Сегодня многие аналитики сходятся в одном: в России не удается создать нормальный рынок долговых бумаг, несмотря на благоприятные, казалось бы, условия. Предприятия с большим трудом выходят на публичное заимствование через выпуск корпоративных облигаций. Причин тому много. Одна из них - открытая политика эмитента как необходимое условие осуществления подобных займов: решиться на раскрытие информации в полукриминальном российском бизнесе непросто. Между тем ситуация начинает меняться.
Сейчас на регистрации в ФКЦБ находятся два проспекта эмиссии корпоративных облигаций предприятий Свердловской области: концерна "Калина" и пивоваренной компании "Патра". Оба предприятия выпускают продукцию массового спроса для конечного потребителя и в отличие от других эмитентов (ЛУКойл, ТНК), которые осуществили выпуск корпоративных облигаций, не зависят от внешних факторов (например, цен на нефть).
Интересно, что сами эмитенты рассматривают эти проекты не столько с точки зрения решения конкретных задач привлечения инвестиций, сколько как элемент создания кредитной истории. Такой вывод можно сделать из публичных заявлений топ-менеджеров концерна "Калина". Перед тем как начать реализацию проекта, концерн провел конференцию для профессиональных участников фондового рынка, на которой был проанализирован опыт других займов и представлена схема выпуска облигаций "Калины".
"Чистая линия" кредитной истории
Облигационный заем - это второй этап реализации публичной политики концерна. Первый шаг сделан буквально несколько недель назад. "Калина" завершила сделку, которая готовилась почти год: 16,67% уставного капитала продано Европейскому банку реконструкции и развития и двум его венчурным фондам. Под это проведена дополнительная эмиссия акций, кроме того, свой пакет в 5% продал один из акционеров "Калины" - "Рикап-фонд". В итоге сам ЕБРР получил 15,46% акций, 1,21% взяла управляющая компания региональных венчурных фондов Eagle Venture Partners (0,45% - RABO Black Earth, 0,75% - CIMV/CORPEQ Ural Fund bv). Цена сделки - 10 млн долларов. И для концерна она имеет значение не только с точки зрения привлечения инвестиций.
Дело в том, что "Калина" находится практически под полным контролем ее топ-менеджера Тимура Горяева: до проведения последней эмиссии ему принадлежало 75,3% акций компании. В практике российского бизнеса это, пожалуй, плюс: компания полностью управляема, ее партнеры могут быть уверены, что передела собственности не будет. А вот для выхода на публичные, тем более западные, рынки заимствований концентрация капитала в руках одного собственника - фактор неблагоприятный. "Калина" же имеет весьма амбициозные планы выпуска американских депозитарных расписок (АDR) на свои акции. С этой точки зрения приобретение в качестве акционера ЕБРР можно рассматривать как очень удачную сделку. Основной владелец и топ-менеджер сохраняет контроль над бизнесом, при этом уменьшив свою долю (до примерно 60% уставного капитала), и демонстрирует всем наличие в составе акционеров западного инвестора. "Мы получили авторитетнейшего акционера, известного своей консервативностью, - говорит директор по экономике и финансам "Калины" Александр Петров. - Это станет для нас своеобразным знаком качества и сигналом для других солидных инвесторов. Мы собираемся и дальше идти на публичные рынки капитала. Поэтому сейчас и занимаемся формированием чистой кредитной истории".
Частный инвестор не нужен
Вторым шагом концерна, судя по всему, станет проект выпуска облигационного займа. На первом этапе объем эмиссии будет небольшой, 70 млн рублей. Облигации выпускаются в форме документарных именных ценных бумаг с переменным купоном (купонный период - три месяца). Номинальная стоимость 100 рублей. Купонный доход привязан к ставке рефинансирования и исчисляется исходя из текущей конъюнктуры на рынке долговых обязательств и предварительных заявок потенциальных инвесторов. Срок обращения бумаг - три года. Однако компания изначально заложила такое условие, как досрочное предъявление облигаций к погашению, в том числе в случае смены генерального директора или снижения его доли участия в уставном капитале. Объем выпусков предполагается довести до 500 млн рублей, а через два-три года выйти на рынок ADR.
