"Бабы" с Урала

Айвар Валеев
15 апреля 2002, 00:00
  Урал

Современный российский театр становится похожим на жизнь

Самый молодой театральный коллектив Челябинска - мастерская новой пьесы "Бабы" - только что вернулся из первой зарубежной гастрольной поездки. Театр выступил в европейской цитадели современной драматургии - лондонском театре "Роял Корт". Раз в два года здесь проходят международные сезоны "Playright". Нынче представлялся проект "Шаги в Сибирь", в котором участвовали две российские труппы - кемеровская "Ложа" и челябинские "Бабы".

Английский вирус

Наших "Баб" англичане разглядели два года назад среди участников фестиваля новой драматургии. Спустя полгода на фестивале документального театра "Вербатум" в Москве труппа получила гран-при за спектакль "Дворовая девчонка" по пьесе молодого британского драматурга Ребекки Причард. "Вербатум" как жанр документального театра и как любопытная техника пришел в Россию недавно из Англии. Драматург и режиссер работают с веществом живой человеческой речи, оставляя себе лишь право монтажа реальных монологов. Ребекка Причард слушала невыдуманые истории английских "гопниц", работая воспитателем в женской колонии. Наркотики, драки, душевная опустошенность - "Бабы" очень сочно представляют трагедии молодых переломанных судеб.

У отечественного зрителя спектакль вызывал недоумение. Не только потому, что юные актрисы обильно употребляют ненормативную лексику. Для благополучной в целом Англии показать жизнь полукриминальной молодежи почитается за откровение. Наши театралы ежатся, не глядя на сцену, но входя в подъезд, усеянный использованными шприцами. А мат - привычная языковая среда и в общественном транспорте, и в вузовских коридорах. Вероятно, для документального театра все же принципиален контекст восприятия, другими словами, ментальность. В "Дворовых девчонках" она явно британского происхождения.

Русская душа

Зато российская ментальность полновесно присутствует в спектакле "Солдатские письма". Английская пресса писала: после 11 сентября Запад стал игнорировать войну в Чечне, а изумительная российская труппа с пронизывающей чистотой напомнила ему о человеческой цене войны.

Пьеса написана художественным руководителем театра Еленой Калужских на основе интервью с реальными людьми, живущими на Урале. Монологи, интонация, мимика прототипов бережно перенесены на сцену и остроумно разыграны актрисами Натальей Сколовой, Яниной Кривоспицкой, Юлией Резниченко и Аллой Точилкиной. Героини - женщины: мать солдата в Чечне; другая мать, сыну которой направили "в помощь" 30 дембелей, после чего он несколько месяцев лежал в коме; медсестра, ставшая "женой" командира; наконец, женщины, служащие в военкомате. Естественно, что женская труппа выбирает себе героинь, а не героев. "Бабы" сумели извлечь из этого ограничения важный вывод. На дам армия действует примерно как водка: известно, что представительницы прекрасного пола быстрее попадают в зависимость от алкоголя. Нормальная женская позиция по отношению к войне и армии - "Комитет солдатских матерей". В остальных вариантах женщина изменяет не абстрактным гуманным убеждениям, а уродует свою природу.

Динамика спектакля грамотно выстроена. Это так важно, когда на сцене и в зале молодежь. Смена ритма, настроения, характеров происходит мгновенно. В "Солдатских письмах" масса придумок: не декоративные завитушки, но опять же остроумные наблюдения. Например, замечательна сцена "войны на пальцах". Актрисы сидят за столом и словно дети изображают пехоту, танки, взрывы... Как ни странно для России, здесь слишком много людей, воспринимающих войну именно так.

Созревание у девушек

Этим спектаклем "Бабы" словно бы нашли по-настоящему свое - то, что долго искали. Впрочем, разве долго? Летом 2000 года доцент Челябинской академии культуры и искусства Елена Калужских предложила своим студенткам собраться в труппу. Первый выход на люди случился в том же году на фестивале "Театральные опыты" в родном Челябинске: показали "Чудную бабу" Нины Садур. Затем была постановка "Кухни ведьм" Михаила Угарова.

Следующая работа - "Тень дерева" по пьесе Екатерины Нарши - нечто среднее между экзистенциальной драмой и предперестроечными повестями из журнала "Юность". Примерно в это же время появляется "Дворовая девчонка" и техника "вербатум". Известность, которую к тому времени получили "Бабы", подвигла московского драматурга Ольгу Михайлову специально для челябинских девушек написать пьесу "Про них". Это своего рода "кавер-версия" чеховских "Трех сестер". Сестры Прозоровы и жена их брата говорят, не слыша друг друга. Яркость, даже резкость диалогов женщин на визуальном уровне подкрепляется авангардными костюмами из коллекции "Штучки" молодых челябинских модельеров. Сестры не разойдутся на узком подиуме, куда, словно манекенщиц, выводит актрис остроумная Елена Калужских. Премьера этого спектакля состоялась "дуплетом" с "Письмами". И стало ясно, что "девушки созрели" до того, чтобы показывать не себя, а жизнь.

Там, где жизнь

Современную драматургию часто (бывает, не напрасно) упрекают за отсутствие живой связи со зрителем. Режиссерам обращаться к новым пьесам порой кажется рискованно - ставить классику надежней. "Бабы", однажды выбрав путь, имидж и нишу, в обилии дают нам возможность оценить сам феномен новой пьесы.

Современные драматурги хорошо образованны, и это большой плюс. Но им мешает тусовочная Москва. Выхолощенная литературная жизнь столицы хороша процессом, но не смыслом, за которым люди в России по сию пору идут в театр. Не случайно из всего списка современных русских драматургов наиболее востребованными оказались как раз провинциалы: Николай Коляда и его ученик Олег Богаев. Новая театральная звезда Евгений Гришковец - из Кемерова. Теперь у нас есть "Бабы" с Урала.

Челябинск