыграл местный авиамонополист - "Челябинское авиапредприятие", чья ценовая политика вынуждает турфирмы работать с Екатеринбургом. В итоге клиент с чемоданами едет три часа в автобусе в соседний мегаполис. Клиент недоволен, да и немалые деньги - несколько сотен тысяч рублей - с каждым рейсом уходят из Челябинска екатеринбургским авиаторам.

Несмотря на красивейшую природу, обилие озер (более 3 тысяч), потока туристов на Южный Урал из остальной России и из-за рубежа не наблюдается. Иностранцы опасаются репутации Урала как зоны экологического бедствия, а россияне не имеют достаточных средств на отдых. Сказывается и отсутствие рекламы. А ведь у Южного Урала, по мнению Лидии Смирновой, огромный потенциал - помимо красивой природы на руку Уралу играет и его расположение практически в центре страны (удобно ехать из любой точки России). Имея на своей территории такие уникальные объекты, как горнолыжные курорты международного уровня обслуживания "Абзаково" (который в свою предвыборную кампанию разрекламировал Путин), "Завьялиха", исторический заповедник "Аркаим", Челябинская область вполне может быть не только промышленной зоной российского значения, но и туристическим центром. Проблема только в деньгах - и в бюджетных на развитие инфраструктуры, и тех, что в кошельках у граждан. Без повышения жизненного уровня населения до возрождения массового туризма далеко, а только он по-настоящему рентабелен.

Челябинск