Впрочем, все это будет зависеть от того, насколько удастся разместить первые транши. С одной стороны, для раскачки рынка 70 млн рублей крайне недостаточно. С другой - неизвестному с точки зрения публичной политики эмитенту решаться на большую эмиссию опасно: она может просто не разойтись. Тогда красивой кредитной истории не получишь. Немалое значение имеет выбор андеррайтера - компании, занимающейся размещением и обслуживанием займа. "Калина" сделала ставку на пермскую инвестиционную компанию "Авиа-траст-инвест", входящую в группу "ПМ-инвест". Александр Петров говорит, что эта компания выиграла тендер, который "Калина" проводила среди инвестиционных компаний: "Крупные московские фирмы тоже участвовали в тендере. Однако никто из них не дал гарантии, что заем будет размещен. "Авиа-траст-инвест", по крайней мере, выразила в этом уверенность".
Однако, как показывает практика, удачное первичное размещение - еще только половина успеха.
По словам Александра Петрова, одной из главных будет поддержка ликвидности вторичного рынка облигаций. И эмитент, и андеррайтер посчитали более гибкой систему гарантированных котировок РТС, а не секцию ММВБ (сегодня корпоративными облигациями торгуют две эти площадки). Региональную ЕФБ на "Калине" сочли непопулярной. Кроме того, вторичное обращение будет происходить на внебиржевом рынке.
В качестве потенциальных инвесторов компания рассматривает банки, паевые инвестиционные фонды, страховые компании, сознательно не делая ставку на частных инвесторов: по мнению специалистов "Калины", средний российский инвестор еще не готов к такому инструменту, как корпоративные облигации.
Топ-менеджер приветствует амбиции
Почти все участники рынка, присутствующие на конференции, отметили, что экономическое состояние концерна позволяет рассчитывать на популярность его долговых бумаг. Многие были даже крайне удивлены этому. "Приятно, что у нас наконец-то появились предприятия, с которыми можно разговаривать на одном языке и которые по-рыночному ведут бизнес", - сказал представитель одной из инвестиционных компаний.
"Калина" действительно относится к разряду наиболее динамично развивающихся предприятий парфюмерно-косметической промышленности, занимая, по данным журнала "Эксперт", 11-е место в России по этому показателю. За последние три года она из средней компании превратилась в лидера отрасли. Только за 1999 год выручка от реализации продукции выросла в 4,4 раза, прибыль - в 3,6 раза. В 3,7 раза увеличилась и стоимость имущества предприятия. "Калина" поставляет продукцию во все регионы России, а также в Белоруссию, Казахстан, на Украину. Инвестиционная программа концерна - это модернизация производства и приобретение новых предприятий. Сегодня "Калина" - это не только бывшая парфюмерная фабрика "Уральские самоцветы": приобретены Омский завод синтетических моющих средств, Николаевский парфюмерно-косметический комбинат (Украина) и Алмалыкский завод бытовой химии (Узбекистан). Компания постоянно осваивает новые, в том числе и смежные, рынки. Так, сейчас здесь налаживают выпуск первых российских подгузников, на базе омского завода предполагается создать крупнейшее производство стиральных порошков.
С точки зрения специалистов, уровень менеджмента компании опасений не вызывает. За "Калиной" уже сейчас закрепился имидж структуры, которая строит отношения на рынке исключительно из принципа экономической целесообразности. "Есть жесткие правила, стандарты и все должны их выполнять, - считает Тимур Горяев. - Многие воспринимают это как чрезмерную жесткость, но я думаю, что это связано с некоторой незрелостью менталитета наших граждан". Корпоративная культура на этом предприятии также строится на суровых принципах. Например, за опоздания даже на одну минуту людей наказывают рублем. По мнению топ-менеджера, это нормальное явление: "После 80 лет митингов почему-то восьмичасовой рабочий день воспринимается как подвиг". Вместе с тем частью корпоративной политики Тимура Горяева является и продвижение персонала по службе: "У нас в компании за два-три года выпускник института может сделать карьеру до начальника отдела или направления. Нам интересны люди амбициозные, с большими планами. Мы не приветствуем тихих середняков, потому что строим лучшую компанию в России".
Таким образом, первый облигационный заем "Калины" может рассчитывать на привлекательность для инвесторов. Между тем сейчас концерн относится к той категории предприятий, которые, как ни странно это звучит, не нуждаются в финансовых ресурсах: хватает собственных средств. Однако менеджеры понимают, что так будет не всегда. Чтобы в дальнейшем конкурировать с такими монстрами рынка, как, скажем, "Procter & Gamble", нужны достаточно большие, а главное - дешевые деньги. От заимствования их на западных рынках пока не уйти. И "Калина" готовит для этого почву.
Екатеринбург
Подробнее о корпоративной политике и менеджменте концерна "Калина" читайте в одном из ближайших номеров.