Пена

Пивоваренная компания пытается сохранить независимость от мировых монополистов


Более 20 процентов продукции "Патра" реализует за пределами области и Уральского региона: крайняя восточная точка продаж - Красноярск, западная - Москва и Нижний Новгород. К 2000 году объем производства вырос более чем в 6 раз

Еще недавно екатеринбургскую компанию "Патра" причисляли к предприятиям, входящим в состав компании Sun-Interbrew, одного из двух основных игроков на российском пивном рынке. Теперь о ней предпочитают не упоминать.

Две иностранные компании, скандинавская ВВН и индийско-бельгийская Sun-Interbrew, производят более половины отечественного пива. Интересно, что стратегии лидеров, по мнению экспертов, дополняют друг друга: ВВН делает ставку на крупные предприятия типа "Балтики", которые наполняют рынок России из "центра", а Sun-Interbrew опирается на региональные предприятия, составляющие конкуренцию той же "Балтике" за счет более низких транспортных издержек. Таким образом, гиганты, действуя в связке, заполняют основные ниши пивного рынка страны.

"Партнерство" с крупным иностранным инвестором отечественных производителей пива, как правило, завершается потерей экономической самостоятельности: слишком велика разница в "весовых категориях". Доморощенные пивовары, сохранившие самостоятельность, в случае реализации описанных стратегий вынуждены идти на значительное сокращение объемов производства.

Заметим, что во многих регионах страны пивное производство - одно из немногих, дающих стабильные поступления в бюджет, так что перспектива "глобализации" российской пивной экономики напрямую затрагивает интересы государства.

"Заверения считаю блефом"

АОЗТ "Екатеринбургская пивоваренная компания" (ЕПК) создано в 1993 году фирмой "Омалин Лтд", которая входит в индийскую "Сан-групп" (один из основных акционеров Sun-Interbrew), и государственным заводом напитков и минеральных вод "Свердловский". Доля "Омалин Лтд" в уставном капитале общества составила 60,74 %, доля государства - 39,26%. Разногласия появились практически сразу: российская сторона обвиняла партнеров в неисполнении заявленного плана инвестиций; иностранцы считали, что руководство завода игнорирует созданное совместное предприятие, продолжая в своих интересах вести самостоятельную деятельность.

В 1994 году завод напитков преобразовался в ОАО "Патра". Конфликт продолжался в вялотекущей форме до августа 1998 года, когда, по мнению руководства завода, партнеры сделали очередную попытку попасть в число основных акционеров уральского предприятия: на аукционе, проведенном областным Фондом федерального имущества, кипрская компания Damsel Ventures Ltd, контролируемая, как считает менеджмент завода, все той же "Сан-групп", приобрела 23,8% акций от уставного капитала ОАО "Патра". Бывший тогда генеральным директором "Патры" Григорий Осколков по-прежнему предпочитал избегать сотрудничества с "Сан-групп", считая, что деятельность этой компании носит невыгодный для "Патры" характер.

Более того, несмотря на возражения иностранных партнеров, по инициативе руководства "Патры" в течение 1998 и 1999 годов оформляются постановления о ликвидации АОЗТ "ЕПК". Сегодня эти решения представители "Омалин Лтд" оспаривают в арбитражном суде.

Весной 1999 года объединяются индийская SUN Brewing ("пивная" фирма "Сан-групп", куда входил "Омалин Лтд") и бельгийская Interbrew: на пивном рынке России появляется вторая по величине после ВВН пивная компания Sun-Interbrew. В этот период "Патра" нередко упоминается в СМИ как завод, принадлежащий компании. А в конце октября 1999 года в "Новой газете" выходит резкая статья "Россия как лоходром для иностранцев", в которой описывается ситуация с Damsel Ventures Ltd. Пожалуй, именно с этого момента отношения "Сан-групп" и руководства "Патры" всплывают на поверхность, привлекая общественное внимание. Григорий Осколков активно выступает с опровержением фактов, изложенных в газете: "Заверения в том, что Damsel Ventures Ltd собирается вложить в развитие завода 15 млн долларов, я считаю блефом".

В марте 2000 года Григорий Осколков погиб в автомобильной катастрофе. Новое руководство завода продолжило прежнюю политику отказа от сотрудничества с "Сан-групп".

Спор, как полагают наблюдатели, идет не о доле собственности, а о полном контроле над предприятием, которого желали бы достичь иностранные партнеры. Для этого они пытаются реанимировать ЕПК на основании договоренностей 8-летней давности, а местные пивовары хотели бы вернуть деньги и разбежаться с партнерами, так как давно не доверяют индо-бельгийцам. К тому же пример других предприятий, доставшихся "Сан-групп", не вдохновляет: пиво унифицируется, руководство разгоняется, зарплата минимизируется, прибыли уходят в офшор. Но напрямую об этом стороны публично не высказываются.

