"Спящая красавица" по Фрейду

6 ноября 2000, 00:00
  Урал

или Чайковский в стиле рэп

Балет Чайковского "Спящая красавица" в постановке известного французского хореографа Карин Сапорта называется "Ярко-красные слезы". Карин специализируется в основном на балете-модерн, она - давний партнер Екатеринбургского театра балета. Мировая премьера совместного проекта, где задействованы танцовщики театра и Хореографического центра Кан (Франция), состоялась в мае 2000 года в Кане, российская - в последней декаде октября в Екатеринбурге. Теперь спектакль отправился по городам России и Европы.

От нового детища муниципального театра балета ждали традиционной для театра изысканности и оригинальности. Эстетические запросы публики сполна удовлетворены: каждую сцену в спектакле можно назвать произведением искусства (декорации Жана Бауэра, костюмы Патрика Теруатена, свет Оливье Шобер). "Для меня очень важно показывать на сцене красоту, - утверждает директор театра Олег Петров. - Я имею в виду ту внутреннюю духовную жизнь, которой наполнен мир. И я всегда искал художников, которых эта красота влечет. Именно сейчас, когда "мир уродлив и люди грустны", очень важно, чтобы были те, для кого красота никогда никуда не исчезала. Иногда для того, чтобы войти в мир красоты, люди должны увидеть, рассмотреть тот вход, по которому они в этот мир идут, и изысканные костюмы и декорации в наших спектаклях - именно начало пути к красоте".

Оригинальности в постановке - тоже хоть отбавляй. По пробуждении Авроры действие спектакля переносится в фантастическое будущее, музыка Чайковского то заглушается записью сеанса связи с космическим кораблем "Восток-5" (Чайковского при этом нестерпимо жаль), то плавно перетекает в рэп. Танцовщикам только и остается, что исполнять хип-хоп, адаптированный к их балетной выучке.

Глобальная идея спектакля - столкновение времен на грани тысячелетий (в этом же русле, судя по всему, нужно рассматривать и обилие "цитат" из постановок "Спящей" хореографов разных поколений: Мариуса Петипа, Федора Лопухова, Рудольфа Нуриева, Константина Сергеева). Мини-идея - фрейдистское толкование невинного сказочного сна принцессы тем состоянием, в которое впадает девушка в период полового созревания и первой менструации (отсюда, кстати, и "ярко-красные слезы" Авроры).

Уже много лет, чтобы привнести "культуру в массы", Запад "адаптирует" эту самую культуру для народа: благодаря осовремененной экранизации "Ромео и Джульетты" молодежь знакомится с Шекспиром, а концерты симфонических оркестров устраиваются на лужайках для пикников. К сожалению, новую версию "Спящей" вполне можно отнести к явлениям такого порядка: слишком уж силен популяризаторский дух постановки. И фрейдизм, и рэп больше похожи на заигрывание с публикой, нежели на хореографические и философские находки.

Именно этот-то ликбез, при том что он неплохо задрапирован, странно видеть в рамках деятельности труппы Олега Петрова, творческие проекты которой всегда отличались хорошим вкусом и предельной немассовостью. "Я всегда исходил из возможностей труппы. Я никогда не питал иллюзий по поводу того, что в труппе есть гениальные нцовщики. Гениальных танцовщиков вообще очень мало, это единицы на весь мир, но есть талантливые люди, профессионалы. Исходя из данных каждого из них я и подбирал материал для постановок и искал хореографов, которые могли бы эти постановки осуществить", - говорит Олег Петров. Между тем работа с классическим материалом, да еще такого уровня, как балет Чайковского, - задача сверхсложная. Может быть, поэтому и случилось так, что, вопреки обычному для труппы равновесию между замыслом и его воплощением, в последней постановке внешний антураж не имел под собой внутренней идейной и пластической безупречности...

Постановкой и премьерой "Спящей красавицы" театр отметил десятилетие. За это время труппа стала одним из самых знаменитых российских коллективов, работающих в разных стилях - от неоклассики до весьма неакадемических направлений танца. С театром работали такие известные хореографы, как Гедрюс Мацкявичус, Георгий Алексидзе (Грузия), Алла Сигалова, Лука Веджетти (Италия), Пал Френак (Франция). Как в любом творческом коллективе, на протяжении десяти лет в театре происходили перемены, связанные и с кризисами, и с желанием неуклонно двигаться вперед.

Сейчас проект Олега Петрова находится на следующей, качественно новой ступени развития: к 2002 году на основе театра балета должен будет появиться институт танца, который предполагает существование в своих рамках балетной труппы, школы, продюсерского центра и журнала. Эта идея, по словам директора труппы, тоже является преодолением "не очевидного, где-то предчувствуемого кризиса". Не исключено, что это превращение окажется значимым и для российского современного танца.