Неравный брак

В последнее время руководство Sun-Interbrew предпочитает дистанцироваться от проблем, связанных с "Патрой". Вице-президент компании Ирина Кибина сообщила, что "Патра" не входит в число заводов Sun-Interbrew, но "находится в компетенции" одного из акционеров компании, "Сан-групп". Причину появления информации о принадлежности "Патры" Sun-Interbrew в таких солидных изданиях, как "Известия" и "Финансовая Россия", она объяснила "непониманием ситуации" со стороны журналистов: "Мы никакого отношения к Екатеринбургу не имеем".

Не так категоричен первый вице-президент "Сан-групп" Игорь Гундобин. На просьбу рассказать о возможных вариантах выхода из конфликта он ответил кратко: "Предприятие нуждается в серьезных капиталовложениях. И по завершении судебных разбирательств Sun-Interbrew имеет все необходимые возможности, финансовые и технические, для того чтобы вывести Екатеринбургский пивоваренный завод на достойный уровень среди других пивкомбинатов России".

По мнению генерального директора ОАО "Патра" Игоря Точилова, время уже расставило все по своим местам: "Мы давно сотрудничаем с другими иностранными партнерами. Что касается ''Сан-групп'', стратегия этой компании противоречит коренным интересам нашего предприятия. Ведь фактически через ''Омалин'' планировалось приобрести новый завод с современным оборудованием реальной стоимостью не менее 50 млн долларов всего за 92 тысячи долларов США. Именно такова сумма реально вложенных средств. Правда, нам неоднократно предлагали еще оборудование, как правило, морально и физически устаревшее, к тому же за наши деньги. Можно ли назвать такое партнерство взаимовыгодным? Вместе с тем мы готовы сесть за стол переговоров, чтобы обсудить варианты цивилизованного разрыва".

А пока руководством "Патры" предприняты меры для того, чтобы предотвратить скупку акций предпринимателями "со стороны". Контрольный пакет находится у работников завода, причем акции консолидированы. Во время одного из последних визитов в Свердловскую область индийской делегации в ее составе находился глава инвестиционной компании "Сан" Нандт Кхемка. Тогда было заявлено, что Индия намерена инвестировать один из совместных проектов "Исетского пивзавода", а это основной конкурент "Патры" на местном рынке.

Вполне естественно, что противоборствующие стороны предпочитают не углубляться в суть конфликта, у каждого свои козыри, и никто не желает раскрывать их первым. Но и без подробных комментариев ясно, что в случае удовлетворения всех претензий "Сан-групп" "Патра" войдет в состав Sun-Interbrew. В таком случае вся структура пивного рынка Екатеринбурга и Свердловской области кардинально изменится: доля иностранных гигантов возрастет соответственно на 29 и 40 процентов и значительно превысит половину совокупных продаж в области. Таким образом, на территории одного из ключевых районов страны окажется реализована стратегия раздела российского пивного рынка двумя иностранными гигантами - ВВН и Sun-Interbrew.

Первым наиболее вероятным последствием гигантизма, по мнению наблюдателей, станет исчезновение местных торговых марок. В прошлом году Sun - Interbrew уже объявила о "перетряске" портфеля брэндов, которая должна была коснуться всех заводов, входящих в холдинг. Торговыми марками Sun-Interbrew в России становились "Толстяк", "Сибирская Корона" и "Клинское". Остальные 30 (в том числе и "Патра") скорее всего должны были исчезнуть.

Реальна ли угроза "неестественной" монополии ВВН и Sun-Interbrew на пивном рынке России, которая может привести к нежелательным для потребителя и экономики страны последствиям? Наблюдатели отмечают, что даже в рамках развитой капиталистической системы тема монополизма на пивном рынке остается злободневной. Свежий пример - сообщение о решении антимонопольных органов Великобритании аннулировать приобретение Interbrew британской фирмы Bass (?)Brewers. Если бы эта сделка осталась в силе, бельгийский пивной концерн мог выйти на второе место в мире после американской компании Anheuser-Busch. Покупка Brass(?) дала бы Interbrew возможность контролировать 32% британского производства пива. Однако теперь бельгийцам придется продать Bass(?) покупателю, которого найдет британское правительство. Мы можем только догадываться о мотивах, которыми руководствовались британские чиновники. Однако очевидно другое: даже в такой благополучной и экономически развитой стране, как Великобритания, претензии иностранной компании менее чем на треть рынка рассматриваются как серьезная угроза национальным интересам.

Возникли первые проблемы у "Сан-групп" с антимонопольным законодательством и в Свердловской области. В конце апреля Свердловское территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства вынесло постановление о наложении штрафа на ООО "УралДИК", которое является представителем "Сан-групп" в арбитражном суде, за нарушение статьи 18 Закона РФ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности.

В заключение приведем взгляд на проблему Станислава Бернарда, шефа Чешского союза малых и средних пивоваров: если исчезнут малые пивные компании, гиганты будут гнать унифицированный "eurobeer". У малых своя интересная роль: они "пестрят рынок" и подрывают монополию.